Государство-нация и школа

Показательно, что в агрограмотных империях отсутствует одно из направле­ний публичной политики — курс на обязательное школьное образование. Дело здесь не в отсутствии средств, а в отсутствии необходимости такого образова­ния. Школа в качестве института, обеспечивающего передачу типового знания, будет востребована лишь индустриальным обществом. Конечно, школы и раз­витые школьные системы могут существовать и в других обществах, но аграрное общество способно воспроизводить себя и без школьного образования. В обще­стве, которое обладает религией,.основанной на священных книгах, но покоит­ся на аграрной экономике, школа будет преследовать цели передачи религиоз­ного знания, правил поведения (самый наглядный пример — коранические школы в мусульманских странах). Ниже мы рассмотрим причины совпадения во време­ни развития школьного дела и индустриализации. Предварим это рассмотрение одним примером. Обеспечение всеобщей грамотности не входило в число на­стоятельных задач, которые ставила перед собой православная Церковь в Рос­сии. Чтение Библии прихожанами она не считала обязательным, ей не пришлось (подобно католической Церкви в некоторых странах) приводить в действие стра­тегию борьбы с протестантской Реформацией. Массовое развитие школьного дела стало необходимостью в условиях быстрого промышленного подъема, на­чавшегося после отмены крепостного права в 1861 г. (ср. гл. X, с. 306). Выполне­ние этой задачи берет на себя государство, организуя сеть школ (более 100 тыс. учебных заведений в 1914г., в которых обучаются 7200 тыс. детей) (см. таблицу).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: