Идея права в своем развитии проходит три ступени: абстрактное право, мораль и нравственность

· Первая ступень – абстрактное право. Свободная воля первоначально является индивидуальной волей, воплощенной в отношениях собственности. На этой ступени свобода выражается в том, что каждое лицо обладает правом владеть вещами (собственность), вступать в соглашение с другими людьми (договор) и требовать восстановления своих прав в случае их нарушения (неправда и преступление). Абстрактное право, иными словами, охватывает область имущественных отношений и преступлений против личности. Абстрактное право имеет формальный характер, поскольку оно наделяет индивидов лишь равной правоспособностью, предоставляя им полную свободу действий во всем, что касается определения размеров имущества, его назначения, состава и т.п. Предписания абстрактного права формулируются в виде запретов.

Основное внимание уделено обоснованию частной собственности. Лишь благодаря собственности человек становится личностью, утверждал философ. Одновременно с этим Гегель подчеркивает недопустимость обращения в собственность самого человека.

Уравнение собственности Гегель считал неприемлемым.

· Вторая ступень– мораль. Она является более высокой ступенью. Моральное состояние духа возвышает человека до сознательного отношения к своим поступкам, превращает лицо в деятельного субъекта. В морали свободная воля – внутренние побуждения индивида, его намерения и помыслы.

На данной ступени свобода проявляется в способности индивидов совершать осознанные действия (умысел), ставить перед собой определенные цели и стремиться к счастью (намерение и благо), а также соизмерять свое поведение с обязанностями перед другими людьми (добро и зло). В учении о морали Гегель решает проблемы субъективной стороны правонарушений, вины как основания ответственности индивида.

Третья, высшая, ступень– нравственность. В ней преодолевается односторонность формального права и субъективной морали, снимаются противоречия между ними. Человек обретает нравственную свободу. Вступая в различные сообщества, индивиды сознательно подчиняют свои поступки общим целям. Объединения, формирующие нравственное сознание в современную ему эпоху, философ относил семью, гражданское общество и государство.

Гегель рассматривает гражданское общество и государство как несовпадающие сферы общественной жизни. Под гражданским обществом он понимал систему материальных потребностей, обусловленных развитием промышленности и торговли. Философ относит образование гражданского общества к современной ему эпохе, а его членов называет по-французски “bourgeois” (буржуа).

Гражданский строй(=буржуазный) - антагонистическое состояние, арену борьбы всех против всех (использует формулировки Гоббса о естественном состоянии). Гражданское общество состоит из отношений, складывающиеся на почве частной собственности, а также законов и учреждений (суд, полиция, корпорации), призванные гарантировать общественный порядок. В целом гражданское общество - объединение индивидов “на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности”.

Гражданское общество делится на три сословия:

· землевладельческое (дворяне – собственники майоратных владений и крестьянство)

· промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники)

· всеобщее (чиновники)

Из-за различий интересов индивидов, их объединений, сословий гражданское общество не может урегулировать социальные противоречия. Для этого оно должно быть упорядочено стоящей над ним политической властью – государством. Социальные антагонизмы не могут быть устранены одними правовыми средствами, и предлагал решить проблему общественного согласия методами политики. Государство предстает неким нравственным целым (идейно-политическим единством), в котором снимаются противоречия, имеющие место в правовом гражданском сообществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: