В государстве есть объективная и субъективная стороны

o Объективная сторона: государство - организация публичной власти. Гегель выступает в защиту конституционной монархии и критикует идеи демократии. Государство, по его мнению, имеет три власти:

· законодательную

· правительственную

· княжескую власть

Гегель подчеркивает недопустимость их противопоставления друг другу. Отдельные виды власти должны образовывать органическое, неразрывное единство, высшим выражением которого служит власть монарха.

Законодательное собрание призвано обеспечить представительство сословий:

· верхняя палата (наследственный принцип)- дворяне

· нижняя – палата депутатов – избирается гражданами по корпорациям и товариществам

Представительство граждан нужно, чтобы довести до сведения правительства интересы различных сословий. Решающая роль в управлении государством принадлежит чиновникам, осуществляющим правительственную власть. Высшие государственные чиновники обладают более глубоким пониманием целей и задач государства, чем сословные представители.

Княжеская власть объединяет государственный механизм в единое целое. В благоустроенной монархии правит закон (монарху остается только добавить к нему субъективное “я хочу”).

o Субъективная сторона: государство - духовное сообщество (организм), все члены которого проникнуты духом патриотизма и сознанием национального единства. Основанием такого государства Гегель считал народный дух в форме религии.

Политический идеал Гегеля отражал стремление немецкого бюргерства к компромиссу с дворянством и установлению конституционного строя в Германии путем медленных, постепенных реформ сверху.

Конституционная монархия – политико-правовой идеал Гегеля – не существовала в современной Гегелю Пруссии, это была его программная установка. В гегелевской конституционной монархии акцент сделан на суверенитет, являющийся основным определением господства идеи целого над его составными частями. Своей концепцией суверенитета Гегель отвергает всякое насилие и связанный с ним деспотизм как извращенную форму государства, в которой господствует не конституция, право и закон, а произвол.

Гегель оправдывает возможность решения споров международного характера путем войны, она очищает дух нации. Гегель положительно оценивал войну Германии с наполеоновской Францией.

Учение Гегеля способствовало развитию либеральных и радикальных концепций. Вместе с тем в учении Гегеля была заложена и возможность его консервативной интерпретации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: