Мозговой штурм

Метод, с помощью которого можно генерировать много идей по какой-то теме.

обоснование:

Основное правило при проведении «Мозгового штурма» состоит в том, чтобы придумывать много идей, придумывать разные идеи и воздерживаться от комментариев, пока ученики не выдадут множество разных идей. «Мозговой штурм» может помочь ученикам «раскрепостить свой ум» - у них могут появиться идеи, которые обычно им не пришли бы в голову. Не все идеи, которые у них возникнут, окажутся в равной мере полезными, но придумывая множество разных идей, они могут обнаружить какие-то ценные идеи среди менее важных. Ученики, которые практикуют «Мозговой штурм», часто начинают выдавать больше идей и думать менее «заданно» и «жестко».

количество учеников в группе:«Мозговой штурм» могут проводить ученики индивидуально, в парах, в малых группах или целым классом.

МАТЕРИАЛЫ: Для проведения «Мозгового штурма» требуется только карандаш и бумага или доска и мел – для того, чтобы записывать идеи.

необходимое время:«Мозговой штурм» следует проводить в течение 10 минут или меньше.

ход работы:

Шаг 1: Сначала представьте «Мозговой штурм» всему классу.

Шаг 2: Очень четко представьте тему или проблему.

Шаг 3: Дайте ученикам ограниченное время для решения проблемы /задачи.

Шаг 4: Поощряйте их высказывать любые идеи, какими бы странными они не казались, - лишь бы они были связаны с данной проблемой. Напоминайте им, чтобы они никоим образом не критиковали идеи друг друга. Поощряйте их опираться на идеи друг друга. Не задерживайтесь долго на какой-то одной идее.

Шаг 5: Записывайте их идеи по мере того, как они их высказывают.

Шаг 6: Позже можно предлагать ученикам проводить «Мозговой штурм» индивидуально или в парах.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ В ПАРАХ

Выполняя эту разновидность «Мозгового штурма», называемую «Мозговой штурм в парах» (De Bono, 1973), попросите учеников сначала составить список идей по теме индивидуально. Затем, через несколько минут, попросите их объединиться в пары и поделиться своими идеями друг с другом, а затем дополнить свой список. Позже вы можете попросить пары учеников доложить свои идеи всему классу, в это время вы будете записывать их на доске.

СОВЕТЫ:

Часто используйте «Мозговой штурм» для того, чтобы помочь развить у учеников представление о творческом и гибком мышлении. Сначала вы можете потренироваться на малозначительных темах – просто чтобы ученики привыкли к использованию данного метода. Вы можете показать классу какой-то предмет, например, палку и попросить их подумать, как ее можно использовать. К примеру, использовать палку можно так:

Писать ею на песке

Использовать в качестве подпорки для гороха или фасоли

Выбивать пыль из куртки или ковра

Ударять ею по кустам, чтобы распугать змей со своего пути

Для измерения высоты здания (смотреть от верхушки палки до верха здания, зная угол наклона этой воображаемой линии)

Обернуть в тряпочку и сделать из нее куклу

Сделать из нее лук или стрелу.

ДОСКА ВОПРОСОВ

«Доска вопросов» - это просто место, где можно вывешивать вопросы, которые возникают в ходе обсуждений в классе. Для этой цели может быть выделена часть классной доски или же это может быть большой лист бумаги, на который вы просите учеников записывать вопросы, которые им приходят в голову. Цель состоит в том, чтобы ученики могли записать любые свои вопросы, возникающие у них, когда они:

• участвуют в обсуждениях в классе

• читают что-то самостоятельно по собственному выбору или заданный им материал

• пишут

• экспериментируют

• в ходе выполнения других занятий /заданий в классе.

обоснование: Вопросы возникают в ходе различной деятельности – интересных материалов, удивительных событий, книг, иллюстраций и разговоров. Каков бы ни был их источник, вопросы – это сердцевина преподавания и обучения. «Доска вопросов» как раз и предназначена для того, чтобы запечатлеть и придать вес естественной любознательности учеников. «Доска вопросов» служит целому ряду целей:

• Таким образом мы проявляем уважение к вопросам учащихся и придаем им вес и значение, а кроме того это снимает с учителя необходимость отвечать на все вопросы.

• У учащихся появляется возможность сделать дополнительную, имеющую для них смысл работу, если они решают помочь ответить на вопрос, а учителю это дает возможность похвалить особенно продуманные вопросы и ответы.

• Это поощряет учащихся облекать вопросы в письменную форму и дает хорошие темы для письменных заданий.

• Служит основой для планирования уроков, когда учитель разрабатывает задания /занятия, основанные на интересах учеников и том, что им любопытно узнать.

ход работы: «Доску вопросов» следует поместить в легко доступном месте (обычно на стене) класса. Когда у учителя нет времени или желания быть «всезнающим» источником информации, или он просто не знает ответа, ученики могут написать свой вопрос (а также свое имя) на «Доске вопросов». Во время перемен или свободного времени в течение дня ученики читают вопросы друг друга и добавляют свои собственные. Спустя 3-4 недели учитель или кто-то из учеников-добровольцев составляет список этих вопросов и их распечатывает – чтобы раздать всем ученикам в классе. Пользуясь этим списком, класс проанализирует и обсудит возникшие вопросы. Вопросы становятся искрами, чтобы разжечь пламя заданий /занятий, основанных на исследовании.

СОВЕТЫ: Какие вопросы ведут к исследованию? Для наших целей мы разделим вопросы на две категории:

Поисковые вопросы, т.е. вопросы, требующие изучения информационных источников – это вопросы, которые задаются наиболее часто и чтобы ответить на них требуется поиск во вторичных источниках информации (энциклопедии, справочники, Интернет).

Например: Какова температура поверхности солнца?

Проверяемые вопросы дают возможность ученикам найти ответы самостоятельно в результате наблюдения или экспериментирования. Слишком часто в школьной практике отдается предпочтение поисковым вопросам в ущерб проверяемым вопросам.

Например: Что испаряется скорее – горячая или холодная вода?

Вопросы с «Доски вопросов» можно анализировать и классифицировать различным образом, однако, при использовании данной категоризации у класса развивается общий язык и способ работы с вопросами. Описываемый ниже метод поможет вам выработать эффективные навыки постановки вопросов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: