Задания

Самостоятельная работа студентов 2 семестр

Темы для самостоятельного изучения Изучаемые вопросы Кол-во часов Формы самостоятельной работы Методическое обеспечение Форма отчетности
Организационные формы обучения Понятие о формах организации обучения и их историческом развитии Урок как основная форма организации обучения в школе Классификация уроков в дидактике Основные формы организации обучения в вузе   Проанализировать ряд определений Написание конспекта Подготовить сообщение Литература Таблица: сходство и различие в определениях Конспект Сообщение

Контрольные вопросы и задания по модулю

1. Раскройте сущность педагогического процесса. Охарактеризуйте различные подходы к структуре педагогического процесса.

- Педагогический процесс как система. Система образования в РФ, тенденции развития. Типы образовательных учреждений в России. Виды образования. Цели, содержание, структура непрерывного образования. Функции педагогического процесса: воспитательная, образовательная, развивающая. Структура педагогического процесса. Понятие “закон” и “закономерность” в педагогике. Характеристика закономерностей педагогического процесса. Система педагогических принципов. Педагогические правила. Понятие о средствах педагогической коммуникации. Формы, методы и средства педагогического процесса. Этапы педагогического процесса. Сущность педагогического процесса. Педагогический процесс как динамическая система – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. А успешное освоение опыта, как известно, осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Таким образом, содержание образования (опыт, базовая культура) и средства – еще два компонента педагогического процесса. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе. Структура педагогическою процесса Педагогический процесс представляет собой систему из пяти элементов (Н.В. Кузьмина): 1) цель обучения (Ц) (для чего учить); 2) содержание учебной информации (С) (чему учить); 3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (М) (как учить); 4) преподаватель (П); 5) учащийся (У). Как и любая большая система, он характеризуется пересечением связей (горизонтальных, вертикальных и пр.).Педагогический процесс – это способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс создается педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь одну и ту же структуру.

2. Сформулируйте общие закономерности педагогического процесса.

- В закономерностях педагогического процесса выражаются его главные, объективные, повторяющиеся связи. Иными словами, закономерности показывают, что и как связано в нем, что и от чего зависит. Понятно, что каждый педагог должен хорошо понимать и знать их действие. В такой сложной и динамичной системе, как педагогический процесс, проявляется большое количество разнообразных связей и зависимостей.

3. Каковы движущие силы педагогического процесса?

- Движущей силой педагогического процесса как и любого другого процесса является разрешение противоречий. Различают противоречия объективного и субъективного характера. Наиболее общим внутренним противоречием объективного характера является несоответствие реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые предъявляются к ним со стороны общества.

4. В чем сущность процесса обучения?

- Принципы обучения основаны на его закономерностях и создают опорную базу для построения грамотного и эффективного процесса обучения. Принципы обучения представляют собой систему взаимосвязанных компонентов.

5. Раскройте функциональные компоненты обучения: целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, контрольно-регулирующий, оценочно-результативный.

- Целевой компонент заключается в осознании педагогом и восприятии учащимися целей и задач темы, раздела учебного предмета Цели и задачи определяют на основе требований учебной программы с учетом особенностей ученики ей классу.

- Стимулирующе-мотивационный компонент охватывает систему приемов для стимулирования у детей интереса, потребности в решении поставленных перед ними учебных задач Результатом стимулирования должен быть внутренний процесс - возникновение в УЧН нов положительных мотивов учения Мотивация в обучении проявляется на всех этапах.

- Содержательный компонент определяется учебной программой и учебниками Учитель конкретизирует содержание с учетом поставленных задач, специфики производственного и социального окружения, учебных возможностей учащихся.

- О ценочно-результативный компонент предусматривает оценивание педагогами и самооценки учащимися достигнутых в процессе обучения результатов, выяснения соответствия их учебно-воспитательным задачам, выявление причин определенных пробелов в знаниях учеников.

- Контрольно-регулирующий компонент предусматривает одновременный контроль преподавателя за решением поставленных задач и самоконтроль учащихся за правильностью выполнения учебных операций, точностью ответов Контроль осуществляется с помощью устных, письменных, лабораторных и других практических работ, зачетов и экзаменов, опросов.

- Операционно-деятельностный компонент определяет комплекс педагогических средств реализуемых педагогом и, по сути, представляет воспитательную работу по реализации задач воспитания учащихся на основе поставленных целей.

6. Дайте характеристику законам и закономерностям обучения.

- Законы в педагогике – это результаты познания процесса обучения, выраженные в неких теоретических постулатах

- Закономерности обучения, рассматриваемые как выражение действия законов в конкретных условиях, — это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения. Особенность понятия "закономерности" в дидактике состоит в том, что эти связи, зависимости компонентов процесса обучения носят преимущественно вероятностно-статистический характер. Выделяются внешние закономерности процесса обучения и внутренние. Первые характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровня образования. К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между его компонентами: между целями,

7. Охарактеризуйте принципы обучения.

- Принципы обучения — это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения и соотносятся с закономерностями процесса обучения, устанавливаемыми дидактикой. Принципы зависят также от принятой дидактической концепции. В современной дидактике имеется система принципов, которую составляют как классические давно известные, так и появившиеся в ходе развития науки и практики.

8. Сущность организационных форм обучения. Различные подходы к классификации форм обучения.

- Способом существования и обнаружения содержания, его организации е форма Формы обучения относятся к деятельностного компонента процесса обучения и поэтому тесно связаны с методами.

Форма организации обучения - внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляется в установленном порядке и в определенном режиме

- В основу классификации форм организации обучения, предложенной авторским коллективом под руководством В. А. Сластенина, положены два критерия: количество обучающихся и специфика управления образовательным процессом, снованием классификации форм организации обучения Ч. Куписевича и И. П. Подласого являются: количество обучающихся,место и продолжительность обучения, В основу классификации внешних форм организации обучения А. В. Хуторского, положены различия в коммуникативном взаимодействии основных субъектов образовательного процесса.

Задания

1. Используя указанные источники, проанализируйте ряд определений понятия «процесс обучения» и заполните таблицу, вписав в первый столбец соответствующие определения из источников.

«Процесс обучения» На чем сделан акцент Что общего В чем различие
Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского. – М., 1988 «Целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников» На решении задач Целенаправленность  
Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996 Процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества» На формирование (результат)  
Харламов И.Ф. Педагогика.– М., 1999. «Целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебной деятельности учащихся по овладению научными знаниями…» На овладение научных знаний.  

2. Изучите принципы обучения, пользуясь различными источниками. Охарактеризуйте пять любых принципов, заполняя таблицу.

Принцип обучения Сущность принципа Некоторые правила принципа
Принцип сознательности и активности. В основе этого принципа лежит понимание того, что без усилий со стороны обучаемых процесс обучения не будет иметь результатов. Обучение должно быть осознанным, осмысленным, целенаправленным с точки зрения обучаемого. Со стороны педагога должны быть созданы для этого условия, то есть материал должен излагаться в понятной и доступной всей группе учеников форме, необходимо объяснить ученикам важность и практическую ценность изучаемого предмета, должны учитываться индивидуальные способности и особенности мышления учащихся, создаваться возможности коллективной работы и всевозможно поощряться творческое мышление.
Принцип наглядности Пользуясь, где это возможно, наглядным материалом учитель открывает для учеников еще один канал восприятия – зрительный, что значительно повышает эффективность усвоения новой информации и способствует интенсивности обучения, так как позволяет в короткие сроки преподнести максимум нового материала. избыточное количество всевозможных иллюстраций и схем рассеивает внимание и может привести к обратному эффекту.
Принцип прочности. Целью этого принципа является прочное и долговременное усвоение полученных знаний. Эта цель достигается с помощью развития интереса и положительного отношения ученика к изучаемой дисциплине. Для этого педагог должен стремиться наладить положительный эмоциональный контакт с учениками. Ведь во многом отношение к предмету определяется отношением к учителю, который его преподает. Возбудив интерес к изучаемой дисциплине, педагог значительно облегчает ученикам усвоение относящегося к ней материала память человека легко и надолго фиксирует то, что вызывает активный интерес. Прочности знаний способствует так же закрепление пройденного материала и частое повторение наиболее важных моментов, уяснив которые можно восстановить картину определенной части знаний в целом.
Принцип доступности Разработка содержания процесса обучения с учетом возможностей обучаемых. Важным условием доступности является правильная последовательность преподнесения учебного материала. Чтобы усвоить новую информацию, ученик должен иметь соответствующие базовые знания. Необходимо соотносить сложность и объем новых знаний с возрастом учеников и их индивидуальными особенностями, такими как состояние здоровья, способность к обучению, психофизическое состояние. Педагог должен приучить учеников к преодолению трудностей в процессе понимания и усвоения новых знаний, а так же построить элементы учебного материала в порядке возрастания его сложности.
Принцип научности заключается в тщательном подборе информации, составляющей содержание обучения, отвечающей следующим требованиям: ученикам должны предлагаться для усвоения только прочно устоявшиеся, научно обоснованные знания, методы изложения этих знаний должны соответствовать конкретной научной области, к которой они относятся Человеку необходимо привить понимание того, что наука приобретает все большее значение в жизни и повседневной деятельности человека, а не только является необходимостью для осуществления профессиональной деятельности. Ученики должны понимать и осознавать научную картину мира, взаимосвязь всех научных областей, общую направленность их на улучшение качества жизни человека в этом мире.

3. К какому принципу обучения относятся правила: «От лёгкого к трудному»; «От известного к неизвестному»; «От простого к сложному»?

А. Научности.

Б. Наглядности.

В. Прочности результатов обучения.

Г. Доступности.

4. К какому принципу относится правило: «В конце раздела, курса обязательно проводите обобщение и систематизацию изученного»?

А. Воспитывающего обучения.

Б. Систематичности и последовательности.

В. Научности.

Г. Связи теории с практикой

5. К какому принципу относится правило: «Организуйте и поощряйте самостоятельное повторение учащимися пройденного материала»?

А. Прочности результатов обучения.

Б. Связи обучения с жизнью.

В. Рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы.

Г. Наглядности.

6. Докажите, пользуясь конкретными примерами, что принципы обучения основываются на его закономерностях.

Учитель, зная закономерности процесса обучения, имея представления о целях обучения, содержании и методах обучения, использует свои знания для организации процесса обучения, руководствуясь принципами, которые выражают идеалы и нормы, принятые в педагогике на определенном этапе общественного развития.

7. Что такое форма организации обучения?

1) Согласованное взаимодействие учителя и учащегося, регулируемое заранее установленным порядком и режимом;

2) Система устойчивых связей компонентов внутри процесса обучения;

3) Внешняя сторона организации учебного процесса;

4) Способ организации учебной работы учителя и учащихся.

8. Проанализируйте ряд определений понятия «форма организации обучения». Заполните таблицу.

Определение понятия «форма организации обучения» Что общего В чем расходятся
«…Организационную форму обучения мы определим как взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом» (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, Н.М.Шахмаев) Взаимодействие учителя и учащихся Регулируется заранее установленным режимом и порядком
«…Форма организации обучения предполагает… упорядочивание, налаживание, приведение в систему взаимодействия учителя и учащихся при работе над определенным содержанием материала» (И.М.Чередов) Взаимодействие учителя и учащихся над определенным содержанием материала
«Формы организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме» (П.И.Подласый) осуществляется в определенном порядке и режиме
«Форма организации образовательного процесса – это способ, характер взаимодействия педагога и учащихся между собой, учащихся с изучаемым материалом. Принимая законченный характер, форма выражается в упорядоченности учебного процесса в отношении позиции его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, отрезков, единиц обучения по характеру деятельности и по времени» (В.И.Загвязинский) Взаимодействие учащихся с изучаемым материалом. форма выражается в упорядоченности учебного процесса в отношении позиции его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, отрезков, единиц обучения по характеру деятельности и по времени

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: