Рассмотрим научный поиск как временную последовательность действий. Эти действия представимы в логическом плане (как описание того, на какой стадии решения задачи объективно находится исследователь) и в психологическом (как описание того, какие процессы происходят в сознании при работе над задачей).
С логической точки зрения поиск включает в себя: 1) постановку задачи; 2) её анализ; 3) поиск решения; 4) нахождение решения; 5) его дальнейшую доработку.
С психологической точки зрения в сознании происходит: 1) первоначальная подготовка к поиску; 2) инкубация; 3) инсайт; 4) обоснование.
Первые этапы поиска являются осознанным процессом. Учёный осуществляет первоначальный анализ проблемы, уточняет условия задачи, пытается применить уже известные приёмы и как-то сузить круг поиска. Не добившись быстрого решения,- исследователь снова и снова предпринимает усилия по преодолению обнаруженных затруднений. В итоге, в какой-то момент он может на время отложить поиски и заняться чем-то другим, Однако процесс поиска не прекращается, а лишь переходит на неосознаваемый уровень психической деятельности. Этап скрытой активности носит название инкубации. Наконец, учёный внезапно находит нужное решение, которое часто оказывается существенно отличным от тех вариантов, на которые он рассчитывал в начале; это озарение называется инсайтом (от англ. insight— «способность проникновения, проницательность»). Следующая стадия — обоснование, на которой исследователь производит уточнение и проверку решения, его дальнейшую разработку и аргументированное изложение.
|
|
Наиболее загадочными стадиями являются, конечно, инкубация и инсайт. Именно в них во время скрытой неосознаваемой активности сознания творчество выступает как процесс, не поддающийся рациональному пониманию. Много страниц написано исследователями творчества о том, что решающая стадия поиска управляется интуицией. Также и сами учёные оставили нам для истории немало описаний своих научных озарений. Например, широкую известность получил подробный отчёт А. Пуанкаре о процессе открытия им автоморфных функций'; в этом процессе ярко выделяются стадии инкубации и инсайта.
Традиционно установилось терминологическое деление на дискурсивное мышление (от лат. discurrere — «распадаться, разделяться») и его антипод — интуитивное. Дискурсивной называют интеллектуальную деятельность, основанную на эксплицируемых, отчётливо отделённых друг от друга процедурах. Примером дискурсивной деятельности может слу-
1 Пуанкаре А. О науке. М., 1983.
жить аргументация по чётко определённым логическим правилам. Интуиция (от лат. intuitio — «пристальное всматривание, созерцание») — сложный и малоизученный психологический процесс; решение называют интуитивным, когда, человек приходит к нему каким-то неосознанным путём, не может дать отчёт в том, как оно возникло. Интуитивное решение характеризуется субъективно как неожиданное, внезапное. По своему содержанию оно оказывается оригинальным видением изучаемого предмета, структуры его взаимосвязей или открытием нового метода исследования. Интуитивному решению сопутствует особое чувство полного понимания, разгадки, проникновения в суть вещей, твёрдая убеждённость в истинности пришедшей идеи.
|
|
Но действительно ли интуитивное решение приходит какими-то рационально непостижимыми путями? На самом деле любой поиск начинается не с нуля. Он всегда базируется на некотором исходном знании. Успех оказывается существенно зависящим от первоначальной подготовки исследователя, от его запаса навыков по решению проблем в предыдущей исследовательской деятельности, а также от интенсивности усилий, предпринимаемых им на первых стадиях поиска. При интенсивном первоначальном штурме проблемы учёный входит в психологический постоянный режим поиска. Под-. сознательно учёный продолжает перебирать варианты, связывать идеи и искать новые подходы. В этом неосознаваемом поисковом режиме могут совершаться весьма сложные мыслительные процедуры, устанавливаться неожиданные ассоциативные соответствия. Интуитивное разрешение проблемы оказывается наградой за всю предыдущую работу.
В научном поиске переплетены и дискурсивные усилия, основанные на рационально обоснованных и отработанных приёмах, и интуитивные мыслительные ходы, имеющие принципиально новаторское содержание. Это касается как стадии первоначальных осознанных усилий, так и ее продолжения — стадии неосознаваемого поиска. Необходимо понимать, что неосознаваемый интуитивный поиск учёного не представляет собой чего-то принципиально отличающегося от действий в нормальном состоянии, а направляем теми же самыми ориентирами, которые заданы дискурсивными процедурами научной деятельности (хотя по своему содержанию представлен, конечно, достаточно свободными, раскрепощёнными движениями мысли). Поэтому не стоит резко разделять дискурсивный и интуитивный компоненты научного творчества. Дальнейшие исследования проблемы творчества, можно предположить, по всей видимости, откроют нам новые области их взаимопроникновения. Сближение исследователями творчества интуитивного и дискурсивного компонентов научного поиска есть лишь иная форма смягчения противопоставления контекста открытия и контекста обоснования.
11 - 1410 Ушаков 321
Таким образом, не существует привилегированного доступа к научному знанию путём некоего интуитивного проникновения. Существует лишь умение методически мыслить и искать. Исследовательская интуиция не является неким счастливым даром, а развивается путём тренировки учёного в процессе упорной работы. Профессионализм учёного — это сложный комплекс явных и неявных знаний, интеллектуальных навыков и умений. Это то неуловимое и непередаваемое, несущее отсвет самой личности исследователя, его почерк и стиль, что называется виртуозностью, опытом, мастерством.