Учебник выполняет целый ряд функций: информацию, управленческую, координирующую и функцию самообразования. Центральной функцией учебника является информационная. Эта функция будет реализована, если будут реализованы 3 другие функции: руководство учебной деятельностью, интегрирующая и координирующая.
Руководство учебной деятельностью реализуются в учебнике посредством аппарата организации усвоения учебного материала.
К управленческой функции учебников относят: алгоритм, комплекс научных знаний и т.д.
Все учебники должны быть доступны для изучения их без поддержки учителя.
Дидактические материалы.
Это комплекс учебных пособий, куда входят учебник и дидактические материалы, методики преподавания.
Методические разработки (рекомендации) по предмету. Они предназначены для учителей. Рекомендации являются как бы изложенным на бумаге прообразом методики преподавания и предлагаемого процесса обучения по предмету. В методических рекомендациях показывается логика построения урока, его основные моменты. Если необходимо, то проводится набор дополнительного материала.
Первоисточники выступают одним из важнейших средств обучения. Учебники содержат в себе все необходимое для усвоения учебного материала и роль первоисточников здесь минимальна.
Сочетание средств обучения на уроке.
Мы рассмотрим сочетание основных средств обучения речи учителя (изложение) с учебником, речи с наглядными средствами обучения и ТСО, а также учебника с другими элементами системами средств обучения.
Текст изложения учителем материала отличается от текста изложения учебника: речевой формой, наличием определенных вспомогательных знаний. Учитель может использовать иной комплекс наглядных средств, нежели в учебнике. Но изложение по глубине материала должно бать одинаковым.
Сочетание речи с другими элементами системы средств обучения (наглядными средствами) – одно из распределяющих явлений в практике обучения (например, развивающее обучение по Л. В. Занкову).
Взаимодействие учителя с ТСО, взаимосвязь служит для полноценного раскрытия учебного материала, повышение интереса к нему.
Сочетание учебника с ТСО состоит в том, что под готовый урок (учебник) подбирается комплекс ТСО.
Сочетание учебника с другими учебными книгами определяются на уровне проектирования учебного книжного комплекса.