Исходные тезисы

Грайс вводит свой знаменитый «принцип кооперации» в составе особого класса так называемых «неконвенциальных импликатур», понимая под импликатурами подразумеваемые смыслы, т. е. смыслы, известные собеседникам и содержащиеся в контексте их речи, но актуально в ней не проговариваемые. В качестве конвенциальных импликатур могут, например, вы­ступать стереотипы, что хорошо показал сам Грайс разбором предложения «Он англичанин, и поэтому он храбр»1. В случае же принципа кооперации речь идет о неконвенциальных им-пликатурах, связанных с общими характеристиками речевого общения (Грайс называет их импликатурами разговорной речи [conversational implicatures]).

Подобно Канту, Грайс стремится определить своего рода трансцендентальные «условия возможности», но не рассудочного мышления, а человеческого диалога. Обратим теперь внимание на то, в каком концептуальном контексте вводит он «принцип кооперации». «В нормальной ситуации человеческий диалог не является последовательностью не связанных друг с другом реп­лик - в этом случае он не был бы осмысленным. Обычно диа­лог представляет собой, в той или иной степени, особого рода совместную деятельность участников, каждый из которых в какой-то мере признает общую для них обоих цель (цели) или хотя бы «направление» диалога. <...> В любом случае, на каж­дом шагу диалога некоторые реплики исключаются как ком­муникативно неуместные. Тем самым можно в общих чертах сформулировать следующий основной принцип, соблюдение которого ожидается (при прочих равных условиях) от участ­ников диалога: "Твой коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая Цель (направление) этого диалога". Этот принцип можно назвать Принципом Кооперации»2.

1. Грайс Г. П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. М.: Прогресс. 1985. С. 221. 2. Там же, с. 221-222.


Это рассуждение исходит из нормальной ситуации обычного диалога и тем самым из более общей посылки, которую сам же Грайс и эксплицирует: намерение «рассматривать говорение в качестве одного из видов целенаправленного - и, более того рационального - поведения»1. Именно это намерение позволяет Грайсу сформулировать и так называемые «постулаты» рече­вого общения, соблюдение которых соответствует выполнению «принципа кооперации». Эти постулаты Грайс делит на четы­ре группы, причем принцип этого деления заимствуется им из кантовской схематики категорий (количество, качество, отно­шение и модальность). Позже в лингвистической традиции эти постулаты приобрели такой обобщенный вид:

постулаты информативности: («Твое высказывание должно
быть достаточно информативным»; «оно не должно содер­
жать лишней информации»);

постулаты истинности («Говори правду» или, по крайней
мере, «не говори того, что ты считаешь ложным»; «не гово­
ри того, для чего у тебя нет достаточных оснований»);

постулат релевантности («Говори то, что в данный момент
имеет отношение к делу»);

постулаты ясности выражения («Избегай неясных выра­
жений»; «избегай неоднозначности»; «будь краток»; «будь
упорядочен»)2.

Эти постулаты Грайса стали объектом довольно резкой кри­тики у многих авторов. Прежде всего, вызвала споры его рацио­налистическая установка, которую он, впрочем, оправдывал не формально-логическими законами, а конкретными взаимными ожиданиями людей в сфере обыденных неречевых взаимодейст­вий (при починке машины я ожидаю, что мне подадут необхо­димые четыре, а не три гайки и т. п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: