Основы правового статуса народных депутатов России и РК

регулирования // Евразийский юридический журнал. 2012. №8 (51).

Правовой статус депутата представительного органа муниципального

образования, также как и члена выборного органа, выборного должностного

лица местного самоуправления отражает современное понимание правового

положения народного избранника, характеризующееся совокупностью

предусмотренных в федеральных законах (прежде всего в Федеральном

законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации

местного самоуправления в Российской Федерации»1

), конституциях

(уставах) и законах субъектов Российской Федерации, муниципальных

правовых актах его прав и обязанностей, форм реализации своих

полномочий, срока избрания (включая основания досрочного прекращения

полномочий), ограничений и запретов, связанных с осуществлением

полномочий, основных гарантий деятельности, а также форм

ответственности.

Федеральный закон № 131-ФЗ закрепил общие положения правового

статуса депутата: срок полномочий; возможность деятельности на

постоянной либо на непостоянной основе; обеспечение необходимых

организационных и материально-технических условий для

беспрепятственного осуществления полномочий; невозможность

одновременного исполнения полномочий депутата представительного органа

или выборного должностного лица местного самоуправления иного

муниципального образования, за исключением случаев, установленных

федеральным законом; ограничения для депутатов, осуществляющих свои

полномочия на постоянной основе, которые не вправе входить в состав

органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных

органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и

действующих на территории Российской Федерации их структурных

1 СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.2

подразделений, если иное не предусмотрено международным договором

Российской Федерации или федеральным законодательством, не вправе

заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой

деятельностью, за исключением преподавательской, научной и другой

творческой деятельности. При этом такая разрешенная деятельность не

может финансироваться исключительно за счет средств иностранных

государств, международных и иностранных организаций, иностранных

граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным

договором Российской Федерации или федеральным законодательством.

Закон также установил (ст. 71), что депутат представительного органа

местного самоуправления несет ответственность перед избравшим его

населением муниципального образования, которое вправе досрочно отозвать

депутата. Основания наступления такой ответственности и порядок

(процедура) решения соответствующих вопросов устанавливаются уставом

муниципального образования. Однако ответственность депутата перед

населением не является безусловной. В случае, если все депутатские

мандаты или часть депутатских мандатов в представительном органе

муниципального образования замещаются депутатами, избранными в составе

списка кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, отзыв

депутата не применяется (ст.24).

В настоящее время законодательством о местном самоуправлении

предусмотрены также случаи досрочного прекращения полномочий

депутата: смерть; отставка по собственному желанию; признание судом

недееспособным или ограниченно дееспособным; признание судом безвестно

отсутствующим или объявление умершим; вступление в отношении его в

законную силу обвинительного приговора суда; выезд за пределы

Российской Федерации на постоянное место жительства; прекращение

гражданства Российской Федерации; прекращение гражданства

иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен

международный договор, предоставляющий право гражданам этого


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: