Раздел 10. Обучение языковой теории и правописанию

Совершенствование фонетико-орфографических умений. Значимость фонетических умений для успешного обучения морфемному составу слов, правописанию. Обобщение и систематизация знаний по фонетике и графике, приобретенных в период обучения грамоте. Методика проведения звукового (звуко-буквенного) анализа. Упражнения для тренировки в разграничении понятий «звук» – «буква», в использовании знания алфавита.

Методика проведения уроков по наиболее трудным темам раздела «Звуки и буквы» (по усмотрению преподавателя). Например: «Ь для обозначения мягкости», «Разделительный Ь».

Обучение орфографии. Школьные трактовки понятия «орфограмма» и их анализ. Обзор орфограмм, изучаемых в начальных классах, их распределение по разделам и темам курса. Структура осознанно выполняемого орфографического действия (обнаружение орфограммы; определение ее разновидности, т.е. соотнесение с определенным правилом; применение правила, т.е. выполнение предписанного им способа действия; осуществление самоконтроля) и вытекающие из нее орфографические умения. Обучение обнаружению орфограмм и применению правил для решения орфографических задач как две взаимосвязанных линии в обучении орфографии.

Закрепление, дополнение и систематизация сведений о признаках орфограмм, организация работы над орфографической зоркостью школьников на основе совершенствования фонетических умений.

Выяснение состава слова и его морфологических признаков как основа умения определять разновидности орфограмм и применять соответствующие правила. Организация работы над правилом: мотивация обращения к нему, проведение необходимых наблюдений, выведение правила (при большей или меньшей самостоятельности детей), уточнение необходимого способа действия и его закрепление в практической работе; виды упражнений на этапе первичного закрепления. Технология знакомства с основными орфографическими правилами (по выбору преподавателя). Особенности работы над написаниями, подлежащими запоминанию.

Специфика умения осуществлять орфографический самоконтроль. Знание необходимой последовательности операций и способов их выполнения как обязательное условие формирования этого умения. Обучение детей действию орфографического самоконтроля.

Орфографические упражнения узкой направленности (на формирование одного из умений) и упражнения комплексного характера. Анализ орфографических упражнений учебников, методических пособий.

Орфографические ошибки младших школьников: их возможные причины, способы исправления учителем, организация работы по преодолению. Способы выявления орфографических умений, их оценка.

Недостаточная результативность обучения орфографии, ее возможные причины; методика совершенствования работы.

Сопоставительный анализ решения проблемы обучения орфографии в разных учебниках русского языка.

Подготовка учителя к уроку русского языка по орфографической теме (к уроку знакомства с новым материалом, закрепления и повторения), составление и анализ конспектов.

Изучение морфемного состава слова. Значение темы в начальном курсе русского языка (значимость для развития лингвистического мышления, интереса к языку, для формирования орфографических и речевых умений), задачи, содержание и этапы работы.

Способы введения понятий, наблюдения над значением и назначением морфем, виды упражнений. Работа над правописанием и речью при изучении темы (обзор содержания и конкретных видов работ). Типичные недостатки сложившейся практики изучения темы «Состав слова» и пути ее совершенствования. Методика изучения темы в различных учебниках русского языка.

Урок русского языка по теме «Состав слова» (введение понятий и формирование умений), подготовка учителя к уроку, составление и анализ конспектов.

Изучение морфологии. Задачи изучения морфологии в начальных классах, содержание работы и распределение материала по классам. Объективные трудности морфологии для младших школьников и пути их преодоления. Детские морфологические ошибки, ошибки в построении словосочетаний, связанные с незнанием морфологических характеристик отдельных слов, с неумением правильно «подчинять» одно слово другому; место в уроке и технология использования этих ошибок при изучении и повторении морфологических тем.

Способы введения морфологических понятий. Виды морфологических упражнений и методика их использования.

Подготовка учителя к уроку по морфологической теме (знакомство с теорией и формирование умений).

Изучение элементов синтаксиса и пунктуации. Содержание, место в курсе и организация работы над словосочетанием и предложением как основными синтаксическими единицами.

Содержание и организация изучения элементов синтаксиса в разных учебниках, связь с работой по развитию речи детей.

Урок по синтаксической теме: обдумывание, реализация в конспекте и анализ.

Представление курса русского языка в различных учебниках (обзор). Общий сопоставительный анализ содержания, расположения тем, способов подачи новых сведений, видов упражнений, дидактического материала и в целом направленности на развитие у учащихся интереса к русскому языку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: