Структура юридической психологии как отраслевой науки

Юридическая психология включает в себя следующие разделы:

1. Правовая психология. Анализирует и изучает психическую составляющую в праве и правоотношениях.

2. Криминальная психология. Ее основные задачи – дать представление о том, что собой представляет личность преступника, каковы особенности мотивации его деяния, раскрыть основные психологические механизмы преступного поведения. Криминальная психология занимается не только личностью преступника, в поле ее интересов попадают группы с разной степенью организованности и организации

3. Пенитенциарная психология. Психология исправительно-трудовых учреждений. Основные направления исследования и непосредственной деятельности психолога: психологические аспекты отбывания наказания лицами, находящимися в местах лишения свободы, динамика их изменений непроизвольных (под влиянием среды) и произвольных (коррекционное воздействие со стороны персонала и дозволенная психокоррекция). Второе направление работы – это психологическое сопровождение персонала.

4. Судебная психология и психология профессиональной деятельности. Здесь юридическая психология накопила серьезный багаж изучения следственных действий, психологические особенности судебного заседания, суд присяжных, ювенальная юстиция. В психологии профессиональной деятельности созданы профессиограммы и психограммы различных видов юридической деятельности. Следователю, оперативнику, нотариусу требуются совершенно разные личностные и психологические качества, умения и навыки. Разработанные в психологии профессиограммы используются при профотборе и профориентации.

5. Судебно-психологическая экспертиза. Вопросы, которые сегодня рассматриваются как в уголовном процессе, так и в гражданском. Проблемы компетенции и поводов назначения судебно-психологических экспертиз, основные направления экспертной работы будут рассмотрены ниже.

Ряд авторов в структуре юридической психологии выделяет две части: общую и особенную. Так, Васильев включает в общую часть вопросы общей и социальной психологии, психологию профессионального труда, психологию правоотношений в сфере предпринимательской деятельности. В особенную часть – судебную, криминальную, исправительно-трудовую психологии и судебно-психологическую экспертизу.

Чтобы понять суть и значение юридической психологии, следует более полно и детально остановиться на основных вопросах каждой из ее частей.

ТЕМА 2

«Правовая психология: понятие о направлении юридической психологии, объект, предмет и методы исследования»

План лекции:

1. Объект правовой психологии. Критерии личности

2. Реакции на уровне эмоций

3. Когнитивные реакции и личностные реакции

Являясь составной частью юридической психологии, правовая психология решает вопросы методологического, концептуального и интерпретационного плана.

Методологический план предполагает, что правовая психология учитывает философский, юридический и общепсихологический подходы, делая акцент все же на психологический.

Правовой подход базируется на ряде существенных принципов, которые использует вся юридическая психология (о чем говорилось в специальной лекции).

Общепсихологический подход определяет характер взаимоотношений реального мира и субъективного. Это дает возможность четко определить объект и предмет направления.

Объект правовой психологии можно с полной уверенностью определить как личность – особый уровень детерминации поведения, характеризующийся двумя признаками:

1) наличие особого уровня отражения действительности – сознания;

2) способность к особому типу активности – к деятельности.

Благодаря этим признакам человек способен ставить цели и достигать их, а также отвечать за свои действия и поступки.

Остановимся подробнее на критериях, дающих человеку возможность быть личностью, а значит, вступать в правоотношения и быть полноценным субъектом права. Рассуждения на эту тему целесообразно вести не столько с позиций общетеоретических подходов, сколько с позиций практического заказа – эмпирически.

Сознание – поток чувственных и умственных образов окружающего мира, создающий «внутренний опыт» человека и предвосхищающий его деятельность и самореализацию. Сознание отличается рядом характеристик:

- интенциональностью – направленностью на предмет. Человек может видеть, слышать, чувствовать что-то или кого-то, а также думать, рассуждать о чем-то или о ком-то. Сознание не может быть беспредметно;

- активностью. Отражение реальности на уровне сознания зависит от выбора самой личности. Мы тем глубже проникаем в суть предмета или явления, чем нам этот предмет интереснее, пытаемся разобраться в деталях и тонкостях, если это нам важно, внимательно наблюдаем и чувствительны более к тому, что для нас значимо;

- мотивационно-ценностным характером. Не бывает беспричинного и бесцельного отражения. Всегда есть причины, по которым личность принимает решение или действует определенным образом. При этом очень важно, на какие ценности она опирается, делая свой выбор.

- способностью к рефлексии. Способность к самопознанию, которая имеет две формы. Это интроспекция – самонаблюдение и собственно рефлексия – способность посмотреть на себя глазами других людей, т.е. оценить, сравнить, проанализировать.

- степенью ясности. Характеристика, определяющая границы поля сознания. А именно, те предметы, явления, события, которые попали в фокус сознания, стали наиболее понятны, доступны, значимы, интересны, полезны. И те, которые оказывались на периферии поля, о которых личность имеет весьма смутное, размытое, приблизительное представление.

Второй признак или критерий, делающий человека личностью – деятельность. Человеческий индивид выживает в природе благодаря тому, что ему свойственна активность. Два вида активности присущи человеку. Это поведение и деятельность. Поведение направлено на то, чтобы удовлетворять актуальные потребности. Деятельность представляет тот вид активности, к которой человек прибегает при необходимости ставить цели и их достигать. Иными словами, момент целеполагания (способность к деятельности) делает из человека личность.

Таким образом, объектом правовой психологии в свете вышепредставленных рассуждений является личность, включенная в систему правоотношений. А ее предметомреакции личности на ситуации, регулируемые нормами права. Эти реакции затрагивают все сферы психической жизни личности: познавательные и эмоционально-волевые процессы, психические состояния и индивидуально-типологические особенности (психические свойства).

Необходимость разработок в обалсти правовой психологии определяется практическим заказом в области правоприменения. Именно потребности правотворческой деятельности, судебной, следственной практики ставят перед психологами ряд прикладных задач: консультативная, экспертная, оценочная. Соответственно этим задачам психологи используют и характерные методы изучения. Чаще всего это методы:

- «контент анализ» – качественная оценка исследуемого феномена;

- анализ результатов продуктов деятельности. Это могут быть записи, рисунки, продукты творчества и т.п.;

- библиографический метод;

- опросные методы: беседа, интервью, анкетирование.

Использование этих методов целесообразно в правовой психологии, как по содержанию, так и по форме. Во-первых, ряд категорий, которые использует законодатель в гражданском или уголовном законодательстве, требует психологического комментирования. К примеру, ст. 179 ГК РФ содержит формулировку о недействительности сделки, заключенной под влиянием обмана, угрозы или вследствие стечения тяжелых жизненных обстоятельств. Ст. 177 – «…не способен понимать значение своих действий или руководить ими». В УК РФ (ст. 28) – Невиновное причинение вреда – «лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, но не могло предотвратить наступление их в силу несоответствия психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам».

По форме использование методов исходит из четко регламентированных законодательством статусов привлечения психологов к расследованию или судебному разбирательству. Привлекают психологов в качестве консультантов, специалистов и экспертов.

Консультант дает информацию процессуально заинтересованному лицу о специфике функционирования того или иного психологического явления, о наиболее типичных формах проявления, о законах или закономерностях личностных реакций в тех или иных ситуациях.

Специалист анализирует психологическую составляющую по конкретным гражданским или уголовным делам.

Эксперт изучает личность, поведение, действия и поступки конкретного человека, направленного на данное обследование судом или специально уполномоченными лицами.

Поэтому форма работы психологов в правовом поле также обуславливает выбор методов правовой психологии.

Несколько слов о личностных реакциях, попавших в сферу интересов юридической практики.

1. Реакции на уровне эмоций и психических состояний, имеющих иррациональную природу. Стресс, фрустрация, тревога, страх, аффект, паника, агрессия могут стать причиной поступков, попавших в сферу правовой оценки. В основе любого стресса лежат физиологические механизмы адаптации внутренней энергии человека с целью более успешного приспособления. Данный стресс называется физиологическим и может играть как позитивную роль мобилизации, так и негативную роль – дисбаланс, сбой работы внутренних органов, соматические нарушения, болезни. Достаточно напомнить, что хорошо известные каждому человеку заболевания, такие как гастрит и язвенная болезнь, являются результатом физиологического стресса.

Психологический стресс, который бывает информационным или эмоциональным. Информационный стресс возможен в ситуациях высокой ответственности за последствия решений. Для него характерны:

- высокие перегрузки;

- недостаток времени для принятия решения;

- неспособность найти правильное решение, справиться с задачей.

Эмоциональный стресс проявляется в ситуациях опасности, угрозы и т.п. Данный стресс сопровождается изменениями в функционировании психических процессов, трансформацией мотивационной сферы, нарушениями эмоциональной сферы и всей системы саморегуляции.

Фрустрация относится к тем психическим состояниям, которые имеют четкие причины возникновения, а именно, это невозможность удовлетворения актуальной потребности (первичная фрустрация) и невозможность достижения реальной или мнимой цели (вторичная фрустрация). Фрустрация переживается целым рядом отрицательных эмоций. Это раздражение, досада, ярость, злость и т.п. Особенности переживания фрустрационных эмоций зависят от трех факторов:

1) от особенностей источника фрустрирования, его интенсивности и силы;

2) от функционального состояния самого человека, оказавшегося в такой ситуации;

3) от эмоциональной устойчивости человека, которая сформировалась у него в процессе онтогенеза.

Здесь важен вопрос о фрустрационной толерантности, т.е. устойчивости к фрустраторам, выработке способности адекватно оценивать ситуацию и предвидеть выход из нее.

Тревога и страх. Возникновение тревоги всегда имеет внутриличностную причину – конфликт между структурными элементами личности:

- бессознательными влечениями и вытесняющими их нормами;

- противоречащими друг другу стремлениями и влечениями, которые «претендуют завладеть» центром личности;

- воображаемым миром и объективной реальностью;

- стремлением к совершенству, «величию» и опытом собственного несовершенства и ничтожности;

- желанием быть принятым людьми, обществом и опытом отверженности.

В зависимости от того, как личности удается разрешить свой конфликт, тревога может быть либо экзистенциональной либо патологической. Каждый из них предполагает свою модель развития.

Экзистенциональная тревога переживается человеком мужественно, т.е. через осознание страхов и их преодоление. Так появляется осознание объекта, вызывающего тревогу, и воля к преодолению препятствий.

Патологическая тревога возникает потому, что личность уклоняется от экстремальной ситуации, переживается через отчаяние и приводит к неврозу.

На вопрос «Почему тревога развивается по патологическому пути?» большинство психологов отвечают, что главная психологическая проблема в самоутверждении «Я». У невротиков так называемое редуцированное «Я», или редуцированное самоутверждение, которое проявляется в уходе от реальности. Свои неблаговидные действия и поступки невротик будет объяснять тем, что делает это во благо «всего человечества, страны, общества, высокой идеи, цели и т.п.».

В связи с тем, что тревога очень тесно переплетается со страхом, сравним оба состояния на предмет отличий:

СТРАХ ТРЕВОГА
1. Эмоциональная реакция, связанная с антиципацией (предвосхищением) определенного ущерба вследствие реальной объективной опасности, присутствующей во внешнем окружении 1. Эмоциональная реакция, связанная с беспредметным стимулом, ее порождающим, т. к. последний неизвестен
2. Интенсивность эмоциональной реакции пропорциональнавеличине опасности 2. Интенсивность эмоциональной реакции непропорционально выше величины объективной опасности
3. Источник внешний 3. Источник внутренний
4. Рационален 4. Иррационален
5. Ярко выражен внешне 5. Чаще скрытая внешне

Аффект – сильное и относительно кратковременное нервно-психическое возбуждение. Его появление связано с резкими изменениями жизненных обстоятельств человека, и возникает тогда, когда человек не может найти адекватного выхода из ситуации. Чаще всего разрядка проявляется в агрессии, оцепенении или бегстве. Аффект имеет ряд характерных признаков:

- сужение сознания, при котором поле сознания заполнено только объектом аффективного возбуждения, а все действия субъекта полностью подчинены этому;

- сильное эмоциональное и нервное напряжение;

- быстрое протекание;

- частичная или полная амнезия;

- снижение уровня произвольного контроля;

- повышение степени физических возможностей;

- снижение уровня интеллектуального потенциала;

- мотивационные изменения на стадии выхода из данного состояния: сильное желание исправить ситуацию и искреннее раскаяние.

Подобные аффективные вспышки свойственны не каждому человеку. К ним склонны личности определенного психического и душевного склада, с низким уровнем саморегуляции.

2. Когнитивные реакции – реакции на уровне принятия решения и оценки обстоятельств, ситуации. Принятие решений это, в первую очередь, волевой акт, связанный со стоящим перед человеком выбором или, как говорят психологи, с борьбой мотивов. По смыслу, это выбор между двумя приятными или двумя неприятными вещами, событиями, между новым и старым, между формой и содержанием. По форме, это процесс формирования последовательности действий (что делать), направленный на достижение цели, при котором личность работает с исходной информацией, преобразовывая ее.

Принимая решение, субъект оценивает вероятность достижения цели. Взвешивая свои возможности, наличные знания и умения, уровень развития того или иного личностного качества, а также свое состояние в данный момент, человек соотносит эту информацию с оценкой самой ситуации, т.е. с оценкой значимости выбираемого образца поведения для других людей, наличие необходимого времени и средств достижения цели.

Но очень часто человек принимает решение на основании случайных обстоятельств, когда принятое решение не ложится в нужную схему, нет достаточных оснований. К таким решениям можно отнести автоматизированные решения по принципу «будь что будет», пассивные решения у лиц вялых или хладнокровных. Сюда же относятся решения, возникающие под воздействием страха или печали. Данные эмоции парализуют легкомысленные фантазии, которые люди иногда принимают за желаемую цель, и побуждают к серьезным поступкам, «усилие воли заменяется санкцией разума».

Оценивая процесс принятия личностью решения, следует четко представлять цель, которую он для себя формирует, и некоторые личностные особенности, которые определяют характер и стиль принятия решения. Важно представлять:

- содержание цели (чего человек хочет);

- уровень и качество цели (выбор зависит от уровня притязаний);

- направленность установок (на достижение успеха или на избегание неудач).

Личностные реакции, связанные с особенностями характера или темперамента человека, с его способностями. Реакции, наиболее обусловленные индивидуально-типологическими свойствами, зависят от характера человека. Характер, формируясь в онтогенезе, особенно на начальных его стадиях, определяет выбор тех явлений и событий, на которые личность реагирует. В контексте личностных реакций интерес представляет такой феномен, как акцентуация характера, т.е. яркая выраженность отдельных черт характера или их совокупности, представляющий собой крайний вариант нормы, находящийся на грани с патологией и, при определенных условиях и предпосылках, способный в нее перейти.

ТЕМА 3

«Личность как объект гражданского, уголовного и иных отраслей права»

План лекции:

1. Законодательство РФ с точки зрения правовой психологии

2. Пограничные состояния

3. Реакции, связанные с когнитивными сбоями

4. Реакции, обусловленные изменёнными личностными качествами

5. Девиантное поведение

В законодательстве любого государства есть понятия, категории, нормы, статьи, наполненные психологическим содержанием. Обращаясь к законодательству Российской Федерации, можно схематично в текстах законодательных актов выделить категории, требующие психологического комментария:

– Отставание в психическом развитии (в ст. 20 УК)

– Несоответствие психических качеств (в ст. 28 УК)

– Психическое принуждение (в ст. 40 УК)

– Беспомощность, беззащитность (в ст. 63, 111, 112, 131, 132)

– Уровень психического развития (в ст. 89 УК)

– Личность (в ст. 96 УК)

– Условия психотравмирующей ситуации (в ст. 106, 113 УК)

– Тяжкое оскорбление (в ст. 107 УК)

– Систематическое унижение достоинства (в ст. 110, 129, 130)

– Жестокое обращение (в ст. 156 УК)

– Степень нравственных страданий (в ст. 151 ГК)

– Индивидуальные особенности лица (в ст. 1101 ГК)

– Способность понимать значение своих действий (в ст. 177, 179, 28, 44 ГК)

– Стечение тяжелых жизненных обстоятельств (в ст. 69 СК, ст. 16 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка»)

– Психическое насилие (в ст. 175 УИК)

Чтобы понять, что стоит за каждым из этих понятий, необходимо консультативное мнение профессионала. При решении конкретных уголовных или гражданских дел необходимо мнение психолога как специалиста, изучившего данные, характеризующие личность лица. Трудные жизненные обстоятельства редко бывают типичными для многих людей. Как правило, любая реакция человека субъективна и связана либо с расстройствами высшей нервной деятельности, либо с изменением состояния сознания, либо с когнитивными сбоями, либо с измененными личностными качествами.

1. Расстройства высшей нервной деятельности (ВНД) и измененное сознание чаще всего проявляются в так называемых пограничных состояниях, т.е. слабые, стертые формы нервно-психических расстройств, находящиеся вблизи условной границы психического здоровья и выраженной патологии. Выделяют пограничные состояния в узком и широком смысле. В первом случае считается, что пограничное состояние проявляется без острых психопатических расстройств. А именно, реактивные состояния, легкие неврозы, психические нарушения в экстремальных условиях.

В широком смысле, речь идет уже о болезни, которая не обнаруживает и не имеет симптомов глубинных изменений психики. К таким пограничным состояниям относят:

- вялотекущую, медленно начинающуюся форму шизофрении;

- мягкие формы психоза;

- психосоматические расстройства;

- хронический алкоголизм без выраженной деградации личности.

В целом для пограничных состояний характерно:

1. Наличие психосоциальных факторов, вызывающих данное состояние.

2. Преходящее нарушение адаптивных возможностей и целостности личности.

Для реактивных состояний свойственна еще одна особенность: в их клинической картине отражается содержание психической травмы. Чаще всего реактивные состояния проявляются в трех формах:

- реактивные депрессии, когда в результате травмы психика человека находится в угнетенном состоянии. Проявляются данные состояния в заторможенности, обедненность мимики, малоподвижности человека, односложных невыразительных ответах на вопросы, в постоянной сосредоточенности человека на происшедшем, что вызывает негативные, иногда патологические переживания;

- аффективно-шоковые реакции. У большинства людей проявляются в ответ на массовые катастрофы, аварии, сильнейшие, личностно значимые обстоятельства. Проявляются в сужении сознания, панике, беспорядочной двигательной активности (ажитации) или же, напротив, в полной заторможенности (ступоре);

- реактивные психозы. Возникают в ответ на болезнь или тяжелую психическую травму у лиц психопатического склада. Проявляются в форме бреда или сумеречного состояния сознания.

2. Реакции, связанные с когнитивными сбоями. Это проблемы принятия решений и произвольного контроля над своими действиями. На юридическом языке это проблема «понимания значения и предвидения последствий своих действий» и умение «руководить своими действиями». В данном разделе целесообразно остановиться на особенностях принятия решений у лиц с психическими аномалиями. Наиболее систематизировано и четко данный вопрос освещен у Л. М. Балабановой[6].

Представим в форме таблицы наиболее существенные когнитивные сбои у трех категорий лиц, а именно, с психопатическими, олигофреническими (только в легкой степени расстройства), шизофреническими изменениями, не дошедшими до стадии глубокой болезни.

Психопатия Дебилизм Шизофрения
Разрыв между приобретенными знаниями и практическим их применением Низкий запас сведений и знаний. Бедный словарный запас Негативная симптоматика
Несоответствие между возможностями интеллекта и целями Высокая оценка умственных способностей Нестандартное мышление: парадоксальность мыслительного процесса при относительной сохранности формально-логических операций
Несоответствие уровня притязаний и результатов деятельности, которое вызывает аффективную реакцию (аффективное слабоумие) Собственная инициатива действий невелика, высокая степень внушаемости Непредсказуемость образа мысли
Нарушение критичности: У личностей истероидно-возбудимого типа критичность нарушается при актуализации мотива задетого самолюбия. У личностей тормозного типа критичность нарушается при актуализации мотива сохранения личностной автономии с собственными привычными образцами действия Практически отсутствует критичность, т. к. конкретное мышление и сложность в установлении причинно-следственных связей. Часто ищет сходство предметов по внешним признакам Критичность искажена из-за: - нарушений способности к обобщению, - резонерства, - паралогизма
Нарушение звена использования прошлого опыта для планирования деятельности. «Сначала действует, а потом думает» Нарушение способности к формированию прошлого опыта Прошлый опыт используется в форме простой репродукции

3. Реакции, обусловленные измененными личностными качествами. В первую очередь они связаны с изменениями или особенностями симптомокомплексов характера (группы черт характера).

А) Волевые черты

Б) Рефлексивные и моральные черты

С) Коммуникативные и интеллектуальные черты

Если происходят еще изменения в особенностях проявления темперамента или развитии способностей в социально неприемлемом ракурсе, мы имеем дело с акцентуированными личностями.

Волевые черты обеспечивают деятельность, связанную с преодолением препятствий, которая возможна благодаря использованию человеком волевых (сознательных и целенаправленных) действий. Критериями степени овладения личностью такими действиями можно считать:

- степень осознанности, которая основана на самостоятельности решения;

- характер действия, необходимого по внешним (социальным) или личным причинам;

- особенность дополнительных стимулов при дефиците побуждения или торможения.

Во многих жизненных ситуациях волевые действия (волевые черты) необходимы в ситуациях выбора между двумя несовместимыми во времени или пространстве действиями, между двумя приятными вещами, между формой и содержанием, между старым и новым, между двумя неприятными вещами. Какие личностные черты будут доминировать при выборе, зависит от разных факторов. Но, если мы хотим понять, почему человек поступает так, а не иначе, определимся в его выборах, проанализируем то, от чего он отказывается, а значит, оценим степень его ответственности.

Рефлексивные и моральные черты обеспечивают личности успешность адаптации или дезадаптацию за счет умения управлять потребностями, мотивами, намерениями и целями.

Потребности, по сути, это нужда человека в чем-либо, нехватка (дефицит) чего-либо. При этом, чтобы такая нужда стала потребностью, она должна отражаться в сознании, т.е. «отражаться в форме психического образа нужды». Человек должен эмоционально переживать дискомфорт (ощущать). Должен быть выражен целевой компонент, создана условно-рефлекторная связь с объектом (опредмеченность потребности.). Субъект должен словесно обозначить (маркировать) свою потребность. Как правильно отмечает Е. П. Ильин, анализируя работы коллег, потребность связана не только с дефицитом, а и с избытком чего-то, вредного для нормального функционирования организма[7].

Не всегда потребность имеет свой предмет. Так, он отсутствует в ситуациях неопределенности. Не каждый предмет становится характеристикой потребности, так как становится средством удовлетворения другой потребности. Иногда потребность приобретает форму необходимости, того, без чего человек не может обойтись. Констатация факта зависимости. В контексте правового поля. Обращает на себя внимание зависимость от неполезных, вредных вещей.

По мнению ряда авторов, потребности представляют собой внутреннюю программу жизнедеятельности, так как отражают зависимость индивида от условий существования и необходимости выполнения этих условий, чтобы жить. Потребность – это не просто «запрос» организма или личности, это еще и требования к себе, к своим ограничениям и запретам, к производительности деятельности и поведению. Поэтому, потребность – это отношение между необходимым и наличествующим. Соотношение этих двух моментов и субъективное предпочтение в выборе мотива действия или поступка очень часто становится причиной образцов поведения, которое относят к отклоняющемуся (девиантному) поведению. К последнему относятся:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: