Линейная модель научного поиска. Психологическая проблема интуиции

Рассмотрим научный поиск как временную последовательность дей­ствий. Эти действия представимы в логическом плане (как описание того, на какой стадии решения задачи объективно находится исследова­тель) и в психологическом (как описание того, какие процессы происхо­дят в сознании при работе над задачей).

С логической точки зрения поиск включает в себя: 1) постановку зада­чи; 2) её анализ; 3) поиск решения; 4) нахождение решения; 5) его даль­нейшую доработку.

С психологической точки зрения в сознании происходит: 1) первоначальная подготовка к поиску; 2) инкубация; 3) инсайт; 4) обоснование.

Первые этапы поиска являются осознанным процессом. Учёный осу­ществляет первоначальный анализ проблемы, уточняет условия задачи, пы­тается применить уже известные приёмы и как-то сузить круг поиска. Не до­бившись быстрого решения,- исследователь снова и снова предпринимает усилия по преодолению обнаруженных затруднений. В итоге, в какой-то момент он может на время отложить поиски и заняться чем-то другим, Одна­ко процесс поиска не прекращается, а лишь переходит на неосознаваемый уровень психической деятельности. Этап скрытой активности носит назва­ние инкубации. Наконец, учёный внезапно находит нужное решение, которое часто оказывается существенно отличным от тех вариантов, на которые он рассчитывал в начале; это озарение называется инсайтом (от англ. insight— «способность проникновения, проницательность»). Следующая стадия — обос­нование, на которой исследователь производит уточнение и проверку реше­ния, его дальнейшую разработку и аргументированное изложение.

Наиболее загадочными стадиями являются, конечно, инкубация и ин­сайт. Именно в них во время скрытой неосознаваемой активности созна­ния творчество выступает как процесс, не поддающийся рациональному пониманию. Много страниц написано исследователями творчества о том, что решающая стадия поиска управляется интуицией. Также и сами учё­ные оставили нам для истории немало описаний своих научных озарений. Например, широкую известность получил подробный отчёт А. Пуанкаре о процессе открытия им автоморфных функций'; в этом процессе ярко выделяются стадии инкубации и инсайта.

Традиционно установилось терминологическое деление на дискур­сивное мышление (от лат. discurrere — «распадаться, разделяться») и его антипод — интуитивное. Дискурсивной называют интеллектуальную дея­тельность, основанную на эксплицируемых, отчётливо отделённых друг от друга процедурах. Примером дискурсивной деятельности может слу-

1 Пуанкаре А. О науке. М., 1983.

жить аргументация по чётко определённым логическим правилам. Интуи­ция (от лат. intuitio — «пристальное всматривание, созерцание») — слож­ный и малоизученный психологический процесс; решение называют интуи­тивным, когда, человек приходит к нему каким-то неосознанным путём, не может дать отчёт в том, как оно возникло. Интуитивное решение харак­теризуется субъективно как неожиданное, внезапное. По своему содержа­нию оно оказывается оригинальным видением изучаемого предмета, структуры его взаимосвязей или открытием нового метода исследования. Интуитивному решению сопутствует особое чувство полного понимания, разгадки, проникновения в суть вещей, твёрдая убеждённость в истинно­сти пришедшей идеи.

Но действительно ли интуитивное решение приходит какими-то рацио­нально непостижимыми путями? На самом деле любой поиск начинается не с нуля. Он всегда базируется на некотором исходном знании. Успех оказыва­ется существенно зависящим от первоначальной подготовки исследователя, от его запаса навыков по решению проблем в предыдущей исследователь­ской деятельности, а также от интенсивности усилий, предпринимаемых им на первых стадиях поиска. При интенсивном первоначальном штурме про­блемы учёный входит в психологический постоянный режим поиска. Под-. сознательно учёный продолжает перебирать варианты, связывать идеи и искать новые подходы. В этом неосознаваемом поисковом режиме могут совершаться весьма сложные мыслительные процедуры, устанавливаться неожиданные ассоциативные соответствия. Интуитивное разрешение проб­лемы оказывается наградой за всю предыдущую работу.

В научном поиске переплетены и дискурсивные усилия, основанные на рационально обоснованных и отработанных приёмах, и интуитивные мыслительные ходы, имеющие принципиально новаторское содержа­ние. Это касается как стадии первоначальных осознанных усилий, так и ее продолжения — стадии неосознаваемого поиска. Необходимо по­нимать, что неосознаваемый интуитивный поиск учёного не представ­ляет собой чего-то принципиально отличающегося от действий в нормаль­ном состоянии, а направляем теми же самыми ориентирами, которые заданы дискурсивными процедурами научной деятельности (хотя по свое­му содержанию представлен, конечно, достаточно свободными, раскрепо­щёнными движениями мысли). Поэтому не стоит резко разделять дискур­сивный и интуитивный компоненты научного творчества. Дальнейшие исследования проблемы творчества, можно предположить, по всей видимо­сти, откроют нам новые области их взаимопроникновения. Сближение исследователями творчества интуитивного и дискурсивного компонентов научного поиска есть лишь иная форма смягчения противопоставления контекста открытия и контекста обоснования.

11 - 1410 Ушаков 321

Таким образом, не существует привилегированного доступа к научно­му знанию путём некоего интуитивного проникновения. Существует лишь умение методически мыслить и искать. Исследовательская интуи­ция не является неким счастливым даром, а развивается путём трениров­ки учёного в процессе упорной работы. Профессионализм учёного — это сложный комплекс явных и неявных знаний, интеллектуальных навыков и умений. Это то неуловимое и непередаваемое, несущее отсвет самой личности исследователя, его почерк и стиль, что называется виртуозно­стью, опытом, мастерством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: