Зарубежная политико-правовая мысль 5 страница

Идейные вожди и теоретики Национального собрания (их называли — конституционалисты") стремились законодательно закрепить итоги революции и стабилизировать развитие Франции. В Конституции 1791 г. конкретизированы и несколько дополнены права и свободы, установленные Декларацией 1789 г. Провозглашены некоторые социальные права.

Развивая идею "национального суверенитета", конституционалисты отказались от непосредственной демократии.

Основой Конституции было разделение властей по образцу, изложенному Монтескье, с тем существенным коррективом, что законодательную власть осуществляло однопалатное Национальное собрание (все сословные различия были упразднены в начале революции).

Монарх наделялся титулом "король французов"; его полномочия были обширны, но в конституции подчеркивалось подчинение исполнительной власти закону.

Существенным отступлением от идей равенства граждан стало их деление на "активных" и "пассивных" на основе имущественного ценза.

На волне недовольства политикой короля Якобинский клуб организовал 20 августа 1792 г.

штурм королевского дворца парижанами и марсельскими добровольцами.

После свержения короля был избран на основе всеобщего (для мужчин) избирательного права Национальный Конвент.

Ведущее положение в Конвенте поначалу принадлежало жирондистам.

Жирондисты считали, что цели революции в основном достигнуты в результате упразднения сословных привилегий, провозглашения республики и учреждения всеобщего избирательного права; дальнейшее развитие Франции, по их замыслам, должно

осуществляться в порядке текущего законодательства. Для ослабления внутренних противоречий в стране жирондисты предлагали развернуть революционную войну Франции против феодальных монархий.

В основе подготовленного жирондистами проекта Конституции лежали идеи народного суверенитета Руссо, принципы сочетания представительной и непосредственной демократии. Ссылаясь на идеи Руссо, Монтескье и других просветителей, жирондисты утверждали, что для учреждения республики в такой большой стране, как Франция, необходима федерация; о том уже свидетельствовал опыт США.

Но якобинцы — наиболее экстремистская часть Конвента, — при поддержке Парижской коммуны организовали (в ночь с 30 на 31 мая 1793 г.) свержение жирондистов, стали господствующей партией в Конвенте, а затем и во всей Франции (было создано

более 40 000 якобинских комитетов и клубов, руководимых из Парижа).

Якобинским Конвентом в том же году была принята новая Конституция.

В Декларации прав человека и гражданина, предпосланной Конституции 1793 г., провозглашались в основном те же права, что и в Декларации 1789 г.: равенство, свобода, безопасность, собственность.

Поначалу Робеспьер предлагал не включать собственность в число естественных прав человека, рассматривая ее как только гражданское (т. е. подлежащее государственному регулированию) право. Есть некоторые социальные права, свобода собраний, мысли, религии, право и обязанность на восстание. Воспринята идея народного суверенитета, возможность свободного пересмотра Конституции.

В Конституции 1793 г. представительная демократия органически соединялась с непосредственной демократией: Законодательный корпус предлагал законы, народ их принимал.

Выступали за унитарную республику. Конституция не введена в действие из-за интервенции, пошло чрезвычайное правление (Руссо – диктатура ради спасения отечества - Робеспьер)

Упразднены феодальные привилегии, земли розданы крестьянам, установлен максимум на цены. Вместе с тем остался в силе закон против рабочих союзов, насаждаемая религия Разума не дала ничего. Террор против прежде всего третьего сословия (как против умеренных, так и против радикалов).

Поэтому термидорианский переворот (27 июля 1794 г.), положивший конец вакханалии якобинского террора, почти не встретил сопротивления.

Переворот 9 термидора (27 июля 1794 г.) положил конец якобинскому террору. Вскоре были отменены законы якобинской диктатуры, ограничивавшие цены на товары и размер заработной платы ("максимумы"). В 1795 г. была принята новая Конституция, упразднявшая не только аппарат якобинской диктатуры, но и ряд демократических завоеваний предшествующего периода революции. По Конституции 1795 г. исполнительную власть осуществляла Директория (из пяти человек).

  1. Политико-правовые идеи французского социализма и коммунизма 18 века (Мелье, Морелли, де Мабли, Бабёф)

В чем заключались особенности? Как сформулировал Морелли три основных закона природы для установления коммунизма? Какое равенство стремились установить бабувисты в переходный период от капитализма к коммунизму?

В процессе обсуждения проблем свободы, равенства и собственности некоторые просветители обосновывали коммунистические идеалы.

Морелли (около 1715—?) — французский просветитель. О жизни Морелли известно мало. Под этим именем в середине XVIII в. опубликовано несколько произведений (например, "Базилиада"), причем главная книга Морелли — "Кодекс природы, или истинный

дух ее законов" (1755 г) долгое время приписывалась Дидро.

"Кодекс природы" содержит теоретическое обоснование строя, основанного на общественной собственности, и нечто вроде проекта конституции будущего общества: "Образец законодательства, согласного с намерениями природы".

В политико-правовой концепции Морелли заметно влияние идей Платона, содержащихся не только в книге "Государство" (критика частной собственности, обоснование общности имуществ и государственного руководства общественной идеологией), но и в сочинении

"Законы" (детальная регламентация законами всех сторон жизни граждан).

Морелли изображает естественное состояние как золотой век, когда люди подчинялись только законам природы, предписывающим общность имуществ и всеобщую обязательность труда. Обществом управляли отцы семей, ведавшие организацией труда и воспитанием.

Морелли писал, что конец естественному состоянию (отказ от законов природы) положило не соглашение народа, а процесс нагромождения ошибок, главная из которых — "чудовищный раздел произведений природы". На каком-то этапе истории, рассуждал

Морелли, кто-то когда-то разделил имущество. Учреждение частной собственности исказило страсти людей, породило жадность. В результате для подчинения людей

порядку пришлось издать великое множество "жестоких и кровавых законов, против которых природа не перестает возмущаться".

Морелли возражал Монтескье, различавшему принципы демократии, аристократии, монархии и деспотизма. "Все они покоятся в большей или меньшей мере, на обственности

и интересе". При сохранении частной собственности, рассуждал Морелли, концентрация богатств неизбежно ведет к тому, что демократия превращается в аристократию, аристократия — в монархию, а та — в тиранию; поэтому совершенно бессмысленно

искать наилучшую форму правления; пока не уничтожены собственность и порожденные ею частные интересы. Политическая свобода – в свободном удовлетворении своих потребностей.

Первый "основной и священный" закон будущего общества гласит:

"В обществе ничего не будет принадлежать отдельно или в собственность кому бы то ни было, кроме тех вещей, которыми он будет действительно пользоваться для своих нужд и удовольствий или для своего повседневного труда".

К "основным и священным" относятся также законы, определяющие право и обязанность каждого гражданина трудиться "сообразно своим силам, дарованиям и возрасту", право получать прокормление и содержание на общественный счет.

Кроме "основных и священных" в "Кодексе природы" содержатся законы распределительные, или хозяйственные, земельные, об общих порядках, о роскоши, о форме правления, о воспитании, о научных занятиях, о наказаниях и др. (всего 118 законов).

Морелли полагал, что все стороны жизни граждан должны детально регламентироваться правом. В обществе будут запрещены умозрения в области "морали и метафизики" (к ним относятся общие понятия о божестве, человеке, разуме). Будут разрешены исследование тайн природы (прикладные, полезные науки) и усовершенствование полезных

для общества искусств. Однако число лиц, посвятивших себя наукам и искусствам, будет ограничено, причем они не освобождаются от обязательного для всех (от 20 до 25 лет) труда в земледелии.

Оправдывается все тем, что интересы общества выше личности. Задача государства – исполнять законы природы, следить за централизованным производством и распределением.

Организация власти. Нация делится на провинции, провинции включают города, которые делятся на трибы, трибы — на семьи. Из отцов семейств образуется сенат города, из представителей городских сенатов — Верховный сенат Нации. Сенаты подчинены

власти законов.

Особенность государственного устройства в том, что все должности замещаются "по очереди" — освободившуюся должность занимает (на год или пожизненно) тот из состоящих на предшествующей должности, чья очередь подошла (отец семейства становится главой трибы, глава трибы — начальником города и т. д.).

Главы осуществляют надзор за соблюдением законов, за работами, снабжением

и распределением.

Еще одна система должностных лиц образуется из мастеров и старшин корпораций (производственных объединений); они входят в советы городов, посылающих депутатов в Верховный совет Нации. Сенаты запрашивают мнение советов по вопросам производства, труда, воспитания, распределения и другим и учитывают его при принятии решений. Сочетание этих двух систем (общенациональной и производственной) должно обеспечить компетентность руководства.

Морелли предполагал сохранение в будущем обществе уголовных законов. Наиболее тяжкими преступлениями признаются убийство, а равно попытка ввести собственность.

Менее тяжкие преступления должны караться тюремным заключением. В числе наказаний — лишение права занимать определенные должности на время или навсегда.

Путь к восстановлению законов природы Морелли видел в просвещении. Надеялся на философов-правителей, способных исправить ошибки политики и морали.

Учение Морелли оказало значительное влияние на последующее развитие политико-правовой идеологии. Ряд идей Морелли развивал Мабли. Затем на "Кодекс природы" ссылались Бабёф и другие участники "Заговора во имя равенства". Учение Морелли повлияло и на идеи коллективистов и коммунистов Франции первой половины XIX в., особенно на книгу Э. Кабэ "Путешествие в Икарию".

Габриэль Бонно де Мабли (1709—1785) родился в дворянской семье и получил религиозное образование. Его политическое и правовое учение сложилось под сильным влиянием теории Руссо, а также идей Морелли.

Описывая (вслед за Морелли) республику, "где первым законом было бы запрещение владеть собственностью", Мабли замечает, что такой счастливый строй общества сейчас мог бы быть основан лишь вне Европы. Общность имуществ идеальна для человечества,

но она неосуществима не только из-за деления общества на противоположные

классы и отсутствия сил, способных взять на себя осуществление коммунистического идеала. В наиболее известной своей книге "О законодательстве или принципы

законов" (1776 г.) Мабли отказывался от идей общности имуществ, но еще резче, чем в предыдущих сочинениях, порицал пороки и бедствия, проистекающие из частной собственности. Она неизбежно порождает неравенство имуществ, неотвратимо ведущее

к деспотизму. Мабли делает вывод: лучше всего, чтобы нация была настолько

бедна, чтобы богатых вообще не было бы и быть не могло.

Мабли, как и Руссо, считал невозможным ликвидировать частную собственность, породившую жадность. Но он предлагал ограничить частную собственность законами: Нужно запретить торговлю, вместо денежных взносов (налогов) требовать

от граждан услуг, отменить завещания;, определить законом предел владения каждого гражданина, ввести аграрные законы. Не следует допускать бесполезных

искусств. Нужны законы против роскоши.

Бабёф назвал "абзацем из Мабли" основной программный документ "Заговора во имя равенства". После революции с критикой идей Мабли выступали идеологи либерализма.

Во Франции XVIII в. возникли и развивались теории общинного безгосударственного коммунизма. Одна из них изложена в произведении сельского священника Жана Мелье (1664—1729), вошедшем в историю под названием "Завещание".

В концепции Мелье нет идеи общественного договора, поскольку он считал, что нет естественного состояния. Начало государству положено принуждением. Порицается частная собственность. Необходима народная революция. Жители сел составляют общины под руководством мудрых людей.

Оригинальную концепцию безгосударственного коммунизма разработал бенедиктинский монах Леже-Мари Дешан (1716—1774), сочинение которого "Истина, или Истинная система" в рукописи читали Дидро и другие просветители.

История человечества, по Дешану, делится на три этапа. Сначала было "состояние дикости", когда люди не знали ни собственности, ни власти, ни законов; Затем люди перешли в "состояние законов", когда возникли неравенство, собственность, а также укрепляющие их законы человеческие и божественные. "Состояние законов" бедственно для человечества. Неравенство достигло крайних степеней. Социальный

порядок поддерживается насилием (человеческие законы, "шпага") и обманом (божественные законы, церковь). Полезные сословия находятся в пренебрежении

и угнетении, над ними господствуют бесполезные сословия

Постепенное раскрытие и распространение истины должно обусловить переход к "состоянию нравов, равенства, или истинного естественного закона. Не будет управления, частной собственности, религии, все будут жить просто и без роскоши.

Отмена якобинских "максимумов" и других мер, сдерживавших развитие торговли и промышленности, привела к бурному развитию коммерции и спекуляции.

В марте 1796 г. Бабёф, Марешаль и другие революционеры создали "Тайную директорию общественного спасения" для продолжения революции и установления подлинного равенства (впоследствии общество называлось "Повстанческий комитет общественного

спасения"). Общество создавало и распространяло революционные и демократические сочинения, стремилось объединить силы народа с силами армии. В мае того же года заговор был раскрыт; Бабёф и Дартэ были осуждены к смерти и казнены, другие участники заговора приговорены к ссылке.

Признанным руководителем и теоретиком тайного общества был Гракх Бабёф (1760—1797). Его авторитет был настолько высок, что участников заговора часто называют бабувистами, а разработанную ими доктрину — бабувизмом. Программным документом общества стал "Анализ доктрины Бабёфа, народного трибуна, преследуемого

Исполнительной директорией за то, что он высказывает правду".

Бабёф и его единомышленники писали, что богачи завладели государством, и диктуют законы бедняку. Раньше одобрял прекращение террора, потом разработал план революционного правительства, направленного на искоренение частной собственности.

В день восстания должен был быть учрежден Национальный конвент, состоящий из революционеров. Должны были быть приняты законодательные меры против богачей.

Все лица, не занятые полезным трудом, объявляются "иностранцами", лишенными политических (и естественных) прав. Отменяются деньги, налоги в натуре.

В самом начале революции будет создана Большая национальная община, организованная на коммунистических началах. Ей передается имущество национальное, общинное, конфискованное у врагов революции; собственность общины постоянно возрастает за

счет имущества вступающих в нее граждан. Национальная община является наследником всех собственников. В общину принимаются все желающие, в нее зачисляется молодежь. Национальная община организуется как форма единого в масштабах страны,

централизованного и регулируемого государством народного хозяйства.

В результате законодательных мер переходного периода частная собственность постепенно (в течение жизни одного поколения, поскольку право наследования отменяется) будет заменена общинной собственностью; все станут членами Большой национальной общины. Достижение строя общности, или полного равенства, приведет

к демократизации государства.

Один из членов Повстанческого комитета Сильвен Марешаль (см. § 5) вообще был против управления и власти в будущем обществе. «Манифест равных» - против искусства и управления вообще.

Их представления о будущем строе во многом подсказаны идеями Мабли и "Кодекса природы" Морелли. Вечность государства и права.

Умственный труд и физический несоизмеримы, в итоге отдают предпочтение труду физическому. Знания – общее достояние.

Опасность умственного труда в том, что эти люди могут сами взять власть.

Обязателен физический труд, регламентируется одежда, дома, мастерские, обязательные трапезы в спартанском духе.

Идеи Бабёфа и других участников тайного общества, процесс бабувистов, а затем издание одним из участников заговора (Буонаротти) книги "Заговор во имя равенства, именуемый заговором Бабёфа" (1828 г.), содержащей историю тайной организации и ее важнейшие

документы, оказали большое воздействие на развитие политической

идеологии коллективизма и коммунизма XIX в.

  1. Политические и правовые идеи немецкого Просвещения (Пуффендорф, Томазий, Вольф)

Какие социально-политические условия в Германии и Италии повлияли на естественно-правовые теории немецкого просвещения? Что собой представляли практические выводы из естественно-правовых теорий сабжей?

Естественно-правовая теория была прямой наследницей гуманистических идей Возрождения, его веры в могущество и конечное торжество человеческого разума. Она переложила эти идеи на язык права, дала теоретико-правовое обоснование общечеловеческим нравственным ценностям, представлениям о справедливости в отношениях между людьми, между человеком и обществом, государством.

Именно поэтому естественно-правовая теория, как и современное ей Просвещение, оказалась универсальной: ее идеи могли восприниматься и воспринимались в различных социально-политических условиях и соответственно с ними получали различное

толкование. Абстрактность предложенных теоретических конструкций позволяла давать им различающиеся оценки и делать из этих оценок порой весьма противоречивые политические выводы.

Существенные отличия социально-политических условий в Германии и Италии от обстановки в Нидерландах, Англии и Франции предопределили не менее существенные отличия в толковании и оценке учения о естественном праве, выводах из него немецких и

итальянских мыслителей. Отсутствие реальной исторической почвы для революционной трактовки идей естественного права (последняя даже во Франции появится позже) обусловило коллизии между гуманистическими, общечеловеческими началами, заложенными в этой теории, и классовым их истолкованием.

Усиление феодальной эксплуатации, политической и идеологической реакции, установление княжеского абсолютизма, приведшего к возникновению в некоторых землях Священной Римской империи германской нации полицейского государства, существенно

задержали не только социально-экономическое, но и идейное развитие страны. Идеология, получившая обоснование в естественно-правовых учениях Голландии и Англии, приобретает в Германии весьма умеренное и во многом не самостоятельное истолкование.

Немецким просветителям были присущи лишь идеи разрыва с религиозным мировоззрением, противопоставления последнему разумного начала. В государственно-правовой науке эта тенденция нашла выражение в учениях С. Пуфендорфа, X. Томазия и

X. Вольфа.

Самуил Пуфендорф (1632—1694) — известный немецкий юрист и историк, труды которого были переведены на многие европейские языки и при Петре I — в России. Среди многочисленных работ Пуфендорфа особое значение имеют "Право естественное и

право народов" и "О должностях человека и гражданина", посвященные

вопросам государства и права.

Пуфендорф был одним из видных представителей того направления в естественно-правовой теории, которое главное внимание уделяло отделению науки о праве от религиозной схоластики, доказывая самостоятельное значение первой. Право должно согласовываться с законами разума независимо от религиозных догм и даже действующего законодательства.

Учение Пуфендорфа складывалось под влиянием теорий Г. Гроция и Т. Гоббса. Существенные различия между этими теориями Пуфендорф пытался примирить, используя общий для них рационализм.

Попытка создать светскую правовую теорию, светское в своей основе учение о государстве, отстоять свободу мысли в условиях Германии того времени была прогрессом, умеренным, но все же прогрессом. Однако одновременно с этим Пуфендорф обосновывал необходимость сохранения крепостничества и княжеского абсолютизма.

В своем учении о праве и государстве Пуфендорф исходит из представления о естественном состоянии, которое трактует как методологическое предположение, позволяющее объяснить сущность и происхождение права и государства.

Естественное состояние характеризуется свободой и независимостью индивидов. Человеческая природа не порождает "войну всех против всех" (как считал Гоббс), но достаточно эгоистична. Согласно Пуфендорфу именно последнее (а не естественное стремление к общежитию, как считал Гроций) в условиях, когда не обеспечены естественные права, порождает стремление людей объединиться ради собственной

пользы и безопасности. В результате возникают политическое общежитие и государство.

В основе возникновения государства лежат два договора: первый — между людьми об объединении и выборе формы правления, второй — между людьми и избранным ими правителем об обязанности подданных подчиняться власти и обязанности правителя заботиться о подданных в целях их пользы и безопасности. Второй договор предполагает сохранение у людей некоторых естественных прав (свободы вероисповедания, свободы убеждений), но не допускает сопротивления власти. Пуфендорф утверждал, что лучшей

формой правления является абсолютная монархия. Желательно вместе с тем представительство. Абсолютизм и крепостничество – результат свободного договора.

Большое внимание уделял Пуфендорф вопросам взаимоотношений между государством и церковью. Государство может наказывать за богохульство, но не может наказывать за некоторые отступления от веры.

Последователь Пуфендорфа профессор Христиан Томазий (1655—1728) Продолжал линию на освобождение государственно-правовой науки от господства теологии (хотя сам Томазий был религиозен). Томазий первым среди немецких мыслителей провозгласил, что философии пора перестать быть служанкой богословия. Предметом философии должен стать человек с его моральным миром.

В трактовке естественного состояния и естественного права Томазий расходился со своим предшественником. Человек — существо общежительное, и природа его состоит в

том, чтобы, стремясь к личному благу, жить в мирном общении с другими. Но человеку свойственны и извращенные формы этого стремления — корыстолюбие, честолюбие. Основа естественного права — мораль, которая предписывает делать то, что соответствует разумной природе людей. Но требования морали не подкреплены принуждением. Рассчитывать на добровольное следование требованиям морали нельзя. Поэтому необходима принудительная власть. Она осуществляется государством, созданным людьми, а не Богом.

Государство у Томазия — "естественное общество, которое заключает в себе верховную власть ради довольства всех и гражданского благополучия". Образование

государства было оформлено двумя общественными договорами: об объединении в государство и о назначении правителя. Власть правителя имеет цель сохранить общественный мир. Вопросы соотношения совета и принуждения, границ воздействия

государственной власти Томазий рассматривает в трех планах — моральном, политическом и правовом.

В сфере морали действует только совет: делай для себя то, что ты желаешь, чтобы другие делали для себя. В политике совет и приказание: делай другим то, что ты желаешь, чтобы они делали для тебя. В праве действует только приказ: не делай другим то, чего ты сам себе не желаешь.

Единственным источником морали является внутреннее убеждение человека. Право в государстве имеет императивный и запретительный характер, оно определяет только внешние обязанности (почти через сто лет это обоснует Кант), и только в правовой сфере действует приказ государства. В моральной, духовной сфере единственное средство воздействия — совет. Отсюда — свобода совести. Томазий считал необходимым ограничить сферу действия права. Государство не должно посягать на

духовную свободу личности, свободу убеждений. Иноверцы и инакомыслящие

не должны подвергаться уголовному преследованию, еретиков надо просто высылать из государства. Считая монархию лучшей формой государства, Томазий утверждал,

что предпосылкой власти монарха является согласие народа повиноваться ему и что народ даже может протестовать против несправедливостей, если монарх выходит за рамки, очерченные общественными договорами.

Кроме того, протест может быть только пассивным. Для устранения

несправедливости и раздоров между людьми следовало бы стремиться к такому идеальному строю, где будет существовать общность имуществ. (в далеком будущем)

Таким образом, в немецкой политико-правовой мысли нарастало критическое отношение к существовавшим порядкам, полицейскому государству. Но оно было весьма умеренным и не выходящим за рамки либеральных пожеланий не допустить посягательств

на свободу вероисповедания, свободу убеждений. На смену им шли консервативное истолкование естественно-правовых идей, попытка использовать их для апологии полицейского государства в период его расцвета.

Такая попытка была предпринята Христианом Вольфом (1679—1754), профессором права университета в Галле. Природа человека, по Вольфу, характеризуется стремлением к совершенствованию. Разум указывает путь к этому — делай добро и избегай зла. Таков нравственный закон природы, человек обязан следовать этому нравственному закону,

в этом его право. Право, таким образом, выводится из нравственной обязанности

От природы все люди равны, поэтому они имеют равные права. Поэтому же ни один человек не имеет власти над другим — все люди свободны. Нравственная обязанность совершенствоваться порождает право на образование и научные исследования, право на

жизнь и даже право на. В естественном состоянии, когда люди жили семьями, они не

имели достаточно средств для совершенствования. Вот почему семьи решили объединиться в государство, цель которого — "общее благосостояние и общая безопасность, образовали народ, который передал свою верховную власть правительству.

Среди форм государства — демократии, аристократии, монархии и смешанной формы — Вольф считал лучшей монархию, ибо монарх всегда представляет весь народ.

С образованием государства народ ограничил свою свободу для совершенствования составляющих его людей. Во имя этого же ограничено и природное равенство людей. Точно так же каждый человек может ограничить свою свободу и отдать себя

в рабство. Отсюда возникает власть- одних лиц (господ) над другими (крепостными).

Законы государства — практическая реализация естественного закона. Они дают свободу, необходимую для исполнения нравственных обязанностей. Право — свобода действий для исполнения обязанностей. Рамки определяются властью государства, властью просвещенного монарха, заботящегося об общем благе. Эта забота обязывает его регламентировать все сферы человеческой деятельности. Для этого монарх, по мнению Вольфа, должен быть наделен неограниченной властью, знаниями об управлении.

Экономическая отсталость большинства немецких земель, неразвитость политических отношений, реакционный режим полицейского государства привели к тому, что они в

лучшем случае создавали абстрактные теоретические конструкции, не имевшие в то время шансов на реализацию или, как это было у Вольфа, поддерживавшие идеи просвещенного абсолютизма. Не случайно прусский король Фридрих II писал Вольфу, что

задача королей — осуществлять идеи философов.

  1. Взгляды на государство и право итальянских просветителей (Вико, Беккариа)

Какую типологию права предложил Вико? Какие естественно-правовые принципы были положены Чезаре Беккариа в основу классической теории уголовного права?

Политическая история Италии эпохи феодализма представляет собой весьма сложную картину. Многие века сохранялась политическая раздробленность страны. Усобицы правителей итальянских княжеств и городов-республик обессилили и обескровили страну,

сделали ее сравнительно легкой добычей Испании, король которой фактически стал управлять значительной частью Италии и Австрии. Политические неурядицы существенно затрудняли социальное развитие страны. Итальянская буржуазия, преимущественно ростовщическая и торговая, экономически связанная с феодалами,

была настроена весьма умеренно. Дальше пожеланий политической централизации и осуждения произвола и беззакония, характерных для феодализма, она не шла. Это и обусловило в конечном счете трактовку учения о естественном праве итальянскими просветителями XVIII в., наиболее видными представителями которых


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: