Тема 1.4 Законы психического развития

Закон гетерохронности и неравномерности психического развития. Закон метаморфозы детского развития. Закон сензитивных периодов развития. Закон кумулятивности. Закон сочетания процессов эволюции и инволюции. Закон развития высших психических функций. Закон временной организации процесса развития. Закон компенсаторных возможностей в процессе развития.

РАЗДЕЛ 2. ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Тема 2.1 Краткий исторический очерк психологии развития

Донаучный (описательный) этап в становлении психологии развития (Платон, Аристотель). Появление идеи развития (Аристотель, Эразистрат). Состояние идеи развития в Средние века и в эпоху Возрождения (Ф. Аквинский, У. Оккам). Состояние проблемы развития в 17-18 веках (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Э. Тэтенс, Д. Тидеман). Становление психологии развития как науки в 19-м начале 20 века (В. Прейер, С. Холл, Д. Болдуин, Э. Клапаред, К. Гросс, В. Штерн). Состояние психологии развития в России и в молодой советской науке (В.М. Бехтерев, А.И. Сикорский, Н.Н. Ланге, П. П. Блонский, Е.Н. Корнилов, Л.С. Выготский). Педология. Современное состояние и тенденции развития психологии развития.

Тема 2.2 Обзор основных зарубежных теорий психического развития

Понятие о направлении, теории и модели психического развития человека. Требования, критерии оценки и классификация направлений и теорий развития.

Эндогенное направление. Биогенетический принцип в психологии развития. Теории рекапитуляции. Теория 3-х ступеней развития К. Бюлера. Теория созревания А. Гезелла. Этологические теории развития.

Экзогенное направление. Методологические основы теорий научения (Дж. Локк, И.П. Павлов, Дж. Уотсон). Основные положения теории оперантного научения Б. Скиннера. Теория 3-х фаз социализации Р. Сирса.

Социально-когнитивная теория (подражания) А. Бандуры. Эксперименты А. Бандуры.

Психоаналитические теории развития: общая характеристика. Теория З.Фрейда. Теория Э. Эриксона. Теории объектных отношений М. Кляйн, А. Фрейд. Гуманистические теории развития (К. Роджерс, А. Маслоу).

Когнитивные теории развития. Структурно-генетическая теория Ж. Пиаже. Анализ психологических экспериментов Ж. Пиаже. Теория Дж. Брунера.

Социально-экологические теории развития. Эко-психологическая теория У. Бронфенбреннера.

Теории саморазвития. Развитие через деятельность (Р. Лернер). Системное направление. Идея системности в теории Л.С. Выготского.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: