Проблема предмета и метода в социологии

Научные дисциплины самоопределяются и институциализируются, выделяя свой собственный предмет и метод. В социологии определение предмета и метода остается постоянной проблемой. Это еще раз свидетельствует о том, что данная социальная дисциплина, как, впрочем, и все остальные, существует как сугубо историческая, т.е. как социальный феномен.

Э. Дюркгейм и М. Вебер стоят у истоков двух первых методологических подходов к социологии, получивших названия «линия Дюркгейма» и «линия Вебера».

Французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917) впервые поставил вопрос о предмете социологии - социальной реальности как реальности особого рода, которую и должна изучать социология. Социология «представляет собой особую и автономную науку, и ощущение специфики социальной реальности настолько необходимо социологу, что только особая социологическая культура может привести его к пониманию социальных фактов». Стремление Дюркгейма выделить специфическую предметную сферу для социологии - сферу «социальных фактов», отличную от сферы биологии или от сферы психологии, стало исходным в методологическом самоосознании социологии как особой дисциплины. Наука «имеет право на существование лишь тогда, когда предметом ее служит категория фактов, не изучаемая другими науками».

М. Вебер (1864 – 1920) пытался, подобно Дюркгейму, очертить специфическую сферу социологии, основываясь, однако, на противоположных ему позициях. Вебер относит социологию к наукам о культуре (в противоположность наукам о природе), обладающим специфической методологией анализа общества. Общество рассматривается как продукт человеческих действий, т.е. искусственно созданный культурный продукт. Исходной единицей веберовского анализа становится «социальное действие», а не социальный факт. Социальное действие, по Веберу, должно обладать субъективным смыслом и быть ориентированным на других людей. Главным объектом познания, таким образом, становится смысловая связь поведения как своеобразная субстанция социального; понимание социальных явлений означает понимание человеческого (субъективного) поведения.

В. И. Дудина в своей статье «Социологический метод: от классической к постнеклассической точке зрения» акцентирует наше внимание на том, что социологические допущения неизбежно обусловлены особой позицией социолога в социальном пространстве. «Позиция социолога – частная точка зрения с претензией на универсализм и приблизиться к ней можно только через рефлексию специфики и ограниченности этой частной позиции»; «…любая теория должна быть представлена вместе с методом ее создания, а исследование – как исследование реальности и исследование самого исследования».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: