Политико-правовое учение Г.В.Ф.Гегеля (развёрнуто)
Философское учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831 гг.) представляет собой высшую ступень в развитии классического немецкого идеализма.
Гегель родился в Штутгарте в семье финансового чиновника. Окончив богословский факультет Тюбингенского университета, он отказался от карьеры пастора и занялся углубленным изучением философии. В 1818 г. Гегель получил кафедру в Берлинском университете. События Французской буржуазной революции, оказали влияние на Гегеля и его политические воззрения. Значительное влияние на становление политико-правовых воззрений молодого Гегеля оказали также идеи Платона и Аристотеля, французского и немецкого Просвещения. Особый интерес Гегеля привлекает учение Руссо о воле, его взгляд на государство как на “всеобщую волю”.
Основные произведения:
· “Феноменология духа” (1807 г.),
· “Наука логики” (1812–1816 гг.),
· “Энциклопедия философских наук” (1817 г.).
· “Философия права” (1821 г.) (главное произведение!!!)
|
|
Основной принцип доктрины: истинное (абсолютное) знание может быть достигнуто лишь в рамках философской системы, раскрывающей содержание всех своих категорий и понятий в их логической взаимосвязи. “Истинное действительно только как система”, – подчеркивал философ. Целостность такой системы призвана была обеспечить диалектика – метод исследования структуры теоретических понятий и переходов между ними.
Основными частями гегелевской философии являются: логика, философия природы и философия духа.
Государство и право были отнесены теоретиком к предмету философии духа. Она освещает развитие сознания человека. В поступательном развитии духа Гегель выделил следующие ступени:
· субъективный дух (антропология, феноменология, психология)
· объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность)
· абсолютный дух (искусство, религия, философия)
Право и государство философ рассматривал в учении об объективном духе.
Наука о праве есть часть философии. Теория права, подобно другим философским дисциплинам, приобретает научный характер благодаря тому, что в ней применяются методы диалектики.
В противоположность Канту, трактовавшему идеи права и государства как сугубо умозрительные, априорные конструкции разума, Гегель доказывал, что истинная идея представляет собой т ождество субъективного (познавательного) и объективного моментов. Или в другой формулировке: идея есть понятие, адекватное своему предмету.
Задачу философии - постигнуть государство и право как продукты разумной деятельности человека, получившие свое воплощение в реальных общественных институтах. Философия права не должна заниматься ни описанием эмпирически существующего, действующего законодательства (это предмет позитивной юриспруденции), ни составлением проектов идеальных кодексов и конституций на будущее. Философской науке надлежит выявить идеи, лежащие в основании права и государства.
|
|
Свое понимание предмета и метода философии права Гегель выразил в знаменитом афоризме: “Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно”.
Интерпретации:
· леворадикальные течения - обоснование переустройства общества на разумных началах
· консерваторы оправдывали им существующие порядки.
· сам Гегель понимал под действительностью лишь то, что сложилось закономерно, в силу необходимости.
В произведениях Гегеля речь шла о том, что за всеми исторически преходящими и случайными общественными отношениями необходимо обнаружить их имманентный закон и сущность. С постижением сущности государства мыслитель связывал и решение вопроса о разумном (должном) политическом строе. Гегелевское решение проблемы сущего и должного в социальных отношениях позднее получило название эссенциализма (от лат. еssentiа – сущность).
Главная идея эссенциализма (как я поняла): нужно во всём дойти до сути понятия.
Гегель отрицал основной принцип естественно-правовой школы – противопоставление естественного права положительному. Право и основанные на нем законы, писал философ, “ всегда по форме позитивны, установлены и даны верховной государственной властью”. Гегель использовал термин “естественное право” в особом значении – как синоним идеи права. В трактовке, предложенной мыслителем, естественное право было философским видением природы (сущности) правовых отношений между людьми. “Представлять себе различие между естественным или философским правом и позитивным правом таким образом, будто они противоположны и противоречат друг другу, было бы совершенно неверным”. Естественное право относится к положительному так, как правовая теория относится к действующему праву".
Идеей права философ считал всеобщую свободу. Гегель наделял человека абсолютной свободой и выводил право из понятия свободной воли. Вместе с тем Гегель отверг концепции, определявшие право как взаимное ограничение индивидами своей свободы в интересах общего блага. Согласно учению философа, подлинной свободой обладает всеобщая (а не индивидуальная) воля. Всеобщая свобода требует, чтобы субъективные устремления индивида были подчинены нравственному долгу, права гражданина – соотнесены с его обязанностями перед государством, свобода личности – согласована с необходимостью.
Гегель включал в понятие права гораздо более широкий круг общественных явлений, чем это было принято в философии и юриспруденции начала XIX в. Особыми видами права у него выступают формальное равенство участников имущественных отношений, мораль, нравственность, право мирового духа.
На страницах “Философии права” Гегель анализирует состояние свободы в современную ему эпоху, т.е. в Новое время. В соответствии с принципами диалектики развитие свободы до степени всеобщности рассматривается как логическое развитие идеи права, движение мысли от абстрактных, односторонних понятий к конкретным – более глубоким и полным.