МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Допущено Министерством образования
Российской Федерации в качестве учебного пособия
для студентов учреждений среднего
профессионального образования
педагогического профиля
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ.. 4
Глава I. Методика естествознания в начальной школе — педагогическая наука. 5
§ 1. Предмет методики естествознания, ее задачи. 5
§ 2. Методологические основы методики начального естествознания. 6
§ 3. Межнаучные связи. 7
§ 4. Методы исследования. 8
Вопросы к главе I для самопроверки теоретического материала. 10
Глава II. Становление начального естествознания как учебного предмета и методики его преподавания. 12
§ 5. Вопросы преподавания начального естествознания и географии в XVIII и XIX веках. 12
§ 6. Естествознание в русской начальной школе в начале XX века (до 1917 г.) 26
§ 7. Естествознание в послереволюционной начальной школе. 34
Вопросы и задания к главе II для самопроверки теоретического материала. 44
|
|
ПРАКТИКУМ... 45
Глава III. Естествознание как учебный предмет в начальной школе. 48
§ 8. Обусловленность и задачи ознакомления младших школьников с природой. 48
§ 9. Содержание начального естествознания. Принципы отбора содержания. 50
§ 11. Значение естественнонаучного образования в развитии личности младшего школьника. 54
§ 12. Экологическое образование младших школьников. 56
Вопросы и задания к главе III для самопроверки теоретического материала. 62
ПРАКТИКУМ... 63
Глава IV. Методика формирования и развития начальных естественнонаучных понятий. 70
§ 13. Понятие как педагогическая категория. 70
§ 14. Образование естественнонаучных понятий. 72
§ 15. Развитие понятий. 77
Вопросы и задания к главе IV для самопроверки теоретического материала. 78
ПРАКТИКУМ... 79
Глава V. Методы и приемы обучения начальному естествознанию.. 82
§ 16. Метод как педагогическая категория. Классификация методов. 82
§ 17. Характеристика методов обучения. 84
§ 18. Наблюдение как метод обучения. 93
§ 19. Приемы обучения начальному естествознанию.. 97
Вопросы и задания к главе V для самопроверки теоретического материала. 101
ПРАКТИКУМ... 102
Глава VI. Система форм обучения естествознанию в начальной школе. 108
§ 20. Форма обучения как педагогическая категория. Классификация форм обучения. 108
§ 21. Урок как основная форма организации учебного процесса по естествознанию.. 109
§ 22. Методика повторения учебного материала. 125
§ 23. Внеурочная работа по естествознанию.. 127
§ 24. Внеклассная работа по естествознанию.. 130
Вопросы и задания к главе VI для самопроверки теоретического материала. 134
ПРАКТИКУМ... 135
|
|
Глава VII. Средства обучения естествознанию и методика работы с ними. 145
§ 25. Общая характеристика средств обучения. 145
§ 26. Вербальные средства обучения. 145
§ 27. Натуральные средства обучения. 150
§ 28. Изображения предметов и явлений природы.. 152
§ 29. Аудиовизуальные средства обучения. 156
§ 30. Вспомогательные средства обучения. 161
§ 31. Комплексное использование средств обучения. 161
Вопросы и задания к главе VII для самопроверки теоретического материала. 162
ПРАКТИКУМ... 163
Список рекомендуемой литературы.. 165
ББК 74.262я71
А38
Рецензенты:
доцент кафедры методики начального обучения Московского городского педагогического университета И. В. Потапов; преподаватели педагогического колледжа № 8 г. Москвы Т. Ю. Крысанова, Т. Н. Вилкова