1. Упражнение на развитие внимания, звукового анализа и синтеза.
а) — Назови по звукам слова: р-у-б-а—ш-к-а, кисть, краски, ранец, стул, дом, тарелка.
б) — Сосчитаем, сколько звуков в слове "кошка", обозначим каждый звук цифрой 1, 2, 3, 4, 5.
А теперь (внимание!) — N 3 какой звук? и N 5? и т.д.
Звук "ш" — какой по счету? и т.д. Таким образом, слово из 5 звуков анализируется 10 раз: спросим про номера и про звуки.
в) — Составь слово, изменив гласную:
2. Слуховой диктант: слушай, повтори, запиши.
Опустела роща.
Мама вяжет шарф.
Девочка читает.
Природа оживает.
Малыши работают.
Мама заварила чай.
3. — Прочитай фразы. Видишь, все в этом рассказе перепуталось. Как должно быть? Наведи порядок, восстанови рассказ, что было сначала, а что потом?
"Окунь тоже маленький", — подумал кот ив
третий раз закинул удочку.
Вытащил кот ерша. "Маленькая рыбка"—подумал кот.
Вытащил кот окуня.
Поймал кот большую щуку.
Закинул удочку и ждет.
Пошел кот на речку рыбу ловить.
Утащила щука кота в воду.
Насадил червяка на крючок и еще ра&закинул удочку.
4. Развитие техники чтения.
а) Таблица Шульте с прорезями.
б) Минута чтения.
в) Чтение сказки.
г) Найди и прочитай в газета с лева, когда начинаются на согласный звук.
■.■■'" - ' |
Занятие N 10.
1. Упражнение на развитие зрительного восприятия.
— Найди на большой картинке предметы, изображенные внизу. Чего нет на большой картинке?
2. Упражнение на развитие логического мышления.
"Читай фигуру" (докончи ряд):
3. Упражнение на развитие зрительной памяти.
а) Разложите перед ребенком 7-10 картинок. Дайте ему 10-20 сек. посмотреть на них. Затем пусть ребенок отвернется и закроет глаза. Поменяйте картинки местами или уберите одну. Ребенок должен определить, что изменилось. Так проделайте 2-3 раза. Если ребенок угадывал без ошибок (может с ошибками, но очень старался), дайте ему приз.
б) Разложите 5 карточек с написанными словами. Задание дается на время: "Быстро прочитай и запомни, как эти слова расположены. Затем я их перепутаю, а ты должен отгадать, что изменилось".
Для ребенка здесь важен не сам процесс чтения, который доставляет ему трудности, а факт запоминания слов. Игра в картинки перед этим показала ребенку, что он может запомнить последовательность. И он, испытывая состояние успеха, будет стараться быстрее прочитать слова, чтобы запомнить, как они лежат. А вам и надо, чтобы ребенок учился быстрее читать! Вот он и будет у вас читать, не сосредоточивая внимания на самом процессе чтения.
Слова для первого чтения:
лук, мак, сон, дуб, сыр, кот для 2-го раза: снег, роса, кот, мак, рак, лоб для 3-го раза: дым, рот, рука, стул, каша, хлеб для 4-го раза: рама, мама, кожа, лужа, рука
Постепенно увеличивайте ряд слов и берите слова из 2-х слогов (Таня, рыба, окно...), 3-х слогов (машина, автобус, пастила...). Старайтесь, чтобы ребенок испытывал ситуацию успеха, а не сложности.
4. Упражнение на развитие слухового восприятия.
а) — Хлопни в ладоши, когда услышишь слово, обозначающее предмет (существительное): маска, рыжая, делать, рука, дождь, ветка, хлещет, бежит, окно...
б) — Назови слова, обозначающие предметы, вместе с другими, а я буду отгадывать (т.е. задание то же, что и предыдущее, но ведущим будет ребенок).
в) — Отгадай слова
к—о—р—а—б—л—ь, у—н—и—в—е—р—с—а—м, г—р—у—з—н—ы—й, м—а—л—а—х—и—т.
— А что эти слова значат? Когда так говорят? ты
-- Здесь вы даете ребенку на слух слова, состоящие из 3-4-х слогов и не часто использующиеся в речи.
Важно, чтобы ребенок определил слово на слух, понял его смысл, значение и составил с ним предложение. Упражняйте его не только в отгадывании слова, но и в развитии речи, в умении составлять длинное предложение, в котором бы говорилось о красоте природы, доброте человека, чертах характера близких и Т.Д.
5. Зрительный диктант.
— Прочитай, повтори, напиши, проверь себя:
Шел сильный дождь. Машина летела вперед.
Мороз щипал уши.
Визгливая собака замолкла.
Надвигался шторм.
6. Минута чтения.
7. Чтение текста.
Вы начинаете, ребенок читает текст, уже прочитанный вами, и продолжает дальше. Не забудьте спросить его, о чем он прочитал. Помните, что техника чтения не должна быть самоцелью. Главное — научить ребенка читать, чтобы он получал от этого удовольствие, информацию. Можно для разнообразия читать с ребенком поочередно по строчкам, по предложениям. Или, например, ребенок читает первые слова в каждом предложении
Занятие N 11.
У ребенка уже есть успехи. Проверьте его по заданиям, приведенным ниже, и сравните с результатами занятия N 1 (если Вы, конечно, завели дневник, о котором мы писали вначале).
Итак, что же у нас изменилось?
1. Проверим, как быстро и точно ребенок может составить слово из букв, слогов.
А помните, на первых занятиях ребенок затруднялся в составлении слова, названного Вами!
— "Покори вершину":
— Найди среди прочитанных слов слово "огонь":
мокрый, вихрь, аппарат, доска, ерунда, голова, полотенце, лужок, овраг, свитер, огонь, лук, рука.
2. Упражнение на технику чтения.
а) — Прочитай таблицу (время засеките):
— Запомни последовательность цифр в окошечках:
б) Упражнение на внимание.
Расставь слова в соответствии с цифрами, под которыми они написаны.
12 6
мука рыба дождь день мыты: гвоздь
2 4 6 1 5 6 2 5 3 1
в) Слуховой, диктант (фиксируйте время и количество ошибок).
Вертолет прилетел вчера. Мышь тихо скреблась. Огненный шар пылал на небе. Глаза смотрели внимательно.
г) Минута чтения.
— Прочитай. Я знаю, что это у тебя получается хорошо!
3. Упражнение на логическое мышление, на развитие анализа и синтеза.
— Чем отличаются ворона и самолет? — Дерево и бревно?
— Кукла и человек?
Объясни различия.