o Объективная сторона: государство - организация публичной власти. Гегель выступает в защиту конституционной монархии и критикует идеи демократии. Государство, по его мнению, имеет три власти:
· законодательную
· правительственную
· княжескую власть
Гегель подчеркивает недопустимость их противопоставления друг другу. Отдельные виды власти должны образовывать органическое, неразрывное единство, высшим выражением которого служит власть монарха.
Законодательное собрание призвано обеспечить представительство сословий:
· верхняя палата (наследственный принцип)- дворяне
· нижняя – палата депутатов – избирается гражданами по корпорациям и товариществам
Представительство граждан нужно, чтобы довести до сведения правительства интересы различных сословий. Решающая роль в управлении государством принадлежит чиновникам, осуществляющим правительственную власть. Высшие государственные чиновники обладают более глубоким пониманием целей и задач государства, чем сословные представители.
|
|
Княжеская власть объединяет государственный механизм в единое целое. В благоустроенной монархии правит закон (монарху остается только добавить к нему субъективное “я хочу”).
o Субъективная сторона: государство - духовное сообщество (организм), все члены которого проникнуты духом патриотизма и сознанием национального единства. Основанием такого государства Гегель считал народный дух в форме религии.
Политический идеал Гегеля отражал стремление немецкого бюргерства к компромиссу с дворянством и установлению конституционного строя в Германии путем медленных, постепенных реформ сверху.
Конституционная монархия – политико-правовой идеал Гегеля – не существовала в современной Гегелю Пруссии, это была его программная установка. В гегелевской конституционной монархии акцент сделан на суверенитет, являющийся основным определением господства идеи целого над его составными частями. Своей концепцией суверенитета Гегель отвергает всякое насилие и связанный с ним деспотизм как извращенную форму государства, в которой господствует не конституция, право и закон, а произвол.
Гегель оправдывает возможность решения споров международного характера путем войны, она очищает дух нации. Гегель положительно оценивал войну Германии с наполеоновской Францией.
Учение Гегеля способствовало развитию либеральных и радикальных концепций. Вместе с тем в учении Гегеля была заложена и возможность его консервативной интерпретации.