1. «Выводы „слишком логичны", чтобы бытьправилъными». Некоторые исследователи относятся к систематическому богословию с подозрением, если его выводы согласуются друг с другом и в них не содержится противоречий. Они говорят, что результаты «слишком логичны» и что богословы-систематики, вероятно, подтасовывают факты, искажая подлинное учение Писания, с целью получить упорядоченную систему вероучения.
На эту критику можно ответить двоя ко: во-первых, нам следует спросить тех, кто выступаете подобным возражением, что конкретно в Писании было искажено, а затем разбирать уже указанные отрывки. Возможно, где-то действительно были допущены ошибки, и в этом случае их следует исправить.
И все же чаще всего критик не имеет в виду ничего конкретного и не в состоянии указать ложного истолкования, содержащегося в трудах евангельских богословов. Конечно, некомпетентная экзегетика может иметь место в работах менее квалифицированных исследователей в любой сфере библейских исследований, не только в систематическом богословии. Но в таком случае основанием для критики должна быть некомпетентность исследователя, а не сфера исследования.
|
|
Очень часто критикой занимаются те, кто скептически относится к возможности обнаружить истину где бы то ни было — даже если речь идет об истине о Боге, переданной через Его слово. Подобный скептицизм в отношении
Введение в систематическое богословие
богословских истин особенно свойствен современному университетскому миру, где систематическое богословие не изучается вовсе или изучается сточки зрения философского или исторического богословия. В подобной интеллектуальной атмосфере изучение систематического богословия, как оно определено б этой главе, вообще невозможно, так как Библия считается просто результатом работы многих людей, которые писали с позиций разных культур на протяжении более чем тысячи лет. Попытка выяснить, «чему Библия в целом учит нас», считается такой же безнадежной, как попытка выяснить, «чему учат нас все философы». Считается, что в обоих случаях ответ заключается не в одной точке зрения, а во множестве разнообразных и часто противоречивых взглядов. Такой скептицизм должен быть отвергнут евангельскими христианами, которые считают, что Писание — результат человеческого и божественного творчества, т. е. что это собрание трудов, где истины о Боге и о мире, который Он сотворил, не противоречат друг дру1у
Во-вторых, следует сказать, что в сознании Бога и в природе самой реальности истинные факты и идеи согласуются друг с другом. И если мы правильно понимаем учение Бога, изложенное в Писании, то нам следует ожидать, что наши выводы совпадут и не будут друг другу противоречить. Поэтому внутренняя согласованность является аргументом в пользу конкретных результатов систематического богословия, а не против них.
|
|
2. «Выбор тем диктует выводы». Другое общее возражение, выдвигаемое против систематического богословия, касается выбора и упорядочения тем. Критики говорят, что невозможно изучать Писание столь упорядоченно, с использованием категорий, которые иногда отличаются от категорий самого Писания. Почему именно эти темы являются предметом исследования, а не те вопросы, которым наибольшее внимание удел ял и сами библейские авторы, и почему темы упорядочены именно таким образом, а не каким-то иным? Возможно, говорят критики, наша культура и традиции диктуют нам темы для исследования и ту систему, в которой мы их исследуем, так что результаты подобного систематического изучения Писания, хотя и являются приемлемыми для нашей собственной богословской традиции, на самом деле неистинны с точки зрения самого Писания.
Разновидностью этого возражения является утверждение, что точка отсчета часто определяет вывод в вопросах, являющихся причиной разногласия. Например, если мы принимаем решение исходить из божественного авторитета Писания, то мы закончим тем, что уверуем в непогрешимость Библии. Если мы с самого начала подчеркиваем человеческое авторство Писания, то в конце концов мы придем к выводу, что в Библии содержатся ошибки. Точно также если мы делаем акцент на суверенности Бога, то в конечном счете станем кальвинистами, а если мы исходим из предположения, что человеку дан
Введение в систематическое богословие
свободный выбор, то в конце концов мы станем арминианами8 и т. д. Такие рассуждения создают впечатление, что практически любой важный богословский вопрос можно разрешить, просто бросив монетку, и определить, из чего мы исходим, поскольку, исходя из разных предпосылок, мы неизбежно придем кразным, но равноценным выводам.
Те, кто выступает с подобной критикой, часто полагают при этом, что лучше будет вообще не изучать и не преподавать систематическое богословие, а ограничить наши исследования библейским богословием, рассматривая только те темы и предметы, которым уделяют внимание сами библейские авторы. Исследователям же, по их мнению, нужно лишь описывать историческое развитие библейских концепций.
В связи с этой критикой имеет большое значение та часть этого «Введения», где говорится о необходимости преподавать Писание. Наш выбор тем для исследования не должен ограничиваться лишь интересами библейских авторов, так как наша цель — выяснить, чего Бог требует от нас в нашей жизни сегодня.
Например, новозаветные авторы не считали своей главной задачей объяснение таких вопросов, как «крещение Святым Духом», роль женщины в церкви или учение о Троице, однако эти темы весьма важны для нас сегодня. И если мы хотим понять и объяснить другим, «чему Библия в целом учит» нас в связи с этим, то должны изучить все места» Писании, которые имеют отношение к данным темам (вне зависимости от того, употребляются ли там именно эти термины и являются ли эти темы основными в данных отрывках).
Единственная альтернатива — это формировать наши убеждения случайным образом, основывая их на общем впечатлении, на том, что, как нам кажется, и есть «библейская» позиция по тому или иному вопросу; либо опираться на тщательный анализ одного или двух текстов, без какой-либо гарантии, что из них мы узнаем «всю волю Божию» (Деян. 20:27) по той проблеме, которая нас интересует. Такой подход — слишком распространенный в современных евангельских кругах — может быть назван «несистематическим богословием» и даже «беспорядочным и случайным богословием»! Подобная альтернатива слишком субъективна и подвержена влиянию культуры. Она ведет к фрагментарности учения и богословской неопределенности; церковь при этом остается богословски незрелой, а верующие — «младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким вет-ромучения» (Еф. 4:14).
|
|
Что же касается выбора и последовательности тем, то ничто не мешает нам искать в Писании ответы на любые вопросы, касающиеся учения, и в любой последовательности. Последовательность тем в этой книге самая обыч-
8 О значении терминов о кальвинистский., и«арминианский»см. в гл. 16.
Введение в систематическое богословие
ная, и установлена здесь по той причине, что в такой системе материал представлен упорядоченно, что весьма удобно для изучения и преподавания. Однако главы могут быть прочитаны в любой последовательности, и это не окажет на выводы никакого влияния. И аргументы не станут менее убедительными, если они должным образом взяты из Писании. Я подозреваю, что большинство читателей не будут прочитывать всю книгу подряд от гл. 1 до гл. 57, а начнут с тех глав, которые вызовут у них наибольший интерес, а затем уже перейдут и к остальным. Порядок прочтения не столь важен, так как я старался писать таким образом, чтобы каждая глава была независимым разделом. Я снабдил каждую главу ссылками на другие, если темы были взаимосвязаны. В какой бы последовательности ни были прочитаны главы, аргументы останутся прежними, свидетельство приведенных отрывков из Писания
не изменится и выводы будутте же. '""■' '■1;.-'('- *э№!| ':}.1.$ ~*ы-
"■"-'!' ■-•.","; Toy. Jii:'.,;
Д. Как христианам следует изучать --^"п/
r.)tL^'.._:i,Lj TMiiw ^систематическое богословие? tlij5 f-vC
Библия дает нам некоторый материал, который помогает ответить на этот вопрос.
/. Нам следует изучать систематическое богословие с молитвой. Если изучение систематического богословия —это своего рода изучение Библии, то нам следует обратиться к тем стихам Писания, где говорится об изучении Слова Божьего. Подобно псалмопевцу, который говорит: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего» (Пс. 118:18), нам следует молиться и искать помощи Бога, изучая Его Слово. Павел говорит нам в 1 Кор. 2:14, что «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно». Таким образом, изучение богословия — это дело духовное, следовательно, нам нужна помощь Святого Духа.
|
|
Каким бы умным ни был студент, если он не будет со смиренным сердцем
молиться о том, чтобы Бог даровал ему способность понимать и верить, и если
перестанет следить за своими личными отношениями с Господом, то он не смо
жет осознать и принять в вере учения Писания. И, как следствие, возникнут
заблуждения, а разум и сердце такого студента изменятся не к лучшему, а к
худшему. Студент, взявшийся за изучение систематического богословия, дол
жен с самого начала принять твердое решение устранить из своей жизни лю
бое неповиновение Богу и все осознаваемые грехи, которые нарушили бы его
отношения с Богом. Студенту необходимо аккуратно следить за своей духов
ной практикой. Ему следует постоянно молиться о мудрости, которая помо-
жетемупониматьПисание. " ' ''"'"
Введение в систематическое богословие
Поскольку способность правильно понимать Писание нам дарует Святой Дух, то в случае затруднен ия правильнее всего — это молить Бога о помощи. Чаще всего нам требуется не большее количество информации, а более глубокое осмысление той информации, которой мы уже располагаем. Такое глубокое осмысление может быть даровано только Святым Духом (ср.: 1 Кор. 2:14; Еф. 1:17-19),
2. Нам следует изучать систематическое богословие со смирением.
Петр говорит нам: «Облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5). Те, кто изучает систематическое богословие, узнают об учениях Писания много такого, что, вероятно, другие христиане в их церкви или их родственники, более зрелые в Господе, чем они сами, знают не так хорошо или совсем не знают. Они могут заметить также, что понимают в Писании лучше, чем служители их церкви, знают то, что их пастор позабыл или плохо изучил в свое время. В подобной ситуации несложно проникнуться гордыней. Но как ужасно будет, если кто-то использует свое знание Слова Божьего только для демонстрации своего Превосходства над другими христианами. Здесь очень ценен совет Иакова: «Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев; ибо гнев человека не творит правды Божисй» (Иак. 1:19,20). Он говорит нам, что понимание Писания должно приобретаться в смирении и любви:
Мудр ли 1Л разумен кто из вас? докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. <...> Но мудрость, сходящая свыше, во-первых чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир <Иак. 3:13,17,18).
. При верном изучении систематическое богословие ведет не к знанию, которое «надмевает» (1 Кор. 8:1), а к смирению и любви к другим.
3. Нам следует изучать систематическое богословие рассуждая. В Но
вом Завете мы видим, что Иисус и новозаветные авторы часто цитируют стих
Писания, а затем делают какой-то логический вывод. Они рассуждают о Пи
сании. Таким образом, нет ничего неверного в использовании человеческого
разума, человеческой логики и человеческой способности рассуждать для того,
чтобы делать выводы. Тем не менее, когда мы рассуждаем и совершаем логи
ческие операции, которые нам кажутся верными, мы иногда совершаем ошиб
ки. Выводы, сделанные нами на основании утверждений, содержащихся в
Писании, не равноценны самим утверждениям Писания по степени истин
ности и авторитета, так как критерием истины является не наша способность
рассуждать и делать выводы, а одно лишь Писание.. г
Введение в систематическое богословие
Но где же пределы использования нашей способности рассуждать и делать выводы? Мыможем использовать нашу способность рассуждать и делать выводы на основании отрывков из Писания, если наши выводы не противоречат ясному учению того или иного отрывка из Писания9.
Этот принцип является необходимым ограничением для нас при изучении Писания. Наши предположительно логичные выводы могут оказаться ложными, однако надо помнить, что само Писание не может заблуждаться. Так, например, мы можем обнаружить, что в Писании Бог-Отец называется Богом (1 Кор. 1:3), и Бог-Сын называется Богом (Ин. 20:28; Тит. 2:13), и Бог-Дух Святой называется Богом (Деян. 5:3,4). Из этого мы можем сделать вывод, что существуеттри Бога. И вот мы обнаруживаем в Библии ясное учение о том, что Бог един (Втор. 6:4; Иак. 2:19). Следовательно, то, что мы полагали верным логическим выводом о существовании трех Богов, оказалось неверным, а Писание учит нас: а) что существует три разные личности (Отец, Сын и Святой Дух), каждая из которых в полной мере является Богом; и б) что Бог един.
Вызывает недоумение, как оба этих утверждения могут быть верными, так как в сочетании они образуют парадокс («внешне противоречивое утверждение, которое, тем не менее, может быть истинным»)|С. Мы можем допустить парадоксальное утверждение (напр.: «Бог — это три личности, и Он един»), поскольку мы уверены, что Бог обладает совершенным знанием о Себе и о природе реальности и что в Его сознании различные элементы парадокса полностью согласованы, хотя мысли Бога выше наших (Ис. 55:8,9). Однако подлинное противоречие (такое, как «Бог—это три личности и не три личности») довело бы до предела противоречие в осознании Богом Самого Себя и реальности, а такого просто не может быть.
Используя термин «парадокс» в первичном значении, как оно определено в этих словарях, я понимаю, что отступаю отточки зрения, принятой в статье "Paradox" by К. S. Kantzer in the EDT, ed. Walter ELwell, pp. 826, 827 (где
4 Это определение также заимствовано у профессора Вестминстерской семинарии Джона Фрейма (John Frame).
111 The American Heritage Dictionary of English Language, ed. William Morris (Boston:
Houghton-Mifflin, 1980), p. 950 (первое определение). Практически то же самое значе
ние принято в следующих изданиях: Oxford English Dictionary (1913 ed., 7:450), the Concise
Oxford Dictionary {1981 ed., p. 742, the Random House College Dictionary (1979 ed., p. 964), и
the Chambers Twentieth Century Dictionary (p. 780), хотя в каждом из них отмечается, что
«парадокс» может также означать «противоречие» (хотя и реже); ср.: Encyclopedia of
Philosophy, ed. Paul Edwards {New York: Macmillan and The Free Press, 1967), 5:45, а также
всюстатыо "Logical Paradoxes" by John van Heijenoort, p. 45—51 того же издания, где при
водятся разрешения многих классических парадоксов. (Если «парадокс» означает «про
тиворечие», то эти разрешения были бы невозможны.).,зм..:t.4V!.:, ■--$$& ^>ыя.ш''\
Введение в систематическое богословие
«парадокс» принимается как обозначение противоречия). Однако я использую слово «парадокс» в смысле, совершенно обычном для английского языка и не чуждом для философии. Мне кажется, что для обозначения внешнего, но недействительного противоречия лучшего термина, чем «парадокс», просто нет.
Однако в современных дискуссиях евангельских христиан наблюдается отсутствие единообразия в употреблении термина «парадокс» и близкого ему термина «антиномия». Слово «антиномия» часто использовалось для обозначения того, что я называю парадоксом — «внешне противоречиное утверждение, которое, тем не менее, может быть истинным» (см., напр.: John Jefferson Davis, Theology Primer [Grand Rapids: Baker, 1981], p. 18). Употребление слова «антиномия» в подобном значении получило поддержку в широко известной книге: Evangelism andthe Sovereignty ofGod, by J. I. Packer (London: I ntcr-Varsity Press, 1961). Пакср определяет понятие «антиномия» как «видимость противоречия» (однако признает, что его определение расходится с определением словаря Shorter Oxford Dictionary). Я не использую термин «антиномия», чтобы не увеличивать количество специальных терминов, тем более что подобное значение этого слова не подтверждается ни одним из процитиронанных выше словарей, каждый из которых определяет антиномию как «противоречие» (напр., Oxford English Dictionary, 1:371). Данная проблема не слишком серьезна, но все же лучше было бы более точно определить значение этих терминов.
Парадокс, безусловно, приемлем в систематическом богословии. Он неизбежен, поскольку мы располагаем лишь человеческими возможностями для постижения богословских проблем. А вот утверждать противоречия (сочетание двух утверждений, одно из которых отрицает другое) христианские богословы не должны. Противоречие звучало бы так: «Бог — это три личности и Бог — это не три личности» (где термин «личность» имеет одинаковое значение в обеих частях высказывания).
Когда псалмопевец говорит: «Основание слова Твоего истинно, и вечен всякий суд правды Твоей» (Пс. 118:160), он имеет в виду, что слова Божьи истинны не только по отдельности, но также и все вместе, и целом. Если мы воспринимаем все слова Писания вместе, то их «совокупность» п также будет «истиной». Внутреннего противоречия не может быть ни в Писании, ни в Боге,
1' Древнееврейское слово ИХЧ, которое в синодальной версии переведено как «основание», имеет значения: голова (человека, ж и нотного); вершина (горы); верхняя (передняя) часть, начало; глава, вождь; совокупность; и ряд других. Английский перевод, который цитирует автор, принимает здесь значение «совокупность» и перевод (с древнееврейского) первой половины ст. 160, на который опирается автор, выглядит следующим образом: «The sum of your word is truth», т. с. «Совокупность Твоих слов — истина». — Примеч. пер.
введение в систематическое богословие
'31
4. Нам следует изучать систематическое богословие, принимая помощь
от других людей. Мы должны благодарить Бога за то, что Он даровал церкви учителей («И иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями...» [1 Кор. 12:28]). Мы должны позволить людям, обладающим даром учения, помогать нам постигать Писание. Это означает, что мы должны пользоваться учебниками по систематическому богословию и другими книгами, которые были написаны учителями, дарованными Богом церкви во все времена. Это означает также, что наше изучение богословия должно сопровождаться обсуждением с другими христианами того, что мы изучаем. Среди тех, с кем мы беседуем, часто бывают люди, обладающие даром учительства, которые могут объяснить нам то или иное место в Писании и помочь понять его. Ведь самое эффективное обучение систематическому богословию в колледже и семинарии часто происходит вне класса, в неформальных беседахмежду студентами, которые стараются понять библейские учения. "'■!■! aiiap4Krvv;jo(j)-
5. Нам следует изучать систематическое богословие, собирая и осмысливая все отрывки из Писания, которые имеют отношение к той или иной теме.
Об этом уже упоминалось в нашем определении систематического богословия, однако следует описать здесь сам процесс. Как можно кратко изложить то, чему учит Писание потому или иному вопросу? Если вас интересуют темы, которые рассматриваются в этой книге, то достаточно будет изучить предложенный материал и прочитать приводимые здесь цитаты из Библии. Но как исследовать Библию по теме, которая не рассматривается ни в одном учебнике по систематическому богословию?
Процесс должен выглядеть следующим образом:
1) Найдите все стихи, относящиеся к этой теме. Прекрасным помощником в этом деле будет хорошая симфония к Библии. Например, исследуя вопрос о сотворении человека по образу и подобию Божьему, следует найти все стихи, в которых есть слова «образ», «подобие» и «творение». (Слова «человек» и «Бог» встречаются слишком часто и едва ли поиск стихов, в которых содержатся эти слова, будет полезен.) Исследуя учение о молитве, можно просмотреть стихи, содержащие в себе различные слова, например: молиться, молитва, заступничество, просить, просьба, исповедовать, исповедание, хвала, благодарение, благодарностью яр. Скорее всего, список стихов будет чрезмерно велик, так что вам придется бегло просматривать статьи симфонии, не обращаясь к самим стихам; или сузить поиск, подразделив слова на сферы; или ограничить объем исследования каким-то иным образом. Нужные стихи можно также найти, поразмышляв надо всей библейской историей, а затем обратиться к тем разделам, где содержится необходимая информация по интересующей вас теме. Например, исследуя учение о молитве, вам, вероятно, захочется
Введение в систематическое богословие
обратиться к таким отрывкам, как молитва Анны о сыне (I Цар. 1), молитва Соломона при освящении храма (3 Цар, 8), молитва Иисуса в Гёфсиманском саду (Мф. 26 и параллельные места) и т. д. Закончив работать с симфонией и прочитав те отрывки, которые были найдены самостоятельно, можно обратиться к соотвстствуюишм разделам книг по систематическому богословию и найти еще ряд стихов, не попавших в поле зрения, может быть, нотой причине, что в них не содержатся ключевые слова, по которым производился по-исквеимфонии12.
2) Второй этап. Следует прочитать все найденные стихи, сделать заметки
и постараться кратко наложить материал, который в них содержится. Иногда
темы повторяются часто, и сделать обобщение будет сравнительно нетрудно.
Но стихи, трудные для понимания, необходимо будет осмыслить (прочитывая
этот стих в контексте или же пользуясь словарями и комментариями).
3) И наконец, учение, содержащееся в различных стихах, следует корот
ко изложить в одном пункте или более, сформулировав таким образом биб
лейское учение. Это краткое изложение не обязательно должно совпадать с
выводами, сделанными кем-то другим, поскольку каждый человек может уви
деть в Писании то, что в нем не увидели другие, или иначе структурировать
тему или поставить в ней ин ые ашенты.
С другой стороны, на этом этапе было бы полезно прочитать соответствующие разделы в различных книгах по богословию. Это помогает избежать ошибок и заблуждений и увидеть материал в иной перспективе; при этом наша точка зрения может измениться или, наоборот, укрепиться. Если студент видит, что другие пришли к совсем иным выводам, то эти выводы следует четко сформулировать и постараться опровергнуть. Иногда в книгах по богословию мы можем найти исторические или философские замечания, которые были сделаны в церкви прежде, и это также может помочь нам лучше осмыслить материал и не впасть в заблуждение.
Описанный выше процесс доступен любому христианину, который мо
жет читать Библию и находить слова в симфонии. Радость открытия послу
жит прекрасным вознаграждением. Особенно полезно это для пасторов и тех,
кто ведет занятия по Библии, — это позволит им открыть новые грани в Писа
нии и втом учении, которое они преподают. _ и...-.-,_,,-■.. -:.... '.'
|!Я прочитал немало работ моих студентов, в которых утверждалось, например, что
в Евангелии от Иоанна ничего не говорится о том, как христианам следует молиться.
Эти студенты, просматривая симфонию, выяснили, что слово «молитва» в этом Еванге
лии не употребляется. Они упустили из виду тот факт, что здесь есть несколько очень
важных стихов, где употребляется не слово ■шолитъея», а слово «просить» (Ин. 14:13,14;
15:7,16идр.)...........................................
введение в систематической богословие
6. Нам следует изучать систематическое богословие с радостью и хвалой. Изучение богословия — это не просто интеллектуальное упражнение. Это изучение живого Бога и чуда всех Его деяний в творении и спасении. Мы не можем исследовать подобную тему бесстрастно! Мы должны любить псе, что связано с Богом, все, что Он говорит, и все, что Он свершает. «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим» (Втор. 6:5). Изучая же богословие, мы восклицаем вместе с псалмопевцем: «Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их!» (Пс. 138:17). Изучая Слово Божье, мы иногда спонтанно испытываем такие же чувства, которые выразил псалмопевец:
Закон Господа совершен, укрепляет душу (Пс. 18:8).
На пути откронений Тиоих я радуюсь, как во всяком богатстве
(Пс. 118:14). ''"■
Как сладки гортани моей слона Твои! лучше меда устам моим (Пс. 118:103).
Откровения Твои я принял, как наследие на веки; ибо они веселие сердца моего (Пс. 118:111).
Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль (Пс. 118:162).
Часто, изучая богословие, христиане уподобляются Павлу, который, окончив изложение обширного богословского материала (Рим. 11:32), вдруг возносит радостную хвалу за богатство того учения, которое Бог дал ему возможность излагать:
О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все „из Негра. Им и к Нему. Ему слава во иски. Аминь (Рим. 11:33-36).
..,.,,,..'--j(.*t Вопросы для самостоятельной работы аи-.-^-гм ,н^^-->
Вопросы, помещенные в конце каждой главы, призваны осветить практическое применение каждого учения. Поскольку я считаю, что учение должно быть воспринято не только на интеллектуальном уровне, но также и на эмоциональном, в конце многих глав я поставил вопросы, касаюшиеся того, что человек чувствует, изучив тот или иной аспект учения. Полагаю, эти вопросы окажутся очень полезными для тех, кто уделит какое-то время размышлению над ними.
Введение в систематическое богословие
1. Каким образом прочтение этой главы изменило ваше представление о том,
что такое систематическое богословие (если изменило)? Как вы относились к
изучению систематического богословия до того, как прочитали эту' главу? Как вы
теперь относитесь к изучению систематического богословия?
2. Что может произойти с церковью или деноминацией, в которой система
тическое богословие не изучается в течение поколения или дольше? Изучается
ли систематическое богословие в вашей церкви?
3. Есть ли в оглавлении этой книги такие учения, более глубокое понимание
которых могло бы помочь вам разрешить какую-либо личную проблему? Какие
опасности, связанные с духовной и эмоциональной сферой, по вашему мнению,
вам следует осознавать при изучении систематического богословия?
4. Молитесь о том, чтобы Бог сделал это изучение оснонанием для духовного
роста и более глубокого общения с Ним, чтобы вы могли правильно понимать
учения и применять их о жизни.
Специальные термины
апологетика библейское богословие ветхозаветное богословие второстепенное учение догматическое богословие историческое богословие новозаветное богословие парадокс |
первостепенное учение предпосылка противоречие
систематическое богословие
учение,
философское богословие ^ христианская этика
Библиография
Обычно в библиографии я привожу только работы, написанные с позиций,
которые сегодня можно назвать консервативными евангельскими. Я считаю, что
библиографии должны помочь студенту ознакомиться с работами других бого
словов, разделяющих основные взгляды на природу Писания, на которых осно
вана эта книга, — т. е. что все Писание полностью истинно и что это — Слово
Божье, уникальное, обладающее абсолютным авторитетом и обращенное к нам.
Если мы отступаем от этого убеждения, то разнообразие богословских точек зре
ния становится невероятно широким, а полные библиографии по ним легко найти
в недавно вышедших в свет книгах, названия которых приведены ниже. (Однако
я включил также два авторитетных католических труда, поскольку Римско-като
лическая церковь имеет большое влияние почти на каждое современное обще
ство.).- :.^W-'.ih';b»i.-.«' ■ -■ -!■-■'■.'.■ *(н-;п ■? ■ _.(,}-,,])
Введение в систематическое богословие
Книги сгруппированы по деноминаиионным категориям, а внутри этих категорий — по хронологическому принципу. Конечно, эти категории не являются абсолютными и часто наблюдается их наложение: многие англикане и многие баптисты в богословском отношении — «реформаты», тогда как другие представители этих групп — «арминиане»; многие диспенсаиионалисты являются также баптистами, тогда как другие — пресвитерианами, и т. д. И вес же эти категории вполне подходят для различения богословских традиций в рамках евангельского.христианства.
Здесь приведены даты последнего сочинения каждого автора. Если богословский труд опубликован не был, то даты означают годы, в которые автор активно преподавал систематическое богословие и писал о нем.
в евангельских систематических богословйях
1. Англиканские (епископальные)
1882-1892 Litton, 1-8 t'fcMfltefii.'jitnY*
1930 Thomas, xvii-xxviii, 145-152
2. Арминианские (уэслианские или методистские)
1875-1876 Pope, 1:3-32, 42-46
1892-1894 Miley, 1:2-54
1940 Wiley, 1:13-123 ■.:.'■''" " '. ■ -L- ■ "'*& ■
1960 Purkiser, 19-38 -. ■' "-- - ■ ■■ :- <■■■■■
1983 Carter, 1:19-101
1987-1990 Oden, 1:11-14, 375-406.,.,1.;:;T,........................... ч
Баптистские
1767 Gill, l:vii-xxx
1887 Boyce, 1-8 "■ ■"'.'V11'1.
1907 Strong, 1-51
1917 Mullins, 1-136
1976-1983 Henry, 1:13-411; 6:7-34
1983—1985 Erickson, 9-149
1987-1994 Lewis/Demarest, 1:13-123
Диспенсационалистские
1947 Chafer, 1:3-17
1949 Thiessen, 1-20 ' '"
1986 Ryrie, 9-22 " "
Лютеранские
1917-1924 Pieper, 1:3-190
1934 Mueller,, 1-89
.£(??!
,*."Л'1 '.'I!
Введение в систематическое богословие
Реформатские (или пресвитерианские)13
1559 Calvin. 1:3-33, 35-43 (предисловия и Li,2)
1724-1758 Edwards, 2:157-163
1861 Неррс, 1-11, 42-47 -■**"<>««■
1871-1873 Hodge, 1:1-150 '-""«■■й-:,...
1878 Dabney, 133-144;.*«-: =з;1-;ис;и.... -
1887-1921 Warfield, SSIV, 2:207-320 " l"lu"1' :;'" '":
1889 Shedd, 1:3-58; 3:1-26
1937-1966 Murray, CW, 1:3-8, 169-173; CW, 4:1-21
.>»'№■■ |
1938 Berkhof, Intro., 15-128, 170-186.........................
1962 Buswell, 1:13-26 шгмггми
7. Обновленческие (пятидесяти и чес кис и харизматические) _,_ п...,
1988-1992 Williams, 1:11-28..-.,.
Соответствующие разделы ■■. ■ ■ г-:■■-. а.!
в авторитетных римско-католических богословиях
1. Традиционные богословия
2. Написанные после II Ватиканского собора
1980 McBricn, 1:3-78, 183-200 __/у .,,_,] ■
:ГЧ. 0^1
Другие работы ' "г?^:
Baker, D. L. "Biblical Theology". In NDT, p. 671. ''! '0P!
Berkhof, Louis. Introduction to Systematic Theology. Grand Rapids: Eerdmans, 1982, pp. 15—75 (первая публикация в 1932 г.).
Bray, Gerald L, ed. Contours of Christian Theology. Downers Grove, 111.: Inter Varsity Press, 1993.
Bray, Gerald L. "Systematic Theology, History of1. In NDT, pp. 671, 672.
Cameron, Nigel M., ed. The Challenge of Evangelical Theology: Essays in Approach and Method. Edinburgh: Rutherford House, 1987.
Carson, D. A. "Unity and Diversity in the New Testament: The Possibility of Systematic Theology". In Scripture and Truth. Ed. by D. A. Carson and John Woodbridge. Grand Rapids: Zondervan, 1983, pp. 65-95.
13 В реформатскую категорию я включил ссылки на одиннадцать систематических богословии (приведенные здесь и в некоторых главах, Бавинк [Bavinck]). Другие превосходно написанные реформатские труды: Foundations of the Christian Faith by James Montgomery Boice (Downers Grove, 111.: interVarsily Press, 1986) и Concise Theology by J.I. Packer (Wheaton, ll!.:Tyndale House, 1993), ноя не включил ссылки на них в библиографии, так как они написаны более популярно, чем другие реформатские труды, которые я здесь привожу, и также потому, что, по-моему мнению, одиннадцати реформатских книг по богословию вполне достаточно, чтобы составить представление о рефор-м атс ко и точ ке з рс и и я.
Введение а систематическое богословие
Davis, John Jefferson. Foundations of Evangelical Theology. Grand Rapids: Baker,
1984.
Davis, John Jefferson. The Necessity of Systematic Theology. Grand Rapids: Baker, 1980.
Davis, John Jefferson. Theology Primer: Resources for the Theological Student. Grand Rapids: Baker, 1981.
Demarest, Bruce. "Systematic Theology". In EDT, pp. 1064—1066. ■>■.,■■:•„ II
Erickson, Millard. Concise Dictionary of Christian Theology. Grand Rapids: Baker, 1986.
Frame, John. Van Til the Theologian. Phillipsburg, N. J.: Pilgrim, 1976.
Geehan, E. R., ed. Jerusalem and Athens. Nut ley, N. J.: Craig Press, 1971.
Grenz, Stanley J. Revisioning Evangelical Theology: A Fresh Agenda for the 21st Century. Downers Grove, 111.: interVarsity Press, 1993.
House, H. Wayne. Charts of Christian Theology and Doctrine. Grand Rapids: Zondcr-van, 1992.
Kuyper, Abraham. Principles of Sacred Theology. Trans, by J. H. DeVries. Grand Rapids: Eerdmans, 1968 (репринт, впервые опубликована в 1898 г. под заглавием Encyclopedia of Sacred Theology).
Machen, J. Gresham. Christianity and Liberalism. Grand Rapids: Eerdmans, 1923. (По моему мнению, эта книга на ISO страниц — одно из самых значительных богословских исследований из всех, которые когда-либо были написаны. Здесь приводится ясное изложение основных библейских учений и по каждому пункту демонстрируется различие с протестантским либеральным богословием, причем эти различия значимы и сегодня. Эта книга во всех вводных богословских курсах, которые я веду, стоит в списке работ, обязательных для прочтения.)
Morrow, Т. W. "Systematic Theology". In NOT, p. 671.
Poythress, Vem. Symphonic Theology: The Validity of Multiple Perspectives in Theology. Grand Rapids: Zondervan, 1987.
Preus, Robert D. The Theology of Post-Reformation Lutheranism: A Study of Theological Prolegomena. 2 vols. St. Louis: Concordia, 1970.
Van Til, Cornelius. In Defense of the Faith, vol. 5: An Introduction to Systematic-Theology, n. p.: Presbyterian and Reformed, 1976, pp. 1-61, 253-262.
Van Til, Cornelius. The Defense of the Faith. Philadelphia: Presbyterian and Reformed, 1955.
Vos, Gecrhardus. "The Idea of Biblical Theology as a Science and as a Theological Discipline". In Redemptive History and Biblical Interpretation, pp. 3—24. Ed. by Richard Gaffin. Phillipsburg, N. J.; Presbyterian and Reformed, 1980 (статья впервые опубликована в 1894 г.).
Warfidd, В. В. "'The Indispensableness of Systematic Theology to the Preacher". In Selected Shorter Writings of Benjamin B. Waifield, 2:280—288. Ed. by John E. Meeter. Nut-Icy, N. J.: Presbyterian and Reformed, 1973 (статья впервые опубликована в 1897 г.).
Warfield, В. В. "The Right of Systematic Theology". In Selected Shorter Writings of Benjamin B. Warfteld, 2:21—279. Ed. by John E. Mcctcr. Nutley, N. J.: Presbyterian and Reformed, 1973 (статья впервые опубликована в 1896 г.).
Wells, David. No Place for Truth, or, Whatever Happened to Ecangelical Theology? Grand Rapids: Eerdmans, 1993.
введение в систематическое богословие
Woodbridge, John D., and Thomas E. McComiskey, eds. Doing Theology in Today's World: Essays in Honor of Kenneth S. Kantzer. Grand Rapids: Zondervan, 1991. •^■'i ■ •
I
Студенты часто говорили мне о том. что одной из самых ценных составляющих богословских курсов в колледже или семинарии для них были те отрывки из Писания, которые им следовало заучивать наизусть. «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» (Пс. 118:11). Поэтому в конце каждой главы я поместил соответствующий теме отрывок из Писания, чтобы преподаватели, там, где это возможно, могли включать в программу заучивание этих отрывков.
-л*п\ ■•■..([• ita ;. Отрывок'для запоминания ■"'■'■ ■*' " ■■;"иг'1'1
Мф. 28:18-20:
И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века.
Hi-'i -q.
jx^i.li:}*' лпч j,',''j;-- й 3i.[i:.
,'uir...
Г Л А В '"..
Слове 6-лй
Р;-.:i-..iUHl-,i i JjopulL: Споя
ЧАСТЬ I
■Mi',.>:eiii";