Неопозитивизм — одно из философских направлений XX

века. Его сторонники продолжают размышлять над объектив-

ными, научными критериями моральных предписаний. Однако

вместе с тем становится ясным, что для оценки трагических

событий прошлого века, его коллизий такой взгляд недостато-

чен. Как следствие возникает широкий спектр нравственных

теорий. Этики размышляют над человеческой природой, над

292 ГлаваXVIII. Нравственное измерение культуры

опытом тоталитарных режимов, над нравственными устоями

общества. Мировые войны обостряют опыт этических иска-

ний, заставляя думать о вселенской катастрофе и возможнос-

тях ее устранения.

Итак, в истории этики, с одной стороны, утверждается цен-

ность вероучительных правил, требований государства,

следование традициям. С другой стороны, исповедуется

свободное, ничем не ограниченное отношение к нравст-

венным идеалам. Как помочь человеку, который считается

с моралью в конкретной обычной жизни? Прагматики пола-

гают, что философия должна заниматься не абстрактными

проблемами. Она призвана помочь человеку в различных

жизненных («проблематичных») ситуациях, в процессе его

практической деятельности, которая протекает в непрерыв-

но меняющемся мире. •

Американский философ Джон Дьюи (1859-1952) считал, что нрав-

ственность — что-то вроде социального инженерного искусст-

ва. Акцент, сделанный Дьюи на взаимосвязи средств и целей, —

несомненно, важный момент в развитии этики, которая предо-

стерегает нас от бессмысленных и бесполезных теорий, полно-

стью отделяющих цели от средств. Однако откуда берутся цели?

Всегда ли ясно, с помощью каких средств можно достичь постав-

ленных целей?

По мнению Дьюи, обособление целей, их отрыв от средств может

иметь обратный эффект: пока цель поддерживается идеологиче-

ски, она просто служит ширмой для отвлечения внимания от тех

действий, которые якобы должны служить в качестве средств до-

стижения этой цели. Лозунг, оправдывающий эту подмену, зву-

чит так: «Цель оправдывает средства». Приверженцы этого

принципа не способны понять, что использование разрушитель-

ных средств приводит к преображению и самой цели, даже если

она и поддерживается идеологически.

Космическая этика

Человек связан с космосом, он является космопланетарным со-

зданием. Эволюция на Земле продолжается, рождая новые

формы существования жизни. Следовательно, человеческая

мораль должна обрести космическое измерение. Сам термин'

«космизм» получил распространение в отечественной литера-

туре 80-х годов прошлого столетия в связи с возрождением

ГлаваXVIII. Нравственное измерение культуры 293

интереса к трудам К.З. Циолковского, А.Л. Чижевского и дру-

гих ученых. Французский антрополог Пьер Тейяр де Шарден

считал, что появление человека не является завершением

эволюции. Это лишь ключ к возрастающему совершенствова-

нию мира. Современный мир несовершенен. Но с появле-

нием человека Земля «меняет кожу» и обретает душу. Даль-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: