Послесловие. «КАК заниматься наукой», «КАК рисовать кота», «КАК похудеть»

«КАК ЗАНИМАТЬСЯ наукой», «Как рисовать кота», «Как похудеть». Книги...

Молоденькая женщина осваивает азы кулинарии, водрузив на стол «Книгу о вкусной и здоровой пище». «Варить до готовности» — очень понятное выражение. «Белки отделить от желтков». А если не отделить, что тогда? «Солить по вкусу». Это ж сколько той соли сыпать? Опытному человеку проще, ему ком­поненты назови, а уж он сварит так, что пальчики оближешь. Может, тот человек и поучит новичка у плиты? Таково продолжение и наших рекомендаций. Книги книгами, но надо учиться и у окружающих.

В книге просвечивает человек, это давно и хорошо известно, но и в человеке просвечивает книга. Каждый лелеет в себе невидимую книгу, где есть страницы, которые могут спасти, уберечь, направить, наставить, защитить и укрепить. Мы интересны друг другу непрочитанными отрывками потаенных биографий. Мы сильны прочитанными.

О чем пишут в заключительной части научно-популярного издания? Об оставшихся белых пятнах на карте изложения. Следовательно, автору самое время признаться, что он совершенно не осветил ведение хоздоговорной тематики, подготовку дипломных проектов, деятельность студенческих научных обществ, депо­нирование, необходимость получения на учебную литературу грифа «Допущено» или «Рекомендовано...».

Как сдают экзамены кандидатского минимума? Что значит быть соискателем, а не аспирантом? Можно ли осуществлять на­учное руководство на расстоянии? Эти и не только эти вопросы остались «за кадром». Впрочем, жизнь так устроена, что тот, кто хотел о чем-либо узнать, в итоге обязательно узнавал.

Вопрос недолго остается вопросом. Сама подскажет дорога, как ставить ногу. Пословица хорошая, если ее правильно пони­мать. Подскажет дорога! А «дорога» означает, что человек по ней идет. Если же он стоит на одном месте, то дорога ему ничего подсказать не сможет, потому что, если человек стоит, значит до-[203]-роги как бы и нет, есть привал, перекур, остановка, барьер, а это уже совсем другие метафоры.

Забавное получается послесловие! Сначала о том, что человек вроде бы и сам найдет необходимую информацию, далее о том, что дорога ему подскажет. Зачем книги писать? А затем, чтобы сделать человека идущим. Нашептать слова дивные. Правдой увлечь горестной и высокой. Авантюризм «Могу!» зажечь.

Для научной стези нужны сильные чувства. Всего-то и надо научиться в жизни — правильно чувствовать!..

Мы возвращались из Орла. Только что прошли четыре защиты. Три преподавательницы из Челябинска и один преподаватель из Курска стали кандидатами наук. Разговор, естественно, вращался вокруг защищенных, а значит, речь шла и о научном руководстве, и о публикациях, и об их финансировании. «Так трудно писать книги! Как подумаешь: как их издавать...», — вырвалось вдруг у меня. Но спутники мои Александр Тимофеевич Хроленко и Татьяна Петровна Набатчикова улыбнулись тогда мне и сказали: «А Вы пишите!». Больше ничего не было добавлено, разговор переметнулся в другое русло, но сказанное не исчезает. «А Вы пишите!» — стучали колеса. «А Вы пишите!» — говорю я читателям книги, передавая эти слова как эстафетную палочку доверия и надежды.


С О Д Е Р Ж А Н И Е

Предисловие..........................................................................................................................5

Глава 1. Зачем заниматься наукой? Шифры внутри нас..................................................8

Глава 2. Начало. «Начало не продолжается». Монастырская дисциплина.................14

Глава 3. Парадоксы научного творчества........................................................................26

Festina lente (26). Делай все сам (33).

Делай все сразу (37). Кончая, не кончай (38).

Глава 4. Искусство вопроса...............................................................................................40

Глава 5. Книги: друзья или враги?....................................................................................46

Глава 6. Пропустить через руку........................................................................................58

Глава 7. Охота за фактами. «Эксперимент всегда прав»................................................66

Глава 8. В зеркале стиля....................................................................................................81

Глава 9. Жанры научного изложения.............................................................................105

Тезисы (105). Статья (107). Диссертация (108). Монография (111). Учебное пособие (115). Научно-популярная брошюра (116). Словарь (117). Энциклопедия (119). Рецензия (120).

Глава 10. На научной конференции................................................................................123

Глава 11. Аспиранты и докторанты................................................................................133

Глава 12. Сколько у Вас тем? «Освежить корабль»......................................................148

Глава 13. Экспертиза. «Граждане не невежды». Принципы внедрения результа-тов...............................................................................................................................................156

Глава 14. «Ученые живут дольше». Забота о здоровье................................................164

Глава 15. Поведение ученого..........................................................................................172

Доброта (179). Честность (194). Достоинство (200).

Послесловие.....................................................................................................................203



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: