Метод права социального обеспечения

Метод правового регулирования является юридическим признаком самостоятельности отрасли права и всегда определяется характером общественных отношений, входящих в ее предмет.

Право использует 2 способа воздействия на общественные отношения - императивный и диспозитивный. Л.С.Явич определил наиболее полно служебное назначение метода правового регулирования с точки зрения юридической характеристики отрасли права: метод дает возможность проанализировать и обнаружить специфику отрасли по 5 параметрам: 1)порядку установления прав и обязанностей субъектов права; 2)степени определенности предоставленных прав и «автономности»» действий субъектов; 3)взаимоотношениям субъектов правоотношений; 4)наличию или отсутствию конкретной юридической связи между субъектами прав и обязанностей; 5)путями и средствами обеспечения установленных субъективных прав и юридических обязанностей.

С.С.Алексеев полагает, что «решающей точкой отраслевого метода правового регулирования является общее юридическое положение субъектов, их правовой статус». Эта позиция основана на мнении, что методов правового регулирования столько, сколько самостоятельных отраслей права. Однако В.Д.Сорокин утверждает, что существует лишь 1 метод правового регулирования разных общественных отношений, объединяющий 3 критерия - дозволение, предписание и запрет. Единый метод правового регулирования - это научная абстракция, позволяющая выделить общие признаки для всех реально существующих разновидностей методов отраслей права.

В.С.Андреев выделил 3 признака, определяющих специфику метода правового регулирования права социального обеспечения: 1)0собенность предмета регулирования; 2)субъекты - гражданин (семья) и органы государства; 3)обеспечение через эти отношения фондов нетрудоспособных и др.

На данном этапе развития науки единого подхода к определению метода правового регулирования этой отрасли права нет. Разные определения предлагают С.И.Кобзева, М.Л.Захаров, Д.И.Рогачев и др. Наиболее общее из них: «это совокупность приемов и способов, используемых законодательством для наиболее эффективного регулирования определенного комплекса общественных отношений». В этом определении нет специфики метода данной отрасли права.

Главные особенности метода правового регулирования права социального обеспечения (ПСО): 1) все материальные правоотношения ПСО являются имущественными и м относятся к социально-обязательственным правоотношениям недоговорного характера, поэтому в ПСО отсутствует автоматическое исполнение социальных обязательств; 2)четкая правовая формализованность поведения сторон (все права и обязанности субъектов установлены законом и не могут определяться соглашением сторон); 3)физические лица выступают правопритязающей стороной, а органы материального обеспечения - отвечают этим действиям; 4)для регулирования поведения физических лиц используется прием дозволения; орган материального обеспечения по существу «не властен принимать решение по своему усмотрению или избирать варианты решения» (В.Ш.Шайхатдинов), его правомочия регламентированы государством; 5) нормы о сроках реализации права на конкретный, вид социального обеспечения и обслуживания (сроки делятся на относительно-неопределенные и абсолютно-определенные); 6)закон исключил усмотрение в вопросах ПСО с обеих сторон правоотношений, поэтому равенство сторон проявляется в исполнении воли законодателя, каждая из сторон образует свое поведение с предоставленной компетенцией (=автономное равенство, основанное на законе); 7)юридическое равенство субъектов правоотношений в ПСО обусловлено разрешительным регулированием; 8)нормы ПСО регулируют распределительные и перераспределительные отношения в связи с осуществлением социальной заботы по обеспечению жизненно важных интересов.

Все эти доводы опровергают концепцию об императивно-диспозитивном методе права социального обеспечения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: