Показательно, что в агрограмотных империях отсутствует одно из направлений публичной политики — курс на обязательное школьное образование. Дело здесь не в отсутствии средств, а в отсутствии необходимости такого образования. Школа в качестве института, обеспечивающего передачу типового знания, будет востребована лишь индустриальным обществом. Конечно, школы и развитые школьные системы могут существовать и в других обществах, но аграрное общество способно воспроизводить себя и без школьного образования. В обществе, которое обладает религией,.основанной на священных книгах, но покоится на аграрной экономике, школа будет преследовать цели передачи религиозного знания, правил поведения (самый наглядный пример — коранические школы в мусульманских странах). Ниже мы рассмотрим причины совпадения во времени развития школьного дела и индустриализации. Предварим это рассмотрение одним примером. Обеспечение всеобщей грамотности не входило в число настоятельных задач, которые ставила перед собой православная Церковь в России. Чтение Библии прихожанами она не считала обязательным, ей не пришлось (подобно католической Церкви в некоторых странах) приводить в действие стратегию борьбы с протестантской Реформацией. Массовое развитие школьного дела стало необходимостью в условиях быстрого промышленного подъема, начавшегося после отмены крепостного права в 1861 г. (ср. гл. X, с. 306). Выполнение этой задачи берет на себя государство, организуя сеть школ (более 100 тыс. учебных заведений в 1914г., в которых обучаются 7200 тыс. детей) (см. таблицу).