В современной школе

Целеполагшше в педагогикесознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности. Опреде­ление целей и задач образования и воспитания имеет большое теоре­тическое и практическое значение. Педагогический процесс -- это всегда целенаправленный процесс. Целям подчиняется все: содержа­ние, организация, формы и методы воспитания и обучения.

Цель как научное понятие есть предвосхищение в сознании субъекта результата, на достижение которого направлена деятель-ность. С философской точки зрения, человеческая деятельность все­гда определяется ее целью. Нецелесообразной деятельности в прин­ципе не существует.

Под целью образования и воспитания следует понимать мыс­ленное, заранее определяемое (прогнозируемое) представление о ре­зультате педагогического процесса, о качествах, состоянии лично­сти, которые предполагается формировать. Знание и понимание цели дает педагогу четкое представление о том, какого человека он должен формировать, и придаст его работе необходимую направлен­ность. Без ясного представления о цели нет и не может быть эффек­тивной педагогической деятельности.

Незнание объективно значимой цели воспитания часто ведет к созданию воспитателем ложных целей, ориентированных не на формирование личности воспитанника, а на удовлетворение лич­ных амбиций или стремления к спокойной жизни. В книге В.И. Слуцкого «Элементарная педагогика» приводятся примеры лож­ных целей:



• стремление сделать детей послушным орудием в руках взрос­
лых;

• развлечение детей вместо воспитания;

* использование школьников в собственных целях (например,
карьера);

* воспитание мифических добродетелей без учета жизненных
реалий (что В.И. Слуцкий называет «педагогическим ханже­
ством»).

Выделяются общие, групповые и индивидуальные цели. Общие цели выражают качества, которые должны быть сформированы у всех людей, групповые отражают особенности какой-либо группы, а индивидуальные предполагают воспитание отдельной личности.

Педагогические цели могут быть разного масштаба и составляют ступенчатую систему. Высшая ступень - государственные цели, об­щественный заказ, стандарт образования. Они разрабатываются спе­циалистами, принимаются правительством, фиксируются в законах и других документах. Следующая ступень - цели отдельных образова­тельных систем и этапов образования. Например, цели общего сред­него образования и его отдельных уровней: начальная, основная и полная общеобразовательная школы. Следующая ступень - цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей определен­ного возраста. Наконец, цели отдельного урока или внеурочного ме­роприятия.

Цели образования и воспитания не являются раз и навсегда за­данными, не существует и формально-абстрактных целей, одинако-во пригодных для всех времен и народов. Цели образования и воспи­тания подвижны, Изменчивы, имеют конкретно-исторический ха­рактер. Произвольное выведение целей недопустимо, так как может идти вразрез с объективными закономерностями развития природы, общества, человека.

В основе формирования целей образования и воспитания лежит ряд объективных факторов. Определяющим фактором является идеология, политика государства. Кроме того, цель выражает истори­чески назревшую потребность общества в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. Общую направленность целей определяют также: уровень общест­венной культуры, достижения философской и педагогической мысли, закономерности физического и психического развития людей.

Цель образования и воспитания должна соответствовать пред­ставлению общества об идеале человеческой личности. Идеал - это



выработанное веками представление о совершенном человеке. В лю­бом обществе существуют два педагогических идеала личности. Один - высокий, широко рекламируемый и декларируемый, но заве­домо недостижимый. Его предназначение - быть маяком, ориенти­ром, высшим образцом, к которому следует подвести воспитуемого как можно ближе. Например, идеал всесторонне развитой личности как высшей цели воспитания, который признается во всем мире. И, тем не менее, ни одна страна не может похвастаться ее достаточно полной реализацией, да я понимается он разными педагогическими и философскими школами неоднозначно.

Другой идеал достаточно приземленный. Он, как правило, имеет реальное воплощение. «Реальный идеал» - это герой своего времени, это тот, на месте которого каждый хотел бы оказаться, чью судьбу, если не все, то очень многие желают своим детям. Например, во время Великой Отечественной войны был идеал боевого офицера, защитника Родины. Затем в 50-60-х годах лидерство заняли высококвалифициро­ванные специалисты, талантливые инженеры, поэты, музыканты. Ме­няются времена, иными становятся представления о человеке. Меня­ются ценности, нормы жизни, а с ними и идеалы образования и воспи­тания, «Реальный идеал» в современной России в условиях нестабиль­ности многолик и противоречив, как и все наше общество.

В основе разрабатываемых современной педагогикой идеалов образования и воспитания лежат общечеловеческие ценности. Общечеловеческие ценности - это ценности, которые принима­ют большинство людей, не связывая их ни с конкретным общест­вом или культурой, ни с конкретным историческим периодом. Опираясь на этот подход в определении идеала образования и вос­питания в современной России, надо помнить, что идеал русской народной педагогики должен оставаться неизменным на любом этапе развития Российской истории: беззаветно любящий свою Родину, высоконравственный труженик. А цель образования и воспитания на каждом новом этапе развития общества конкрети­зирует, что человек должен знать и уметь, носителем какой морали должен быть, чтобы соответствовать модели перспективного раз­вития общества в России.

В истории человеческого общества цели образования и воспита­ния изменялись и изменяются в соответствии с философскими кон­цепциями, психолого-педагогическими теориями, с требованиями общества. В мировой практике в настоящее время имеются различ­ные взгляды на цели образования и воспитания. Например, в США


цель образования и воспитания определяется концепцией адаптации личности к жизни, согласно которой школа должна воспитать эффек­тивного работника, ответственного гражданина, разумного потреби­теля и доброго семьянина. В последние годы эта формулировка мо­дифицирована и получила название «воспитание в целях выжива­ния».

В ряде стран запада гуманистическая (либеральная) педагогика провозглашает целью школы воспитание автономной личности с кри­тическим мышлением и самостоятельным поведением, человека, реа­лизующего свои потребности, в том числе высшую потребность в самоактуализации, развитии внутреннего «Я».

В отечественной педагогике и школе более 70 лет целью образо­вания и воспитания было формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Подобная цель имелась в образовании и воспита­нии Древней Греции, в Европе эпохи Возрождения, у западных и рус­ских утопистов, французских просветителей. Учение о всестороннем развитии личности как о цели воспитания разрабатывалось основате­лями марксизма, которые считали, что коммунистическое общество потребует именно всесторонне развитой личности и что такая лич­ность - цель исторического процесса. Цель, таким образом, носила характер идеала будущего. В советский период в СССР многое было сделано для ее практической реализации, но выполнить намеченные преобразования так и не удалось, для этого не было общественно-политических и социально экономических предпосылок.

В настоящее время педагогами признается неосуществимость такого идеала воспитания в новых социально-экономических услови­ях. Однако не стоит совсем забывать о главной цели образования и воспитания - формирование всесторонне и гармонически развитой личности, которая по-прежнему остается идеалом всего человечества. Но цели современного отечественного образования и воспитания адаптированы к современным условиям переходного периода в раз­витии России XXI века. Поэтому цель воспитания в самом общем виде формулируется как помощь личности в разностороннем разви­тии. Это отражено в Законе Российской Федерации «Об образова­нии». Образование служит решению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (ст. 9, п. 2).

Образование, согласно Закону, должно обеспечить самоопреде­ление личности, создание условий для ее самореализации, формиро­вание в сознании учащихся картины мира, адекватной современному


знанию, формирование гражданина, интегрированного в обществе и направленного на его совершенствование (ст. 14, п. 1, 2). Конкрети­зация цели воспитания и образования содержится и в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, устанавливающей приоритет образования в государственной политике, стратегию и ос­новные направления его развития до 2025 года. Так, главная цель общего среднего образования в Доктрине определяется как «форми­рование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических ус­ловиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества».

В данной формулировке цель отражает общую устремленность образования и воспитания. При практическом осуществлении она выражается в системе конкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое и часть.

В Доктрине сформулированы и задачи школы как социального института:

- формирование нового уклада школьной жизни, способст­
вующей воспитанию физически здоровой, духовно богатой,
высоконравственной, образованной личности, уважающей
традиции и культуру своего и других народов;

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к
правам и свободам человека, ответственности перед собой и
обществом;

- формирование целостного научного мировоззрения, экологи­
ческой культуры, создание предпосылок для вхождения в от­
крытое информационно-образовательное пространство;

- разностороннее развитие детей, их познавательных интере­
сов, творческих способностей, общеучебных умений, навы­
ков самообразования, способствующих самореализации лич­
ности.

Реализация целей и задач осуществляется в реальном педагоги­ческом процессе и выполнение их - профессиональный долг россий­ских педагогов.


? 4. РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Проблема личности и ее развития имеет различные аспекты, по­этому рассматривается разными науками: философией, возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и т.д. В том числе развитие личности является одним из самых сложных и ключевых вопросов педагогической теории и прак­тики. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспита­ния. Одно из важнейших профессиональных качеств педагога - уме­ние видеть каждого ученика как человека в его развитии, взрослении, становлении.

В зависимости от того, какие условия превалировали в той или иной теории развития личности, в педагогике и психологии по дан­ной проблеме имели место три основных направления: биологиче­ское, социологическое (социальное) и биосоциальное.

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и ин­стинктов (З.Фрейд и др.). При этом человек, подчиняясь требованиям общества, постоянно подавляет естественные потребности, «играя» необходимые социальные роли.

Представители социологического направления утверждают об­ратное: хотя человек рождается как существо биологическое, однако основное влияние на его развитие оказывают те социальные группы, с которыми он общается: именно социальные ситуации детермини­руют поведение и, соответственно, развитие человека. Причем, чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, инстинкты и т.п.

Представители биосоциального направления, на первый взгляд, примиряют две противоположные точки зрения, полагая, что психи­ческие процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Однако при этом происходит искусственное деление личности, которое никак не мо­жет объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

Современная педагогика рассматривает личность как единое це­лое, в котором биологическое неотделимо от социального. Развитие личности, как процесс, детерминируется как психофизическими осо-


бенностями индивида, так и социальными ситуациями в единстве, а также мерой его собственной активности, направленной на самораз­витие и самосовершенствование. Отношения социального и биологи­ческого в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах раз­вития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми. Этапы и закономерности развития по каждому направлению теоретически и экспериментально исследуются в соответствующих науках.. В учебно-воспитательном процессе эти результаты слиты в единую систему многостороннего развития учащихся, которое опо­средовано возможностями самой личности, влиянием среды и целе­направленной деятельностью взрослых.

Таким образом, развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количествен­ные.изменения, но и качественные преобразования, рождение нового и отмирание или преобразование старого. Более того именно противоре­чия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами разви­тия личности. К" таким противоречиям относятся:

• противоречие между новыми потребностями, порождаемыми
деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

• противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

• противоречие между растущими требованиями со стороны
общества, группы взрослых и наличным уровнем развития
личности.

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором прояв­ляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок перехо­дит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовле­творяется, противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противо­речие сменяется другим - развитие продолжается. В педагогической науке используются данные биологического развития для научной организации труда педагогов и учащихся; разрабатываются модели обучения и воспитания на базе закономерностей психического разви­тия учащихся, устанавливаются содержание, пути и средства социа­лизации учащихся.


Понятие «социализация» имеет междисциплинарный статус и в широком смысле трактуется как взаимодействие человека с общест­вом, как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление (адаптация).

Понятие адаптации, являясь одним из центральных понятий биологии, объединяет полярные направления в развитии личности. Социальное направление базируется на закономерностях биологиче­ского и психического развития. В процессе социального развития во внутреннем мире личности появляются новообразования - высшие психические функции, в составе которых знания об общественных явлениях, отношениях и нормах, социальные установки, убеждения, принятые в обществе, формы поведения и общения, мораль и т.п. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которых является адаптированность личности к различным социаль­ным ситуациям, микро- и макрогруппам. С помощью понятия адап­тации социализация рассматривается как процесс вхождения челове­ка в социальную среду и его приспособления к культурным, психоло­гическим и социологическим факторам.

Примечательно, что в гуманистической психологии сущность социализации представляется иначе: как процесс самоактуализации «Я-копцепцик», самореализации личностью своих потенций и творче­ских способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъ­ект рассматривается как саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания. Эти два подхода иллюстрируют двусторонний ха­рактер социализации и не противоречат друг другу.

Общество формирует социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образ­цы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхожде­ния в социальную среду, систему существующих социальных связей. Однако в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, форми­рованию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Следствием действия этой тенденции является развитие и преобразо­вание не только самой личности, но и общества.

Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересе­чении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает опти­мальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во


взаимодействии с окружающей средой. Социализация ~ это непре­рывный процесс, длящийся в течение всей жизни. В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из то­го, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:

- дотрудовая, включающая весь период жизни человека до на­
чала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, раз­
деляется на два более и менее самостоятельных периода: ран­
няя социализация, охватывающая время от рождения ребенка
до поступления его в школу; юношеская социализация, вклю­
чающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;

- трудовая стадия охватывает период зрелости человека. Од­
нако демографические границы этой стадии определить
трудно, так как она включает весь период трудовой деятель­
ности человека;

- послетрудовая стадия, наступающая в пожилом возрасте в
связи с прекращением трудовой деятельности.

В процессе социализации личность примеривает на себя и вы­полняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя.

Для учащегося успешность социализации существенно зависит от социального окружения, от тех людей, которые объяснят ему сущ­ность общественной активности и отношений, нормы доведения. В данном случае имеется в виду все формирующее личность простран­ство, т.е. школа, семья, дружеское окружение, социальные институ­ты, средства массовой информации и т.п. Эффективно осваиваются социальные нормы поведения и культурные ценности под влиянием авторитетного взрослого. В педагогическом плане социальная среда выступает как двуаспектное пространство влияния на личность уча­щегося: организованное и стихийное. Причем, чем уже сфера органи­зованного влияния, тем шире стихийное пространство формирования личности (в том числе асоциального влияния).

Это соотношение в значительной степени зависит от воспитания.

Воспитание в отличие от социализации, происходящей в усло­виях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно кон­тролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспи­тание). И та, и другая социализация имеют ряд различий в разные периоды развития личности. Одно из самых существенных различий,


имеющих место во всех периодах возрастного развития личности, -это то, что воспитание выступает своеобразным механизмом управ­ления процессами социализации.

В силу этого можно выделить две основные функции воспита­ния: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социаль­ных, психологических и др.) на личность и создание условий для ус­корения процессов социализации с целью развития личности. В соот­ветствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации. Кроме этого, воспитание связано и с развитием: развитие духовной культуры лич­ности происходит под действием факторов воспитания, и, в свою очередь, воспитание будет эффективным только в соответствии с возможностями личности. При этом типы (модели) воспитания обу­словлены уровнем развития обществ, социально-политическими ори-ентациями и идеологиями. Например, воспитание, естественно, осу­ществляется по-разному в тоталитарном и демократическом общест­вах. В каждом из них воспроизводится свой тип личности, своя сте­пень свободы и ответственности личности.

По сути, факторы психического развития, имеющиеся в среде и в воспитании, одни и те же. Разграничение среды и воспитания относи­тельно и имеет значение в теоретической модели, в которой учащий­ся рассматривается как объект воспитания, т.е. испытывающий педа­гогические влияния и пассивно перестраивающий свою деятельность в соответствии с требованиями извне. С позиции ребенка как субъ­екта деятельности воспитание есть составная часть его жизни. В свя­зи с этим возникает вопрос о тех задачах, которые призвана решать целенаправленная социализация (воспитание), организатором кото­рой является педагог. А,В. Мудрик условно выделил три группы за­дач, решаемых на каждом этапе социализации:

- естественно-культурные задачи, связанные с достижением
на каждом возрастном этапе определенного уровня физиче­
ского и сексуально, о развития. Они определяются некоторы­
ми нормативными различиями в тех или иных регионально-
культурных условиях (различные темпы полового созрева­
ния, эталоны мужественности и женственности в различных
этносах и регионах и т.д.);

- социально-культурные задачи — это познавательные, мораль­
но-нравственные, ценностно-смысловые задачи, которые
специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном ис­
торическом социуме;


- социапъно-психологические задачи, связанные со становлени­ем самосознания личности, ее самоопределением, самоактуа­лизацией и самоутверждением, которые на каждом возрас­тном этапе имеют специфическое содержание и способы их достижения.

Решение названных задач в процессе воспитания вызвано необ­ходимостью развития личности. Если какая-либо группа задач или наиболее значимые из нее остаются нерешенными на том или ином этапе социализации, то это либо задерживает развитие личности, ли­бо делает его неполноценным. Таким образом, условия воспитания для ребенка составляют часть среды обитания. Чтобы жить в общест­ве, ему необходимо освоить культурные ценности. Он может делать это тремя путями.,

Во-первых, путем подражания в референтной группе. Это «стихийное воспитание» - освоение культурных ценностей под влиянием других людей, но без принуждения, без педагогической цели. В этом случае личность воспринимает ценности, законы и нор­мы поведения, принятые в данной группе, как свои личные, как эта­лон для подражания.

Во-вторых, освоение культуры может происходить по плану, в соответствии с целями и содержанием, определенным воспитателем. Это так называемое развивающее воспитание — целенаправленный процесс порождения во внутреннем мире воспитанника новых ду­ховных ценностей под руководством воспитателя. Воспитание осу­ществляется при соответствующем информационном обеспечении и организации познавательной деятельности воспитанника.

В-третьих, ученик может осваивать культурные ценности по собст­венной инициативе, в плане самовоспитании и саморазвития. В тра дициях гуманистической педагогики, как уже отмечалось, в педагогиче­ском процессе функционируют равнозаинтересованные субъекты - пе­дагоги и воспитанники. Решая ту или иную педагогическую задачу, вос­питатель побуждает воспитанников к определенной деятельности или предотвращает нежелательные действия, Для того чтобы воспитанники начали проявлять соответствующую активность, это влияние (внешний стимул) должно быть ими осознано, превратиться во внутренний побу­дитель, в мотив деятельности (убеждение, желание, осознание необхо­димости, интерес и др.). В процессе самовоспитания большое место за­нимает внутренняя переработка личностью внешних воздействий. Как правило, это характерно для учащихся, находящихся на высокой стадии развития, когда рефлексия достигает существенного уровня.


При воспитании младенца и дошкольника едва ли возникает во­прос о самовоспитании, хотя дошкольник может сам задумывать свою игру, отражая в ней свое понимание воспринятой им действи­тельности. В младшем школьном возрасте происходят значительные сдвиги в деятельности ребенка в сторону внутренней мотивации. Она является основой для перестройки деятельности на основе постанов­ки им задач, преодоления своих слабостей и формирования у себя лучших человеческих качеств.

Работа над собой - самовоспитание - начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. То есть на определенной стадии развития лично­сти, ее интеллектуальных способностей и общественного самосозна­ния человек начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового, весьма своеобразного в формировании личности фактора че­ловек сам становится воспитателем.

Итак, самовоспитание - систематическая и сознательная дея­тельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формиро­вать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание - составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно также зависит от конкрет­ных условий, в которых живет человек.

Формы и методы самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека и др. А искусство воспитания в этой связи состоит в том, чтобы возможно раньше пробудить у ре­бенка стремление к самосовершенствованию и помогать ему советом, как достичь поставленных целей.

? 5. ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. СТРУКТУРА, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ

Латинское слово «процессус» означает «движение вперед», «из­менение». Педагогическим процессом называется развивающееся


взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на дос­тижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изме­нению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс - это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качество личности. Главную сущность педагогического процесса составляет обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности. Термины «педагогический процесс» и «учебно-воспитательный про­цесс» тождественны.

Педагогический процесс - это система, В ней слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми ус­ловиями, формами и методами их протекания. Как система педаго­гический процесс состоит из элементов (компонентов), в свою оче­редь, расположение элементов в системе — это структура (строе­ние).

Компоненты системы - педагоги, воспитуемые, условия воспи­тания. Педагогический процесс как систему характеризуют цели, за­дачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и вос­питуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты - целевой, содержательный, деятельностный, результативный.

Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели - всесто­роннего и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержатель­ный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель., так и в каждую конкретную задачу; а деятельностный - взаимодей-ствие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конеч­ный результат. Наконец, результативный компонент процесса от­ражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Педагогический процесс - это процесс трудовой, он, как и лю­бой другой трудовой процесс, осуществляется для достижения обще­ственно значимых целей. Специфика педагогического процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса -педагогическое взаимодействие.

Как и в других трудовых процессах, в педагогическом выделя­ются объекты, средства, продукты труда. Объекты деятельности пе-


дагога - развивающаяся личность, коллектив воспитанников.

Объектам педагогического труда кроме сложности, системно­сти, саморегуляции присуще и такое качество, как саморазвитие, чем и обусловливается вариативность, изменчивость, неповторяемость педагогических процессов.

Предмет педагогического труда — формирование человека, ко­торый в отличие от педагога находится на более ранней ступени раз­вития и не обладает необходимыми для взрослого человека знаниями, умениями, навыками.

Средства (орудия) труда - это то, что человек помещает между собой и предметом труда, чтобы достичь желаемого воздействия на этот предмет. В педагогическом процессе к орудиям труда относятся не только знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспи-туемого, но и виды деятельности, на которые он должен переключить школьников, способы сотрудничества с ними, методика педагогиче­ского влияния. Это духовные средства труда.

Продукт педагогического труда - это воспитанный, обществен­ный человек. В конкретных процессах, «частях» общего педагогиче­ского процесса, решаются частные задачи, формируются отдельные качества личности в соответствии с общей целевой установкой.

Педагогический процесс - внутренне связанная совокупность многих процессов; он представляет собой не механическое соедине­ние процессов воспитания, обучения, развития, а новое качественное образование, подчиняющееся своим особым закономерностям. Цело­стность, общность, единство - главные характеристики педагоги­ческого процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели.

Специфика процессов, образующих целостный педагогический процесс, обнаруживается при выделении доминирующих функций. Доминирующая функция процесса обучения - обучение, воспитания - воспитание, развития - развитие. Но каждый из названных процес­сов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развиваю­щую, и образовательную функцию, а обучение немыслимо без сопут­ствующего ему воспитания и развития. При всей этой неразрывности можно выделить и доминирующие характеристики. Так, например, в содержании обучения превалирует формирование научных представ­лений, усвоение понятий, законов, теорий, оказывающих впоследст­вии большое влияние и на развитие, и на воспитанность личности. В содержании воспитания преобладает формирование убеждений,


норм, правил, установок, мотивов и так далее, но в то же время фор­мируются и представления, и знания, и умения. Таким образом, оба процесса ведут к главной цели - формированию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему средст­вами.

Специфика процессов отчетливо проявляется при выборе форм и методов достижения цели. Если в обучении используется пре­имущественно строго регламентированная классно-урочная форма работы, то в воспитании превалируют более свободные формы раз­личного характера, общественно полезная, спортивная, художествен­ная деятельность, целесообразно организованное общение, посиль­ный труд. Различаются и единые в своей основе методы (пути) дос­тижения цели: если обучение использует преимущественно способы воздействия на интеллектуальную сферу, то воспитание, не отрицая их, более склонно к средствам, воздействующим на мотиваационную и действенно-эмоциональную сферы.

Объективные, необходимые, существенные связи, характери­зующие педагогический процесс, отражаются в его закономерно­стях. Среди общих закономерностей педагогаческого процесса выде­ляются такие:

1. Закономерность динамики педагогического процесса. Педаго­
гический процесс как развивающееся взаимодействие между-педаго-.
гами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер,
чем выше у ученика (воспитанника) промежуточные результаты, тем
выше его общие достижения.

2. Закономерность развития личности в педагогическом про­
цессе. Темпы и достигнутый уровень развита» личности зависит от:
1) наследственности; 2) воспитательной и учебной среды; 3) включе-
нчя в учебно-вослитательную деятельность; 4) применяемых средств
педагогического воздействия.

.3. Закономерность управления учебно-воспитательным процес­сом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: 1) ин­тенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами; 2) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.

4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагоги­ческого процесса зависит от:. 1) действия внутренних стимулов (мо­тивов) учебно-воспитательной деятельности; 2) интенсивности, ха­рактера и своевременности внешних (общественных, моральных, ма­териальных стимулов).


5. Закономерность единства чувственного, логического и
практики
в педагогическом процессе. Эффективность учебно-
воспитательного процесса зависит от: 1) интенсивности и качества
чувственного восприятия; 2) логического осмысления воспринятого;
3) практического применения осмысленного.

6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внут­
ренней (познавательной) деятельности.
Эффективность педагоги­
ческого процесса обусловливается: 1) качеством педагогической дея­
тельности и 2) качеством учебно-воспитательной деятельности вос-
питуемых.

7. Закономерность обусловленности педагогического процесса.
Течение и результаты учебно-воспитательного процесса обусловле­
ны: 1) потребностями общества и личности; 2) возможностями (мате­
риально-техническими, экономическими и другими) общества; 3)
условиями протекания процесса (морально-психологическими, сани­
тарно-гигиеническими, эстетическими и другими).

Закономерности педагогического процесса находят свое кон­кретное выражение в основных положениях, определяющих его об­щую организацию, содержание, формы и методы, то есть в принци­пах. Назовем основные принципы педагогического процесса.

1. Принцип гуманистической направленности педагогического
процесса; в нем выражается необходимость сочетания целей общест­
ва и личности.

2. Обеспечение связи педагогического процесса с жизнью и
производственной практикой.
Этот принцип предполагает соотне­
сение содержания образования и форм учебно воспитательной рабо­
ты с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей об­
щественной жизни страны и за ее пределами.

3. Принцип соединения обучения и воспитания с трудом на
общую пользу,
Участие в коллективном труде обеспечивает накопле­
ние опыта общественного поведения и формирование социально цен­
ных личностно-деловых качеств.

4. Принцип научности - ведущий принцип при приведении со­
держания образования в соответствие с уровнем развития науки и
техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией.

5. Принцип ориентации педагогического процесса на форми­
рование в единстве знаний и умений, сознания и поведения.
Суть
этого принципа состоит в требовании организации деятельности, в
которой учащиеся убеждались бы в истинности и жизненной силе
получаемых знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками со-


циально ценного поведения.

6. Принцип о бучения и воспитания детей в коллективе. Он
предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и
индивидуальных форм организации педагогического процесса.

7. Принцип требования преемственности, последовательно­
сти и систематичности,
направленный на закрепление ранее усво­
енных знаний, умений и навыков, личностных качеств, их последова­
тельное развитие и совершенствование.

8. Принцип наглядности - важнейшее организующее положе­
ние не только процесса обучения, но и всего целостного педагогиче­
ского процесса. Наглядность в педагогическом процессе основана на
закономерностях познания окружающей действительности и разви­
тия мышления от конкретного к абстрактному.

9. Принцип эстетизации всей детской жизни, прежде всего,
обучения и воспитания. Формирование у воспитанников эстетическо­
го отношения к действительности позволяет развить у них высокий
художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать
подлинную красоту общественных эстетических идеалов.

10. Принцип сочетания педагогического управления с разви­
тием инициативы и самостоятельности воспитанников.
Педаго­
гическое управление призвано поддерживать полезные начинания
детей, учить их выполнению тех или иных видов работ, давать сове­
ты, поощрять инициативу и творчество.

11. Принцип сознательности и активности учащихся в цело­
стном педагогическом процессе отражает активную роль воспитан­
ника в педагогическом процессе.

12. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с ра­
зумной требовательностью к нему
- это важнейший принцип орга­
низации детской деятельности.

13. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные
стороны его личности связан с практической реализацией принципа
уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью к
ней.

14. Принцип доступности и посильности в обучении и воспи­
тании школьников означает, что деятельность учащихся должна
строиться на основе учета их реальных возможностей.

15. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенно­
стей воспитанников
предполагает, что содержание, формы и мето­
ды организации их деятельности не остаются неизменными на раз­
ных возрастных этапах.


16. Принцип прочности и действенности результатов обра­зования, воспитания и развития; реализация этого принципа свя­зывается, прежде всего, с деятельностью памяти, но не механической, а смысловой. Прочными, как правило, становятся те знания, которые добываются самостоятельно.

?.6. ВОСПИТАНИЕ КАК ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

Воспитательный процесс является частью целостного педагоги­ческого процесса, который объединяет обучение и воспитание. Про­цесс воспитания имеет свои особенности и является более сложньм, чем обучение, так как связан с внутренним миром личности, ее взглядами, убеждениями, установками, потребностями. Воспитатель­ный процесс это процесс целенаправленный. Наибольшую эффектив­ность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспи­тания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику.

С точки зрения современной педагогики, процесс воспитания -это сознательно организованное взаимодействие педагогов и воспи­танников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (И.Ф. Харламов). В данном определении подчеркивается активная деятельность воспитанника. В нем отража­ется личностно-деятельностный подход к воспитанию, принятый в отечественной педагогике.

Современная педагогика считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Воспитательный процесс реализуется через органи­зацию деятельности воспитанников, результат действий педагога выражается в качественных изменениях в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспи­тательные отношения, педагогическая ситуация. По существу, воспитывать — это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, задачи, взаимные отношения.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Он носит многофакторный характер: на становление личности влияет семья,


школа, микросреда, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально-экономическая ситуация и дру­гие объективные и субъективные факторы. Это делает процесс вос­питания более богатым и одновременно более сложным: трудно управлять процессом, оградить его от стихийности и негативно дей­ствующих факторов. Например, ТВ и кино - сильный фактор воспи­тания, часто играющий негативную роль.

Сложность воспитательного процесса состоит и в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обна-руживают себя, как, например, в процессе обучения. Результаты воспитания могут проявиться спустя время после окончания школы. Воспитательному процессу присуща и неопределенность результа­тов. В одних и тех же условиях результаты могут существенно отли­чаться, что объясняется индивидуальными различиями воспитанни­ков, их социальным опытом, отношением к воспитанию.

Процесс воспитания отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. К. Гельвеции писал: «Вся моя жизнь есть, собст­венно говоря, лишь одно длинное воспитание».

Одна из особенностей воспитательного процесса - его непре­рывность, то есть систематическое и постоянное взаимодействие воспитателей и воспитанников. Даже самое яркое одно «меро­приятие» не способно изменить ученика, необходима система ра­боты по формированию личности.

Процесс воспитания диалектичен. Это выражается в его непре­рывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. Он изменяется в зависимости, например, от возрастных особенностей учеников, от конкретных ситуаций, от различных условий. Диалекти­ка воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, пре­одоление которых и поддерживает непрерывное развитие процесса воспитания.

Диалектика воспитания состоит и в том, что процесс воспи­тания должен переходить в процесс самовоспитания. Самовоспита­ние - это сознательная, целенаправленная самостоятельная деятель­ность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности. Собственная деятельность школьника по саморазвитию является необходимым условием воспитательного процесса: «Никто не сможет воспитать человека, если он сак себя не воспитывает» (В.А. Сухомлинский). Задача школьного воспитания -разбудить внутренние силы ученика и направить их на саморазвитие, руководить самовоспитанием учащихся. Для решения этих задач ис-


пользуются такие методы: сообщение знаний о сущности и приемах самовоспитания, организация коллективной и индивидуальной дея­тельности по самовоспитанию, консультирование, поощрение.

Процесс воспитания включает в себя и перевоспитание, пони­маемое как перестройка установок, взглядов и способов поведения, противоречащих этическим нормам и другим требованиям общества. Процесс перевоспитания очень сложен, поскольку должны изменять­ся стереотипы поведения, имеющие устойчивый характер. В пере­воспитании нуждаются ученики, называемые трудными, имеющие отклонения в поведении, часто не успевающие в учебе. Процесс пе­ревоспитания строится следующим образом: установление причин отклонения в развитии и поведении ученика, формирование проблем в его воспитании, определение путей и средств, влияющих на пере­стройку сложившихся стереотипов поведения, активизация сознания и деятельности школьника в учебе, досуге, применение системы тре­бований, стимулирование, контроль.

Процесс воспитания представляет собой последовательное решение ряда педагогических ситуаций. Педагогическая деятельность по реали­зации процесса воспитания включает в себя следующие этапы:

- диагностика (изучение) воспитанников и определение задач
воспитания;

- проектирование, планирование воспитательной деятельности
(разработка содержания, методов, форм);

- организация педагогического взаимодействия (реализация
планов);

- анализ и оценка результатов.

Затем все повторяется в следующем цикле воспитательной рабо­ты.

Процесс воспитания строится на основе ряда исходных положе­ний, руководящих идей, которые определяют его общую организа­цию, содержание, формы и методы и называются принципами воспи­тания.

Принципы воспитания формулируются на основе закономерно­стей целостного педагогического процесса. В то же время они отра­жают специфические особенности процесса воспитания и служат ру­ководством к практике.

Современная отечественная система воспитания руководствует­ся следующими принципами:

1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. Он означает, что воспитание должно строиться в соответст-


вии с требованиями общества, перспективой его развития, отвечать его потребностям. Реализация этого принципа требует помнить, что в современной России целью воспитания является помощь личности в профессиональном и жизненном самоопределении.

2. Принцип комплексности, единства всех компонентов вос­
питательного процесса: целей, задач, содержания, форм и мето­
дов.
Это единство определяется идеей целостности формирования
личности.

3. Принцип единства педагогического руководства и само­
стоятельной деятельности, активности школьника.
Это требо­
вание опирается на главный закон развития личности: человек разви­
вается в активной самостоятельной деятельности.

4. Принцип гуманизма, уважения к личности воспитанника в
сочетании с требовательностью к нему.
Этот принцип регламен­
тирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что
эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете
учителя, сотрудничестве, доброжелательности. Одновременно педа­
гог должен проявлять высокую требовательность к воспитанникам
при решении воспитательных задач.

5. Принцип опоры на положительное в личности воспитан­
ника.
Требования этого принципа: педагоги обязаны выявлять поло­
жительные качества в человеке и, опираясь на них, строить воспита­
тельную работу.

6. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Один
из классических принципов советской педагогики, который в новых
условиях должен отражать новую ситуацию - педагогическую реаль­
ность. Требование этого принципа следует понимать не только как
необходимость воспитания коллективиста, а как реализацию в про­
цессе воспитания потребности школьников в общении, организацию
ипедагогическое руководство межличностным и межгрупповым
взаимодействием, формирование культуры отношений в коллективе.

7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенно­
стей школьников.
Учителя должны знать типичные возрастные осо­
бенности и индивидуальные различия школьников, изучать их и в
соответствии с ними выбирать средства и методы работы с
воспитанниками.

8. Принцип единства действий и требований школы, семьи и
общественности.
Этот принцип требует, чтобы школа, педагогиче­
ский коллектив обеспечили единые и согласованные действия всех
участников воспитательного процесса, в первую очередь, конечно,


семьи школьника и социальных институтов.

Все названные принципы воспитания равнозначны и тесно связа­ны между собой, они отражают целостное представление о том, каким должно быть воспитание и как его нужно осуществлять. В то же время принципы воспитания - это не готовые рецепты, руководствуясь кото­рыми воспитатель мог бы автоматически достигать высоких результа­тов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация зависит от личности воспитателя.

На содержание и организацию процесса воспитания в современ­ной отечественной школе оказывают влияние те характерные осо­бенности, которые свойственны данному этапу развития России. Воспитательный процесс строится на основе государственной поли­тики в области воспитания, а также отражает все проблемы, которые существуют в современном обществе.

Основные элементы государственной концепции воспитания со­держатся в Законе Российской Федерации «Об образовании» и дру­гих документах. Этот подход можно назвать личностно-ориентированным воспитанием, целью которого является стимулиро­вание саморазвития личности, базовое образование и культура лич­ности как основа для дальнейшего ее развития, помощь личности в жизненном самоопределении. Содержание воспитания описывается как базовая культура личности, включает культуру жизненного само­определения, семейные отношения, культуру общения, интеллекту­альную, нравственную, художественную, физическую, экономиче­скую, экологическую, трудовую и правовую культуру. В концепции делается акцент на.принципах сотворчества воспитателей и воспи­танников, свободы и стимулирования деятельности детей, самоорга­низации и развития интересов.

Основные признаки данной государственной концепции: деидеологизация воспитания - освобождение от марксистской идео­логии и политического давления на личность: демократюацш, лич­ностная ориентация воспитания - определение целей, содержания, методов в соответствии с потребностями учащихся и в их интересах, а не в интересах государства.

Однако в условиях преобразований в России в настоящее время кроме официальной государственной концепции создаются разные подходы к воспитанию: православное воспитание, этнокультурное воспитание, альтернативные системы воспитания, вальдорфская пе­дагогика и другие. Это усложняет деятельность педагогов-практиков.


Сильно сказываются на направленности и результатах воспита­тельного процесса и негативные явления в жизни нашего общества. К ним в первую очередь относятся: состояние здоровья подрастающего поколения России, экономические и нравственные проблемы семьи, культ жестокости и насилия в средствах массовой информации, а также проникновение в школьную среду наркотиков и порнографии. Решить эти проблемы школьные педагоги не могут, но построить воспитательный процесс так, чтобы по возможности нейтрализовать негативные влияния, придать воспитанию позитивную и оптими­стичную окраску, правильно сориентировать в жизни формирую­щуюся личность школьника - это зависит от воспитателей.

? 7. СОДЕРЖАНИЕ И ИСТОЧНИКИ ВОСПИТАНИЯ

Содержание воспитания представляет собой систему знаний о природе, обществе и человеке, о чертах и качествах личности, нормах и правилах поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соот­ветствии с поставленными целями и задачами. Кто, почему и что оп­ределяет содержание воспитания?

Кто? - общество:

- существующий общественный строй;

- социальные процессы развития общества.

Почему? Существуют требования, которым должен отвечать каждый человек. Забота о воспитании подрастающего поколения -необходимое условие общественного развития.

Что? Функции, которые выполняет человек в обществе, включа­ясь в социальные, экономические, политические, экологические, культурные процессы.

Другими словами, человек живет в обществе и не может быть свободным от требований данного общества. Каждый человек в об­ществе выполняет ряд функций, которые и определяют основные на­правления воспитания, то есть его содержание. С философской точки зрения содержание, будучи определяющей стороной целого, пред­ставляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. В послед­ние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи:


1. Реализация целей воспитания. Реальная цель сегодня - раз­
ностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и
возможности. Средство достижения этой цели - освоение человеком
базовых основ культуры. Отсюда центральное понятие содержания
воспитания - «базовая культура» личности. Это культура жизненного
самоопределения: экономическая культура и культура труда, нравст­
венная и экологическая, художественная и физическая, культура се­
мейных отношений.

2. Самоопределение. Важнейший элемент воспитания - культу­
ра жизненного самоопределения человека. Жизненное самоопределе­
ние - понятие более широкое, чем только профессиональное и даже
гражданское. Культура жизненного самоопределения характеризует
человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья.
Именно в гармонии с самим собой должно идти гражданское, про­
фессиональное и нравственное самоопределение.

3. Коллективистская направленность, В содержаний воспитатель­
ной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу как к сугубо
дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не
возвышать ее духовные, нравственные силы. Именно коллектив должен
оказать позитивное влияние на формирование и.развитие личности.

В педагогическом процессе содержание воспитания реализуется через совокупность направлений воспитательной деятельности, ко­торые представляют собой своеобразную программу воспитания.

Например, для достижения цели формирования разносторонне развитой личности необходимо единство следующих направлений воспитания:

умственное воспитание;

- физическое воспитание;

- трудовое воспитание;

- нравственное воспитание;

- эстетическое воспитание.

Такой подход к содержанию воспитательного процесса явился традиционным для советской педагогики доперестроечного периода и сохраняет свое значение до сих пор, так как цель воспитания гар­монически развитой личности ставится обществом и сейчас. Однако время потребовало дополнить его следующими направлениями:

- экономическое воспитание;

- половое воспитание;

- экологическое воспитание;

- правовое воспитание.


Каждое из перечисленных направлений имеет свои задачи, сред­ства и формы организации.

Умственное воспитание - это педагогическая деятельность, на­правленная на интеллектуальное развитие личности, развитие умст­венных способностей учащихся, формирование познавательных по­требностей и интересов. Формирование творчески мыслящей лично­сти также является задачей умственного воспитания.

Основные пути умственного воспитания - систематическое обу­чение учащихся, построенное на основе принципов развивающего обучения (реализация учебных планов и программ по предметам на различных типах уроков), и внеклассная работа по развитию их умст­венной культуры (читательские конференции, тематические выставки книг, фото, предметные недели и так далее).

Умственное воспитание происходит также под влиянием окру­жающей среды, средств массовой информации и прочее.

Физическое воспитание - педагогическая деятельность, на­правленная на развитие физических сил и здоровья школьников, вы­работку гигиенических навыков - и здорового образа жизни.

Задачи физического воспитания:

1. Содействие правильному физическому развитию и укреплению
здоровья, закаливание, повышение работоспособности учащихся.

2. Воспитание у школьников высоких нравственных качеств,
формирование понятия о том, что забота о своем здоровье является
общественным долгом.

3. Формирование жизненно важных двигательных умений и на­
выков, развитие основных двигательных качеств.

4. Приобретение необходимого минимума знаний в области ги­
гиены и медицины, физической культуры и спорта.

Формы работы: уроки физкультуры, оздоровительно-гагиеиические мероприятия в режиме учебного дня, физические уп­ражнения иподвижные игры до начала занятий и переменах; вне­классная и внешкольная работа (спартакиады, ДЮСШ, секции, круж­ки по видам спорта и другое).

Трудовое воспитание - процесс вовлечения учащихся в педаго­гически организованные виды труда с целью развития трудовых уме­ний, передачи им трудового опыта, подготовки к выбору профессии, формирования потребности в труде.

Задачи трудового воспитания и профориентации следующие: привитие любви к труду, творческого отношения к нему, готовность трудиться в коллективе; развитие индивидуальных интересов и на-


клонностей в различных видах трудовой деятельности; формирова­ние трудовых навыков культуры умственного и физического труда; формирование устойчивых профессиональных интересов к конкрет­ным профессиям и специальностям.

Основными формами трудового воспитания являются: урок, ла-бораторно-практические занятия, УПБ, экскурсии на предприятия, беседы, устные журналы и так далее.

Экономическое воспитание - познакомить с основами эконо­мического образования и экономической культуры, научить ориенти­роваться в жизненных экономических ситуациях. Задача экономиче­ского воспитания — подготовка школьников к экономической дея­тельности, сознательному участию в хозяйственной деятельности.

Экономическое воспитание осуществляется через экономическое просвещение (в процессе изучения основ наук) и экономическую дея­тельность (внеклассную и внешкольную). Это работа кружков, клу­бов, проведение бесед, диспутов и так далее.

Нравственное воспитание - педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения. Основные задачи нравст­венного воспитания: формирование нравственного сознания; воспи­тание и развитие нравственных чувств; выработка умений и привы­чек нравственного поведения.

Формы нравственного воспитания: этические беседы, решение поведенческих задач, общение с интересными людьми, чтение соот­ветствующей литературы и так далее.

Эстетическое воспитание - процесс формирования" способно­стей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, вы­работки эстетических знаний и вкусов, развитие творческих задатков и способностей. В числе главных задач эстетического воспитания -формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей, вкусов, способностей.

Формы эстетического воспитания: литературно-художественные конкурсы, викторины, школьные праздники, кружки, творческие объ­единения, турнир знатоков поэзии, музыкальные вечера и другое.

Половое воспитание - это система мер, направленных на фор­мирование полового сознания и поведения мужчины (мальчика) и женщины (девочки). Доминирующая задача полового воспитания -подготовка школьников к семейной жизни, включая направления ре­шения данной проблемы:

- формирование психологической мужественности и


венности в общении мужчин и женщин;

- формирование сексуально-эротической ориентации с учетом
нравственных требований;

- подготовка к супружеству;

- формирование здорового образа жизни через разъяснение за­
висимости супружества, сексуальности и родительства от та­
ких привычек, как курение, алкоголизм, венерических забо­
леваний и так далее.

Формы полового воспитания: уроки этики и психологии семей­ной жизни, вечера вопросов и ответов, лекции, беседы, работа с ро­дителями и другие.

Экологическое воспитание - это совместная деятельность вос­питателей и воспитанников по формированию у школьников системы экологических знаний, умений и на их основе ответственного отно­шения к окружающей среде.

В задачи экологического воспитания входят:

- усвоение научных знаний о природе, понимание ее ценности
для общества и человека;

- овладение нормами правильного поведения в природной сре­
де;

- развитие потребности общения с природой;

- активизация деятельности по сохранению, восстановлению и
улучшению природной среды.

Формы и методы: коллективные творческие дела (КТД), беседы, диспуты,.конференции, работа экологических отрядов, клубов к др. Особую популярность приобрела «Экологическая: тропа».

Правовое воспитание - целенаправленная деятельность госу­дарства, общественных объединений, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных представ­лений, взглядов, ценностных ориентиров, установок, обеспечиваю-щих соблюдение, исполнение, использование юридических норм.

Задача правового воспитания состоит, с одной стороны, в том, чтобы научить учащихся строго соблюдать законы, а с другой - ис­пользовать те широкие возможности, которые закон предоставляет для проявления инициативы, творческой активности, в борьбе с ан­тиобщественными явлениями.

Под руководством педагогов учащиеся проводят олимпиады и конкурсы правовых знаний, вечера вопросов и ответов на темы: «Ты


и закон», «Закон и совесть», выставки книг, выпуск газет, бюллете­ней «Человек и закон» и так далее.

Поскольку человек не формируется по частям, поэтому в воспи­тательном процессе все направления реализуются в единстве через формы и методы воспитания. На разных этапах развития общества какие-либо направления воспитания приобретают приоритетный ха­рактер. Объектом особого внимания сегодня является нравственное воспитание.

Содержание нравственного воспитания в современной школе претерпевает существенные изменения в связи с тем, что возникла острая необходимость возродить общечеловеческие ценности.

Главная такая ценность - жизнь. Право человека на жизнь свя­то и нерушимо. С молоком матери дети должны впитать истину, что покушение на жизнь и здоровье других людей и на свою жизнь недо­пустимо. Сегодня большую тревогу вызывает увеличение числа са­моубийств среди школьников. Некоторые идут на это, потеряв смысл жизни, утратив идеалы, оказавшись в изоляции. Христианская мораль на протяжении веков учила: когда трудно, неуютно, одиноко, надо идти к людям, искать у них помощи и защиты.

Актуальной проблемой остается отношение к детям как к цен­ности. Дать жизнь еще одному человеческому существу, иметь де­тей, воспитать их -на это, к сожалению, нет установки у молодых людей. В школе растут будущие отцы и матери, воспитатели своих детей. Однако до недавнего времени педагоги их так не воспринима­ли, в результате чего установка на брак, на материнство, отцовство, на исполнение родительских обязанностей у многих выпускников школ не сформирована. Молодые люди, вступив в брак, или вообще не хотят иметь детей, решив, «жить для себя», либо относятся к де­тям как к помехе, уклоняются от исполнения своих родительских обязанностей. Все чаще молодые мамы оставляют детей в роддоме или оставляют их на произвол судьбы.

Еще одна общечеловеческая ценность - свобода. В условиях демо­кратизации значительно возросли права и свободы личности. На этом фоне отчетливо виден низкий уровень культуры, воспитанности многих старшеклассников, выпускников школ. Демократический сталь общения малокультурный человек понимает как безграничную свободу самовы­ражения, право игнорировать чувства, достоинство окружающих.

Чрезвычайно актуальны в системе современного нравственного воспитания проблемы полового воспитания школьников, отношения к труду.


Реализация в воспитательном процессе комплекса направлений содержа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: