1. В чем состоит различие в трактовке категории «мимесис» Платоном и Аристотелем? – 2 балла
2. В какие эпохи активно развивалась миметическая концепция искусства? – 2 балла
3. В чем специфика символической концепции искусства? – 2 балла
4. В чьей эстетической системе произошел разрыв с миметическим взглядом на искусство? – 2 балла
5. Имеет ли цели искусство, согласно И. Канту? – 2 балла
6. Как в эстетике Гегеля переплетены категории «образ», «тип», «идеал»? – 2 балла
7. Сопоставьте эстетические постулаты И. Канта с романтической эстетической парадигмой. – 2 балла
8. Каковы основные постулаты культурно-исторического подхода к искусству? – 2 балла
9. Что такое компаративизм? – 2 балла
10. Что такое «архетип»? – 2 балла
11. Что такое остранение? Какая литературоведческая школа считала остранение ведущим принципом искусства? – 2 балла
12. Назовите основных представителей и основные категории структурализма. – 2 балла
13. Сопоставьте образ и понятие. – 2 балла
14. Что обозначает «условность» применительно к характеристике художественного образа? – 2 балла
|
|
15. Обозначьте, чем иллюстративные образы отличны от фактографических? – 2 балла
16. Перечислите специфические свойства художественных образов. – 2 балла
17. Перечислите известные Вам классификации видов искусств. – 2 балла
18. Чем отличаются динамические и статические искусства? – 2 балла
19. Как связана специфика словесного образа с материалом литературы как вида искусства - словом? – 2 балла
20. Каковы преимущества «невещественности»
словесных образов? – 2 балла
Критерии оценки:
Вопросы предполагают краткий тезисный ответ. Правильный ответ оценивается в 2 балла.
33-40 баллов – «отлично»
25- 32 балла – «хорошо»
17 – 24 балла – «удовлетворительно»
0-16 баллов – «неудовлетворительно»
Литература к модулю I
Академические школы в русском литературоведении. М., 1976.
Аристотель. Поэтика (любое издание).
Асмус В. Ф. Немецкая эстетика 18 века. М., 1962.
Барт. Р. Критика и истина. От произведения к тексту. Смерть автора. // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994.
Бахтин М. М. Слово в романе // Он же. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
Гегель. Г. В. Ф. Эстетика: в 4-х т. Т. 1. М., 1968 с. 8-20, 31, 35, 37-38.
Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 вв. М., 1987.
Кант И. Критика способности суждения. // кант И. соч. в 6-ти тт. м., 1966, т.5. с. 318-337.
Кожинов В. В. Слово как форма образа // Слово и образ. М., 1964.
Компаньон А. Демон теории. Литература и здравый смысл. М., 2001. Глава 1. «Литература».
Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М., 1957.
Литературный энциклопедический словарь М., 1987.
Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970.
|
|
Лотман Ю. М. Текст в тексте. О природе искусства.// Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб., 2002. С. 58-78, 265-271.
Манн Ю. В. Диалектика художественного образа. М., 1987.
Федоров В. В. О природе поэтической реальности. М., 1984.
Хрестоматия по теории литературы (Сост. Осьмакова Л. В.) М., 1982.
Н. Г. Чернышевский. Эстетические отношения искусства к действительности. // Полн. Собр. Соч. в 15-ти тт.Т. 2. М., 1949.
Шкловский В. Б. Искусство как прием // Шкловский В. Б. Теория прозы. М., 1983.
Юнг. К. Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству // Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 вв. Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.