Г. Замечание о двух возражениях, касающихся изучения систематического богословия

1. «Выводы „слишком логичны", чтобы бытьправилъными». Некоторые исследователи относятся к систематическому богословию с подозрением, если его выводы согласуются друг с другом и в них не содержится противоречий. Они говорят, что результаты «слишком логичны» и что богословы-системати­ки, вероятно, подтасовывают факты, искажая подлинное учение Писания, с целью получить упорядоченную систему вероучения.

На эту критику можно ответить двоя ко: во-первых, нам следует спросить тех, кто выступаете подобным возражением, что конкретно в Писании было искажено, а затем разбирать уже указанные отрывки. Возможно, где-то дейст­вительно были допущены ошибки, и в этом случае их следует исправить.

И все же чаще всего критик не имеет в виду ничего конкретного и не в состоянии указать ложного истолкования, содержащегося в трудах евангель­ских богословов. Конечно, некомпетентная экзегетика может иметь место в работах менее квалифицированных исследователей в любой сфере библейских исследований, не только в систематическом богословии. Но в таком случае основанием для критики должна быть некомпетентность исследователя, а не сфера исследования.

Очень часто критикой занимаются те, кто скептически относится к воз­можности обнаружить истину где бы то ни было — даже если речь идет об ис­тине о Боге, переданной через Его слово. Подобный скептицизм в отношении



Введение в систематическое богословие



богословских истин особенно свойствен современному университетскому миру, где систематическое богословие не изучается вовсе или изучается сточ­ки зрения философского или исторического богословия. В подобной интел­лектуальной атмосфере изучение систематического богословия, как оно опре­делено б этой главе, вообще невозможно, так как Библия считается просто результатом работы многих людей, которые писали с позиций разных куль­тур на протяжении более чем тысячи лет. Попытка выяснить, «чему Библия в целом учит нас», считается такой же безнадежной, как попытка выяснить, «чему учат нас все философы». Считается, что в обоих случаях ответ заключа­ется не в одной точке зрения, а во множестве разнообразных и часто противо­речивых взглядов. Такой скептицизм должен быть отвергнут евангельскими христианами, которые считают, что Писание — результат человеческого и бо­жественного творчества, т. е. что это собрание трудов, где истины о Боге и о мире, который Он сотворил, не противоречат друг дру1у

Во-вторых, следует сказать, что в сознании Бога и в природе самой ре­альности истинные факты и идеи согласуются друг с другом. И если мы пра­вильно понимаем учение Бога, изложенное в Писании, то нам следует ожи­дать, что наши выводы совпадут и не будут друг другу противоречить. Поэто­му внутренняя согласованность является аргументом в пользу конкретных результатов систематического богословия, а не против них.

2. «Выбор тем диктует выводы». Другое общее возражение, выдвигае­мое против систематического богословия, касается выбора и упорядочения тем. Критики говорят, что невозможно изучать Писание столь упорядоченно, с использованием категорий, которые иногда отличаются от категорий само­го Писания. Почему именно эти темы являются предметом исследования, а не те вопросы, которым наибольшее внимание удел ял и сами библейские ав­торы, и почему темы упорядочены именно таким образом, а не каким-то иным? Возможно, говорят критики, наша культура и традиции диктуют нам темы для исследования и ту систему, в которой мы их исследуем, так что результаты подобного систематического изучения Писания, хотя и являются приемле­мыми для нашей собственной богословской традиции, на самом деле неис­тинны с точки зрения самого Писания.

Разновидностью этого возражения является утверждение, что точка от­счета часто определяет вывод в вопросах, являющихся причиной разногла­сия. Например, если мы принимаем решение исходить из божественного ав­торитета Писания, то мы закончим тем, что уверуем в непогрешимость Биб­лии. Если мы с самого начала подчеркиваем человеческое авторство Писания, то в конце концов мы придем к выводу, что в Библии содержатся ошибки. Точно также если мы делаем акцент на суверенности Бога, то в конечном счете ста­нем кальвинистами, а если мы исходим из предположения, что человеку дан



Введение в систематическое богословие



свободный выбор, то в конце концов мы станем арминианами8 и т. д. Такие рассуждения создают впечатление, что практически любой важный богослов­ский вопрос можно разрешить, просто бросив монетку, и определить, из чего мы исходим, поскольку, исходя из разных предпосылок, мы неизбежно при­дем кразным, но равноценным выводам.

Те, кто выступает с подобной критикой, часто полагают при этом, что луч­ше будет вообще не изучать и не преподавать систематическое богословие, а ограничить наши исследования библейским богословием, рассматривая толь­ко те темы и предметы, которым уделяют внимание сами библейские авторы. Исследователям же, по их мнению, нужно лишь описывать историческое раз­витие библейских концепций.

В связи с этой критикой имеет большое значение та часть этого «Введе­ния», где говорится о необходимости преподавать Писание. Наш выбор тем для исследования не должен ограничиваться лишь интересами библейских авторов, так как наша цель — выяснить, чего Бог требует от нас в нашей жиз­ни сегодня.

Например, новозаветные авторы не считали своей главной задачей объяс­нение таких вопросов, как «крещение Святым Духом», роль женщины в церкви или учение о Троице, однако эти темы весьма важны для нас сегодня. И если мы хотим понять и объяснить другим, «чему Библия в целом учит» нас в связи с этим, то должны изучить все места» Писании, которые имеют отношение к данным темам (вне зависимости от того, употребляются ли там именно эти термины и являются ли эти темы основными в данных отрывках).

Единственная альтернатива — это формировать наши убеждения слу­чайным образом, основывая их на общем впечатлении, на том, что, как нам кажется, и есть «библейская» позиция по тому или иному вопросу; либо опираться на тщательный анализ одного или двух текстов, без какой-либо гарантии, что из них мы узнаем «всю волю Божию» (Деян. 20:27) по той проблеме, которая нас интересует. Такой подход — слишком распростра­ненный в современных евангельских кругах — может быть назван «несис­тематическим богословием» и даже «беспорядочным и случайным богосло­вием»! Подобная альтернатива слишком субъективна и подвержена влия­нию культуры. Она ведет к фрагментарности учения и богословской неопределенности; церковь при этом остается богословски незрелой, а ве­рующие — «младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким вет-ромучения» (Еф. 4:14).

Что же касается выбора и последовательности тем, то ничто не мешает нам искать в Писании ответы на любые вопросы, касающиеся учения, и в любой последовательности. Последовательность тем в этой книге самая обыч-

8 О значении терминов о кальвинистский., и«арминианский»см. в гл. 16.



Введение в систематическое богословие

ная, и установлена здесь по той причине, что в такой системе материал пред­ставлен упорядоченно, что весьма удобно для изучения и преподавания. Од­нако главы могут быть прочитаны в любой последовательности, и это не ока­жет на выводы никакого влияния. И аргументы не станут менее убедительны­ми, если они должным образом взяты из Писании. Я подозреваю, что большинство читателей не будут прочитывать всю книгу подряд от гл. 1 до гл. 57, а начнут с тех глав, которые вызовут у них наибольший интерес, а за­тем уже перейдут и к остальным. Порядок прочтения не столь важен, так как я старался писать таким образом, чтобы каждая глава была независимым раз­делом. Я снабдил каждую главу ссылками на другие, если темы были взаимо­связаны. В какой бы последовательности ни были прочитаны главы, аргумен­ты останутся прежними, свидетельство приведенных отрывков из Писания

не изменится и выводы будутте же. '""■' '■1;.-'('- *э!| ':}.1.$ ~*ы-

"■"-'!' ■-•.","; Toy. Jii:'.,;

Д. Как христианам следует изучать --^"п/

r.)tL^'.._:i,Lj TMiiw ^систематическое богословие? tlij5 f-vC

Библия дает нам некоторый материал, который помогает ответить на этот вопрос.

/. Нам следует изучать систематическое богословие с молитвой. Если изучение систематического богословия —это своего рода изучение Библии, то нам следует обратиться к тем стихам Писания, где говорится об изучении Слова Божьего. Подобно псалмопевцу, который говорит: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего» (Пс. 118:18), нам следует молиться и искать по­мощи Бога, изучая Его Слово. Павел говорит нам в 1 Кор. 2:14, что «душев­ный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно». Таким образом, изучение богословия — это дело духовное, следовательно, нам нужна помощь Святого Духа.

Каким бы умным ни был студент, если он не будет со смиренным сердцем
молиться о том, чтобы Бог даровал ему способность понимать и верить, и если
перестанет следить за своими личными отношениями с Господом, то он не смо­
жет осознать и принять в вере учения Писания. И, как следствие, возникнут
заблуждения, а разум и сердце такого студента изменятся не к лучшему, а к
худшему. Студент, взявшийся за изучение систематического богословия, дол­
жен с самого начала принять твердое решение устранить из своей жизни лю­
бое неповиновение Богу и все осознаваемые грехи, которые нарушили бы его
отношения с Богом. Студенту необходимо аккуратно следить за своей духов­
ной практикой. Ему следует постоянно молиться о мудрости, которая помо-
жетемупониматьПисание. " ' ''"'"



Введение в систематическое богословие



Поскольку способность правильно понимать Писание нам дарует Свя­той Дух, то в случае затруднен ия правильнее всего — это молить Бога о помо­щи. Чаще всего нам требуется не большее количество информации, а более глубокое осмысление той информации, которой мы уже располагаем. Та­кое глубокое осмысление может быть даровано только Святым Духом (ср.: 1 Кор. 2:14; Еф. 1:17-19),

2. Нам следует изучать систематическое богословие со смирением.

Петр говорит нам: «Облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5). Те, кто изучает сис­тематическое богословие, узнают об учениях Писания много такого, что, вероятно, другие христиане в их церкви или их родственники, более зре­лые в Господе, чем они сами, знают не так хорошо или совсем не знают. Они могут заметить также, что понимают в Писании лучше, чем служите­ли их церкви, знают то, что их пастор позабыл или плохо изучил в свое вре­мя. В подобной ситуации несложно проникнуться гордыней. Но как ужасно будет, если кто-то использует свое знание Слова Божьего только для демонст­рации своего Превосходства над другими христианами. Здесь очень ценен со­вет Иакова: «Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев; ибо гнев человека не творит правды Божисй» (Иак. 1:19,20). Он говорит нам, что понимание Писания должно приобретаться в смире­нии и любви:

Мудр ли разумен кто из вас? докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. <...> Но мудрость, сходящая свыше, во-первых чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосер­дия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир <Иак. 3:13,17,18).

. При верном изучении систематическое богословие ведет не к знанию, которое «надмевает» (1 Кор. 8:1), а к смирению и любви к другим.

3. Нам следует изучать систематическое богословие рассуждая. В Но­
вом Завете мы видим, что Иисус и новозаветные авторы часто цитируют стих
Писания, а затем делают какой-то логический вывод. Они рассуждают о Пи­
сании. Таким образом, нет ничего неверного в использовании человеческого
разума, человеческой логики и человеческой способности рассуждать для того,
чтобы делать выводы. Тем не менее, когда мы рассуждаем и совершаем логи­
ческие операции, которые нам кажутся верными, мы иногда совершаем ошиб­
ки. Выводы, сделанные нами на основании утверждений, содержащихся в
Писании, не равноценны самим утверждениям Писания по степени истин­
ности и авторитета, так как критерием истины является не наша способность
рассуждать и делать выводы, а одно лишь Писание.. г



Введение в систематическое богословие



Но где же пределы использования нашей способности рассуждать и де­лать выводы? Мыможем использовать нашу способность рассуждать и делать выводы на основании отрывков из Писания, если наши выводы не противоречат ясному учению того или иного отрывка из Писания9.

Этот принцип является необходимым ограничением для нас при изуче­нии Писания. Наши предположительно логичные выводы могут оказаться ложными, однако надо помнить, что само Писание не может заблуждаться. Так, например, мы можем обнаружить, что в Писании Бог-Отец называется Богом (1 Кор. 1:3), и Бог-Сын называется Богом (Ин. 20:28; Тит. 2:13), и Бог-Дух Святой называется Богом (Деян. 5:3,4). Из этого мы можем сделать вы­вод, что существуеттри Бога. И вот мы обнаруживаем в Библии ясное учение о том, что Бог един (Втор. 6:4; Иак. 2:19). Следовательно, то, что мы полагали верным логическим выводом о существовании трех Богов, оказалось невер­ным, а Писание учит нас: а) что существует три разные личности (Отец, Сын и Святой Дух), каждая из которых в полной мере является Богом; и б) что Бог един.

Вызывает недоумение, как оба этих утверждения могут быть верными, так как в сочетании они образуют парадокс («внешне противоречивое утвержде­ние, которое, тем не менее, может быть истинным»). Мы можем допустить парадоксальное утверждение (напр.: «Бог — это три личности, и Он един»), поскольку мы уверены, что Бог обладает совершенным знанием о Себе и о природе реальности и что в Его сознании различные элементы парадокса пол­ностью согласованы, хотя мысли Бога выше наших (Ис. 55:8,9). Однако под­линное противоречие (такое, как «Бог—это три личности и не три личности») довело бы до предела противоречие в осознании Богом Самого Себя и реаль­ности, а такого просто не может быть.

Используя термин «парадокс» в первичном значении, как оно опреде­лено в этих словарях, я понимаю, что отступаю отточки зрения, принятой в статье "Paradox" by К. S. Kantzer in the EDT, ed. Walter ELwell, pp. 826, 827 (где

4 Это определение также заимствовано у профессора Вестминстерской семинарии Джона Фрейма (John Frame).

111 The American Heritage Dictionary of English Language, ed. William Morris (Boston:
Houghton-Mifflin, 1980), p. 950 (первое определение). Практически то же самое значе­
ние принято в следующих изданиях: Oxford English Dictionary (1913 ed., 7:450), the Concise
Oxford Dictionary
{1981 ed., p. 742, the Random House College Dictionary (1979 ed., p. 964), и
the Chambers Twentieth Century Dictionary (p. 780), хотя в каждом из них отмечается, что
«парадокс» может также означать «противоречие» (хотя и реже); ср.: Encyclopedia of
Philosophy,
ed. Paul Edwards {New York: Macmillan and The Free Press, 1967), 5:45, а также
всюстатыо "Logical Paradoxes" by John van Heijenoort, p. 45—51 того же издания, где при­
водятся разрешения многих классических парадоксов. (Если «парадокс» означает «про­
тиворечие», то эти разрешения были бы невозможны.).,зм..:t.4V!.:, ■--$$& ^>ыя.ш''\



Введение в систематическое богословие



«парадокс» принимается как обозначение противоречия). Однако я использую слово «парадокс» в смысле, совершенно обычном для английского языка и не чуждом для философии. Мне кажется, что для обозначения внешнего, но недействительного противоречия лучшего термина, чем «парадокс», про­сто нет.

Однако в современных дискуссиях евангельских христиан наблюдается отсутствие единообразия в употреблении термина «парадокс» и близкого ему термина «антиномия». Слово «антиномия» часто использовалось для обозна­чения того, что я называю парадоксом — «внешне противоречиное утвержде­ние, которое, тем не менее, может быть истинным» (см., напр.: John Jefferson Davis, Theology Primer [Grand Rapids: Baker, 1981], p. 18). Употребление слова «антиномия» в подобном значении получило поддержку в широко известной книге: Evangelism andthe Sovereignty ofGod, by J. I. Packer (London: I ntcr-Varsity Press, 1961). Пакср определяет понятие «антиномия» как «видимость проти­воречия» (однако признает, что его определение расходится с определением словаря Shorter Oxford Dictionary). Я не использую термин «антиномия», что­бы не увеличивать количество специальных терминов, тем более что подобное значение этого слова не подтверждается ни одним из процитиронанных выше словарей, каждый из которых определяет антиномию как «противоречие» (напр., Oxford English Dictionary, 1:371). Данная проблема не слишком серьез­на, но все же лучше было бы более точно определить значение этих терминов.

Парадокс, безусловно, приемлем в систематическом богословии. Он не­избежен, поскольку мы располагаем лишь человеческими возможностями для постижения богословских проблем. А вот утверждать противоречия (сочета­ние двух утверждений, одно из которых отрицает другое) христианские бого­словы не должны. Противоречие звучало бы так: «Бог — это три личности и Бог — это не три личности» (где термин «личность» имеет одинаковое значе­ние в обеих частях высказывания).

Когда псалмопевец говорит: «Основание слова Твоего истинно, и вечен всякий суд правды Твоей» (Пс. 118:160), он имеет в виду, что слова Божьи истинны не только по отдельности, но также и все вместе, и целом. Если мы воспринимаем все слова Писания вместе, то их «совокупность» п также бу­дет «истиной». Внутреннего противоречия не может быть ни в Писании, ни в Боге,

1' Древнееврейское слово ИХЧ, которое в синодальной версии переведено как «осно­вание», имеет значения: голова (человека, ж и нотного); вершина (горы); верхняя (перед­няя) часть, начало; глава, вождь; совокупность; и ряд других. Английский перевод, ко­торый цитирует автор, принимает здесь значение «совокупность» и перевод (с древнеев­рейского) первой половины ст. 160, на который опирается автор, выглядит следующим образом: «The sum of your word is truth», т. с. «Совокупность Твоих слов — истина». — Примеч. пер.



введение в систематическое богословие


'31


4. Нам следует изучать систематическое богословие, принимая помощь

от других людей. Мы должны благодарить Бога за то, что Он даровал церкви учителей («И иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями...» [1 Кор. 12:28]). Мы должны позволить людям, обладающим даром учения, помогать нам постигать Писание. Это означает, что мы должны пользоваться учебниками по систематическому бо­гословию и другими книгами, которые были написаны учителями, дарован­ными Богом церкви во все времена. Это означает также, что наше изучение богословия должно сопровождаться обсуждением с другими христианами того, что мы изучаем. Среди тех, с кем мы беседуем, часто бывают люди, обладаю­щие даром учительства, которые могут объяснить нам то или иное место в Писании и помочь понять его. Ведь самое эффективное обучение системати­ческому богословию в колледже и семинарии часто происходит вне класса, в неформальных беседахмежду студентами, которые стараются понять библей­ские учения. "'■!■! aiiap4Krvv;jo(j)-

5. Нам следует изучать систематическое богословие, собирая и осмысли­вая все отрывки из Писания, которые имеют отношение к той или иной теме.

Об этом уже упоминалось в нашем определении систематического богосло­вия, однако следует описать здесь сам процесс. Как можно кратко изложить то, чему учит Писание потому или иному вопросу? Если вас интересуют темы, которые рассматриваются в этой книге, то достаточно будет изучить предло­женный материал и прочитать приводимые здесь цитаты из Библии. Но как исследовать Библию по теме, которая не рассматривается ни в одном учебни­ке по систематическому богословию?

Процесс должен выглядеть следующим образом:

1) Найдите все стихи, относящиеся к этой теме. Прекрасным помощни­ком в этом деле будет хорошая симфония к Библии. Например, исследуя во­прос о сотворении человека по образу и подобию Божьему, следует найти все стихи, в которых есть слова «образ», «подобие» и «творение». (Слова «чело­век» и «Бог» встречаются слишком часто и едва ли поиск стихов, в которых содержатся эти слова, будет полезен.) Исследуя учение о молитве, можно про­смотреть стихи, содержащие в себе различные слова, например: молиться, мо­литва, заступничество, просить, просьба, исповедовать, исповедание, хвала, благодарение, благодарностью яр. Скорее всего, список стихов будет чрезмер­но велик, так что вам придется бегло просматривать статьи симфонии, не об­ращаясь к самим стихам; или сузить поиск, подразделив слова на сферы; или ограничить объем исследования каким-то иным образом. Нужные стихи мож­но также найти, поразмышляв надо всей библейской историей, а затем обра­титься к тем разделам, где содержится необходимая информация по интересу­ющей вас теме. Например, исследуя учение о молитве, вам, вероятно, захочется


 
 

 

Введение в систематическое богословие

обратиться к таким отрывкам, как молитва Анны о сыне (I Цар. 1), молитва Соломона при освящении храма (3 Цар, 8), молитва Иисуса в Гёфсиманском саду (Мф. 26 и параллельные места) и т. д. Закончив работать с симфонией и прочитав те отрывки, которые были найдены самостоятельно, можно обра­титься к соотвстствуюишм разделам книг по систематическому богословию и найти еще ряд стихов, не попавших в поле зрения, может быть, нотой при­чине, что в них не содержатся ключевые слова, по которым производился по-исквеимфонии12.

2) Второй этап. Следует прочитать все найденные стихи, сделать заметки
и постараться кратко наложить материал, который в них содержится. Иногда
темы повторяются часто, и сделать обобщение будет сравнительно нетрудно.
Но стихи, трудные для понимания, необходимо будет осмыслить (прочитывая
этот стих в контексте или же пользуясь словарями и комментариями).

3) И наконец, учение, содержащееся в различных стихах, следует корот­
ко изложить в одном пункте или более, сформулировав таким образом биб­
лейское учение. Это краткое изложение не обязательно должно совпадать с
выводами, сделанными кем-то другим, поскольку каждый человек может уви­
деть в Писании то, что в нем не увидели другие, или иначе структурировать
тему или поставить в ней ин ые ашенты.

С другой стороны, на этом этапе было бы полезно прочитать соответству­ющие разделы в различных книгах по богословию. Это помогает избежать ошибок и заблуждений и увидеть материал в иной перспективе; при этом наша точка зрения может измениться или, наоборот, укрепиться. Если студент ви­дит, что другие пришли к совсем иным выводам, то эти выводы следует четко сформулировать и постараться опровергнуть. Иногда в книгах по богосло­вию мы можем найти исторические или философские замечания, которые были сделаны в церкви прежде, и это также может помочь нам лучше осмыс­лить материал и не впасть в заблуждение.

Описанный выше процесс доступен любому христианину, который мо­
жет читать Библию и находить слова в симфонии. Радость открытия послу­
жит прекрасным вознаграждением. Особенно полезно это для пасторов и тех,
кто ведет занятия по Библии, — это позволит им открыть новые грани в Писа­
нии и втом учении, которое они преподают. _ и...-.-,_,,-■.. -:.... '.'

|!Я прочитал немало работ моих студентов, в которых утверждалось, например, что
в Евангелии от Иоанна ничего не говорится о том, как христианам следует молиться.
Эти студенты, просматривая симфонию, выяснили, что слово «молитва» в этом Еванге­
лии не употребляется. Они упустили из виду тот факт, что здесь есть несколько очень
важных стихов, где употребляется не слово ■шолитъея», а слово «просить» (Ин. 14:13,14;
15:7,16идр.)...........................................



введение в систематической богословие



6. Нам следует изучать систематическое богословие с радостью и хва­лой. Изучение богословия — это не просто интеллектуальное упражнение. Это изучение живого Бога и чуда всех Его деяний в творении и спасении. Мы не можем исследовать подобную тему бесстрастно! Мы должны любить псе, что связано с Богом, все, что Он говорит, и все, что Он свершает. «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим» (Втор. 6:5). Изучая же богосло­вие, мы восклицаем вместе с псалмопевцем: «Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их!» (Пс. 138:17). Изучая Сло­во Божье, мы иногда спонтанно испытываем такие же чувства, которые вы­разил псалмопевец:

Закон Господа совершен, укрепляет душу (Пс. 18:8).

На пути откронений Тиоих я радуюсь, как во всяком богатстве
(Пс. 118:14). ''"■

Как сладки гортани моей слона Твои! лучше меда устам моим (Пс. 118:103).

Откровения Твои я принял, как наследие на веки; ибо они весе­лие сердца моего (Пс. 118:111).

Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль (Пс. 118:162).

Часто, изучая богословие, христиане уподобляются Павлу, который, окон­чив изложение обширного богословского материала (Рим. 11:32), вдруг воз­носит радостную хвалу за богатство того учения, которое Бог дал ему возмож­ность излагать:

О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непо­стижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Госпо­день? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все „из Негра. Им и к Нему. Ему слава во иски. Аминь (Рим. 11:33-36).

..,.,,,..'--j(.*t Вопросы для самостоятельной работы аи-.-^-гм ,н^^-->

Вопросы, помещенные в конце каждой главы, призваны осветить практи­ческое применение каждого учения. Поскольку я считаю, что учение должно быть воспринято не только на интеллектуальном уровне, но также и на эмоцио­нальном, в конце многих глав я поставил вопросы, касаюшиеся того, что чело­век чувствует, изучив тот или иной аспект учения. Полагаю, эти вопросы ока­жутся очень полезными для тех, кто уделит какое-то время размышлению над ними.



Введение в систематическое богословие




1. Каким образом прочтение этой главы изменило ваше представление о том,
что такое систематическое богословие (если изменило)? Как вы относились к
изучению систематического богословия до того, как прочитали эту' главу? Как вы
теперь относитесь к изучению систематического богословия?

2. Что может произойти с церковью или деноминацией, в которой система­
тическое богословие не изучается в течение поколения или дольше? Изучается
ли систематическое богословие в вашей церкви?

3. Есть ли в оглавлении этой книги такие учения, более глубокое понимание
которых могло бы помочь вам разрешить какую-либо личную проблему? Какие
опасности, связанные с духовной и эмоциональной сферой, по вашему мнению,
вам следует осознавать при изучении систематического богословия?

4. Молитесь о том, чтобы Бог сделал это изучение оснонанием для духовного
роста и более глубокого общения с Ним, чтобы вы могли правильно понимать
учения и применять их о жизни.

Специальные термины

апологетика библейское богословие ветхозаветное богословие второстепенное учение догматическое богословие историческое богословие новозаветное богословие парадокс

первостепенное учение предпосылка противоречие

систематическое богословие
учение,

философское богословие ^ христианская этика

Библиография

Обычно в библиографии я привожу только работы, написанные с позиций,
которые сегодня можно назвать консервативными евангельскими. Я считаю, что
библиографии должны помочь студенту ознакомиться с работами других бого­
словов, разделяющих основные взгляды на природу Писания, на которых осно­
вана эта книга, — т. е. что все Писание полностью истинно и что это — Слово
Божье, уникальное, обладающее абсолютным авторитетом и обращенное к нам.
Если мы отступаем от этого убеждения, то разнообразие богословских точек зре­
ния становится невероятно широким, а полные библиографии по ним легко найти
в недавно вышедших в свет книгах, названия которых приведены ниже. (Однако
я включил также два авторитетных католических труда, поскольку Римско-като­
лическая церковь имеет большое влияние почти на каждое современное обще­
ство.).- :.^W-'.ih';b»i.-.«' ■ -■ -!■-■'■.'.■ *(н-;п ■? ■ _.(,}-,,])



Введение в систематическое богословие



Книги сгруппированы по деноминаиионным категориям, а внутри этих ка­тегорий — по хронологическому принципу. Конечно, эти категории не являются абсолютными и часто наблюдается их наложение: многие англикане и многие баптисты в богословском отношении — «реформаты», тогда как другие предста­вители этих групп — «арминиане»; многие диспенсаиионалисты являются также баптистами, тогда как другие — пресвитерианами, и т. д. И вес же эти категории вполне подходят для различения богословских традиций в рамках евангельского.христианства.

Здесь приведены даты последнего сочинения каждого автора. Если богослов­ский труд опубликован не был, то даты означают годы, в которые автор активно преподавал систематическое богословие и писал о нем.

в евангельских систематических богословйях

1. Англиканские (епископальные)

1882-1892 Litton, 1-8 t'fcMfltefii.'jitnY*

1930 Thomas, xvii-xxviii, 145-152

2. Арминианские (уэслианские или методистские)

1875-1876 Pope, 1:3-32, 42-46

1892-1894 Miley, 1:2-54

1940 Wiley, 1:13-123 ■.:.'■''" " '. ■ -L- ■ "'*& ■

1960 Purkiser, 19-38 -. ■' "-- - ■ ■■ :- <■■■■■

1983 Carter, 1:19-101

1987-1990 Oden, 1:11-14, 375-406.,.,1.;:;T,........................... ч


Баптистские

1767 Gill, l:vii-xxx

1887 Boyce, 1-8 "■ ■"'.'V11'1.

1907 Strong, 1-51

1917 Mullins, 1-136

1976-1983 Henry, 1:13-411; 6:7-34

1983—1985 Erickson, 9-149

1987-1994 Lewis/Demarest, 1:13-123

Диспенсационалистские

1947 Chafer, 1:3-17

1949 Thiessen, 1-20 ' '"

1986 Ryrie, 9-22 " "

Лютеранские

1917-1924 Pieper, 1:3-190

1934 Mueller,, 1-89


.£(??!


,*."Л'1 '.'I!




Введение в систематическое богословие



Реформатские (или пресвитерианские)13

1559 Calvin. 1:3-33, 35-43 (предисловия и Li,2)

1724-1758 Edwards, 2:157-163

1861 Неррс, 1-11, 42-47 -■**"<>««■

1871-1873 Hodge, 1:1-150 '-""«■■й-:,...

1878 Dabney, 133-144;.*«-: =з;1-;ис;и.... -

1887-1921 Warfield, SSIV, 2:207-320 " l"lu"1' :;'" '":

1889 Shedd, 1:3-58; 3:1-26

1937-1966 Murray, CW, 1:3-8, 169-173; CW, 4:1-21

.>»'№■■

1938 Berkhof, Intro., 15-128, 170-186.........................

1962 Buswell, 1:13-26 шгмггми

7. Обновленческие (пятидесяти и чес кис и харизматические) _,_ п...,

1988-1992 Williams, 1:11-28..-.,.

Соответствующие разделы ■■. ■ ■ г-:■■-. а.!

в авторитетных римско-католических богословиях

1. Традиционные богословия

2. Написанные после II Ватиканского собора

1980 McBricn, 1:3-78, 183-200 __ .,,_,]

:ГЧ. 0^1

Другие работы ' "г?^:

Baker, D. L. "Biblical Theology". In NDT, p. 671. ''! '0P!

Berkhof, Louis. Introduction to Systematic Theology. Grand Rapids: Eerdmans, 1982, pp. 15—75 (первая публикация в 1932 г.).

Bray, Gerald L, ed. Contours of Christian Theology. Downers Grove, 111.: Inter Var­sity Press, 1993.

Bray, Gerald L. "Systematic Theology, History of1. In NDT, pp. 671, 672.

Cameron, Nigel M., ed. The Challenge of Evangelical Theology: Essays in Approach and Method. Edinburgh: Rutherford House, 1987.

Carson, D. A. "Unity and Diversity in the New Testament: The Possibility of Sys­tematic Theology". In Scripture and Truth. Ed. by D. A. Carson and John Woodbridge. Grand Rapids: Zondervan, 1983, pp. 65-95.

13 В реформатскую категорию я включил ссылки на одиннадцать систематических богословии (приведенные здесь и в некоторых главах, Бавинк [Bavinck]). Другие пре­восходно написанные реформатские труды: Foundations of the Christian Faith by James Montgomery Boice (Downers Grove, 111.: interVarsily Press, 1986) и Concise Theology by J.I. Packer (Wheaton, ll!.:Tyndale House, 1993), ноя не включил ссылки на них в библио­графии, так как они написаны более популярно, чем другие реформатские труды, кото­рые я здесь привожу, и также потому, что, по-моему мнению, одиннадцати реформат­ских книг по богословию вполне достаточно, чтобы составить представление о рефор-м атс ко и точ ке з рс и и я.



Введение а систематическое богословие



Davis, John Jefferson. Foundations of Evangelical Theology. Grand Rapids: Baker,

1984.

Davis, John Jefferson. The Necessity of Systematic Theology. Grand Rapids: Baker, 1980.

Davis, John Jefferson. Theology Primer: Resources for the Theological Student. Grand Rapids: Baker, 1981.

Demarest, Bruce. "Systematic Theology". In EDT, pp. 1064—1066. ■>■.,■■:•„ II

Erickson, Millard. Concise Dictionary of Christian Theology. Grand Rapids: Baker, 1986.

Frame, John. Van Til the Theologian. Phillipsburg, N. J.: Pilgrim, 1976.

Geehan, E. R., ed. Jerusalem and Athens. Nut ley, N. J.: Craig Press, 1971.

Grenz, Stanley J. Revisioning Evangelical Theology: A Fresh Agenda for the 21st Cen­tury. Downers Grove, 111.: interVarsity Press, 1993.

House, H. Wayne. Charts of Christian Theology and Doctrine. Grand Rapids: Zondcr-van, 1992.

Kuyper, Abraham. Principles of Sacred Theology. Trans, by J. H. DeVries. Grand Rapids: Eerdmans, 1968 (репринт, впервые опубликована в 1898 г. под заглавием Encyclopedia of Sacred Theology).

Machen, J. Gresham. Christianity and Liberalism. Grand Rapids: Eerdmans, 1923. (По моему мнению, эта книга на ISO страниц — одно из самых значительных богословских исследований из всех, которые когда-либо были написаны. Здесь приводится ясное изложение основных библейских учений и по каждому пункту демонстрируется различие с протестантским либеральным богословием, причем эти различия значимы и сегодня. Эта книга во всех вводных богословских курсах, которые я веду, стоит в списке работ, обязательных для прочтения.)

Morrow, Т. W. "Systematic Theology". In NOT, p. 671.

Poythress, Vem. Symphonic Theology: The Validity of Multiple Perspectives in Theol­ogy. Grand Rapids: Zondervan, 1987.

Preus, Robert D. The Theology of Post-Reformation Lutheranism: A Study of Theo­logical Prolegomena. 2 vols. St. Louis: Concordia, 1970.

Van Til, Cornelius. In Defense of the Faith, vol. 5: An Introduction to Systematic-Theology, n. p.: Presbyterian and Reformed, 1976, pp. 1-61, 253-262.

Van Til, Cornelius. The Defense of the Faith. Philadelphia: Presbyterian and Re­formed, 1955.

Vos, Gecrhardus. "The Idea of Biblical Theology as a Science and as a Theological Discipline". In Redemptive History and Biblical Interpretation, pp. 3—24. Ed. by Rich­ard Gaffin. Phillipsburg, N. J.; Presbyterian and Reformed, 1980 (статья впервые опубликована в 1894 г.).

Warfidd, В. В. "'The Indispensableness of Systematic Theology to the Preacher". In Selected Shorter Writings of Benjamin B. Waifield, 2:280—288. Ed. by John E. Meeter. Nut-Icy, N. J.: Presbyterian and Reformed, 1973 (статья впервые опубликована в 1897 г.).

Warfield, В. В. "The Right of Systematic Theology". In Selected Shorter Writings of Benjamin B. Warfteld, 2:21—279. Ed. by John E. Mcctcr. Nutley, N. J.: Presbyterian and Reformed, 1973 (статья впервые опубликована в 1896 г.).

Wells, David. No Place for Truth, or, Whatever Happened to Ecangelical Theology? Grand Rapids: Eerdmans, 1993.



введение в систематическое богословие


Woodbridge, John D., and Thomas E. McComiskey, eds. Doing Theology in Today's World: Essays in Honor of Kenneth S. Kantzer. Grand Rapids: Zondervan, 1991. •^■'i ■ •

I

Студенты часто говорили мне о том. что одной из самых ценных составляю­щих богословских курсов в колледже или семинарии для них были те отрывки из Писания, которые им следовало заучивать наизусть. «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» (Пс. 118:11). Поэтому в конце каждой главы я поместил соответствующий теме отрывок из Писания, чтобы препода­ватели, там, где это возможно, могли включать в программу заучивание этих от­рывков.

-л*п\ ■•■..([• ita ;. Отрывок'для запоминания ■"'■'■ ■*' " ■■;"иг'1'1

Мф. 28:18-20:

И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на зем­ле: итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скон­чания века.


Hi-'i -q.


jx^i.li:}*' лпч j,',''j;-- й 3i.[i:.


,'uir...



Г Л А В '"..

Слове 6-лй




Р;-.:i-..iUHl-,i i JjopulL: Споя

ЧАСТЬ I




■Mi',.>:eiii";


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: