Таким образом, выступление иконоборцев является примером переплетения политики и веры, которое требует величайшей осторожности в вопросе объяснения политических и религиозных механизмов. Можно считать, что, запрещая антропоморфные образы и принимая с согласия духовенства иконоборческий декрет, император Лев III хотел подменить культ Бога своим собственным. Иконоборческий император хотел монополизировать символический капитал или, по меньшей мере, максимально использовать его для политических целей. Однако изображения Христа, которые он приказал уничтожать, были замешены крестами, крестным знамением, благодаря которым император Константин одержал победу (например, в изображении на монетах), и нет никаких признаков того, что изображения императора-иконоборца получили распространение. В этом смысле иконоборчество явилось в большей мере усилением культа Христа как некоего символа, нежели выражением соперничества между двумя формами власти.
Другое политическое толкование вопроса состоит в предположении, что императоры-иконоборцы искали поддержки части населения, выступавшей против икон, и обеспечивали себе средства для более успешного соперничества с мусульманами, также втянутыми в иконоборчество. Это подтверждается тем, что первый иконоборец Лев III был выходцем из окраинной области империи и действовал в контакте с иконоборческим населением именно в этом направлении, тогда как иконопоклонники (защитники икон) были более многочисленны в европейской части Византийской империи. Но в этом случае вместо того, чтобы анализировать конфликт иконоборцев исходя из гипотезы, что иконоборчество является стратегией усиления власти перед лицом соперников в политической игре, следовало бы предположить, что император Лев III мыслил (мы не решается сказать — видел) иконы в свете специфической идеологии, которая и принудила его принять решение, подхваченное его последователями. В той части империи, откуда происходил император, изображения не имели положительной духовной ценности, они не воспринимались как предмет, который невидимое превращал в видимое, а использовались как нечто магическое. Напротив, в той части Византийской империи, которая является прямой наследницей классической Греции, видимая форма принималась как опора и выражение невидимого
|
|
ЧАСТЬ IV. Государство, гражданское общество, нация
торые они защищают, Лютер осуждает и попытки разрушения политической власти и общественные движения, которые ополчаются на частную собственность. Более того, он превозносит полезные социальные функции, которые содействуют всеобщему благу. Он бесспорно выступает поборником аскетизма в мире, который побуждал бы к экономии, но, поскольку позволительно любить и хорошую еду, то он в целом поддерживает полезную групповую деятельность и рациональность коллективного социального поведения. Не говоря уже о его требованиях насчет поощрения школьного обучения, которые привели к становлению общественной политики с многовековым результатом, он предложил, например, во время эпидемии чумы меры борьбы против этого бедствия, проведение гигиенических мероприятий за счет общества, рационализацию усилий на основе принципа оптимизации средств. Отброшенный и безжалостно разбитый «фанатиками», которые отказывают во всякой ценности земному городу во имя града Божьего и его безусловного превосходства, активный разум может и должен поставить себя на службу жизни в гражданском обществе (напомним, что этот термин у Лютера и Меланхтона является синонимом государства, гражданской общности).
|
|
Здесь находится один из источников двух моделей власти, анализируемых Мишелем Фуко. В то время как Макиавелли во Флоренции теоретически обосновывает средства достижения суверенитета в государстве на основе логики, где «народ» является возможным союзником государя в его борьбе против знати, а значит, выступает как важнейший стратегический фактор, Лютер, утверждая абсолютное первенство царства Божьего, отметает смешение двух царств и в то же время возрождает старую аристотелевскую идею о том, что гражданское общество должно быть местом всеобщего блага.