Предмет и методы юридической психологии

ТЕМА 1

«Юридическая психология как прикладная отрасль психологии»

План лекции:

1. Отношения психологии и права.

2. Место юридической психологии в системе наук.

3. Предмет и методы юридической психологии.

4. Структура юридической психологии как отраслевой науки.

1. Вопрос определения места и роли юридической психологии в системе права и правоотношений до сих пор остается дискуссионным. Среди специалистов, работающих в этой области, представлен ряд подходов к данному вопросу, но все они связаны с проблематикой юридической психологии в части решения таких вопросов, как определение границ науки, определение ее предмета.

Так, профессор А. М. Столяренко связывает право и психологию через понятия законность и правопорядок. Законность, будучи одной из ведущих идей общественного обустройства, выражается в уровне гуманистичности и демократичности правовой идеологии, ее нацеленности на обеспечение и охрану прав личности…[1] Психология, в данном контексте, обеспечивает эффективность работы механизмов правового регулирования. Столяренко также отмечает тот факт, что на взаимосвязь законности и правопорядка значительно влияют психологические факторы. Особое место приобретают психологические знания, когда речь идет о правовой реальности жизни. Тут психология конкретных людей и групп имеет непосредственное значение как с точки зрения обеспечения правопорядка, так и с позиций борьбы с произволом и бесправием, с преступностью и халатностью.

Взаимоотношения права и психологии определяются мэтрами юридической психологии А. Р. Ратиновым и Г. Х. Ефремовой с позиций понятия «правовая культура», под которым они понимают «исторически сложившуюся систему общественных и идеальных явлений в сфере действия права и их отражения в сознании и поведении людей»[2]. В систему правовой культуры авторы включают:

- право как систему норм;

- правоотношения как систему общественных отношений, регулируемых нормами права;

- правовые учреждения как систему государственных и общественных организаций;

- правовое поведение как правомерное, так и противоправное;

- правосознание как систему духовного отражения правовой действительности.

Существует подход, который пытается оценить границы науки через ее прикладное значение. Поэтому очерчивает пределы компетенции науки через элементы структуры: правовую, криминальную, пенитенциарную, психологию профессиональной деятельности.

Каждое из направлений имеет свой предмет, поэтому границы науки следует рассматривать в комплексе, как систему психологических знаний, сопровождающих функционирование права и правоотношений с целью эффективности и продуктивности правовой системы и доступности права для любого человека, вступающего в правоотношения.

Такой подход использует профессор В. Л. Васильев, что собственно и определяет структуру его учебника, предназначенного для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»[3].

Определяя границы науки через задачи и цели, стоящие перед юридической психологией, профессор М. И. Еникеев также считает последнюю прикладной областью знаний, что определяет и ее структуру[4].

Несмотря на то что на сегодняшний день нет четкого представления о границах научного исследования, мы будем исходить из того факта, что юридическая психология существует благодаря заказу, который в зависимости от социальных, политических и правовых факторов возникает в юридической сфере деятельности, в материальном, процессуальном праве и в непосредственной работе практиков.

2. Место юридической психологии в системе наук. Нет никакого сомнения, что прикладная область знаний предполагает теоретическую базу. А это значит, что юридическая психология имеет конкретное место в области психологического знания. Если базовыми психологическими направлениями являются общая и социальная психологии, психология личности, место юридической психологии можно представить следующим образом:

Теоретические отрасли 1.Общая психология 2.Социальная психология 3.Психология личности   Прикладные отрасли Юридическая психология

Место психологии среди юридических наук можно назвать вспомогательным.

Соответственно той области, которая имеет конкретный психологический вопрос, мы говорим о психологии определенных общественных отношений, регулируемых нормами права. Отрасли права, в которых психология имеет определенный удельный вес и значение, можно ранжировать следующим образом:

1. Уголовное право.

2. Конституционное право.

3. Гражданское право.

4. Административное право.

Характеризуя отношения психологии с процессуальными нормами, которые обеспечивают реализацию отраслей материального права, мы говорим о поведении и деятельности субъектов правоотношений. Поэтому юридическая психология осуществляет сопровождение уголовного, гражданского и административного процессов. В рамках этих взаимоотношений зарождаются такие области юридической психологии, как судебная психология и судебно-психологическая экспертиза.

Завершая разговор о месте психологии в системе наук, хотелось бы отметить отношения юридической психологии со смежными науками, а именно, с теорией государства и права, философией, социологией, культурологией и историей. Каждая из этих областей познания задает определенную основу для современных представлений ученых о психологических явлениях в сфере права и правоотношений. Так, история фиксирует определенные вехи в развитии человечества, давая объяснения уровню развития общества, и науки. Философия становится в истории человеческих знаний базой ключевых и идеологических принципов и позиций, которые дают ученым-психологам основное направление для интерпретации феноменов и фактов, имеющих психологическую природу. Культурология объясняет тот культурно-исторический контекст, в котором рождаются те или иные психологические теории. Теория государства и права дает толчок к образованию определенной системы права, объясняет существование институтов права и правовых систем в том или ином государстве. Для юридической психологии это ориентир для формирования исследовательского заказа со стороны всех правоохранительных органов.

 
 
  ТГП
 
 

Предмет и методы юридической психологии

Разные позиции и взгляды на определение границ науки у современных авторов определяют и некоторые отличия в определении предмета науки. Учитывая отличие интерпретаций, найдем то общее, что определяет предмет юридической психологии. Это психические и социально-психологические явления, которые возникают в сфере права и правоотношений. Такое понимание предмета определяет и структуру юридической психологии, используемые методы четко определяют уровень и характер специальных психологических познаний. Всю систему методов можно условно подразделить на три уровня:

- методология науки;

- общие и вспомогательные методы;

- специальные методы.

Методология науки базируется как на общенаучных, так и на юридических и психологических принципах, а именно:

1. Принцип объективности. Наука должна отражать те особенности и закономерности, которые есть в реальности. Научная интерпретация не терпит субъективизма, не допустимо влияние на результаты научных исследования установок, предубеждений, личных амбиций, некомпетентности.

2. Принцип системности. Все природные явления представляют собой системы взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Любое явление в психической жизни человека, его поведение и поступки есть результат действия системы факторов: биологических, психологических, социальных, культурных и т. д.

3. Принцип развития. Все психические, психологические и социально-психологические явления рассматриваются в динамике, подвластны изменениям. Любой феномен психической жизни человека не статичен, всегда находится в развитии. Так, человек с годами приобретает жизненный опыт. Формируется мудрость. Непосредственные эмоциональные реакции постепенно аккумулируются в устойчивые чувства. Влечение может перерасти в страсть. А может стать влюбленностью, которая в свою очередь может либо пройти, либо перерасти в любовь. Любовь в каждый возрастной период также имеет свои особенности и отличительные черты.

4. Принцип детерминизма. Причинная обусловленность всех явлений и процессов. Определяющая обусловленность их функционирования. Так, согласно современным отечественным наработкам, человек, изменяя мир своей предметной деятельностью, меняется сам.

5. Принцип единства сознания и деятельности. Констатирует факт неразрывной связи человеческой деятельности и такого уровня психического отражения, как сознание. Человек создает окружающий его предметный мир. Прежде чем он станет реальностью, человек рисует его в своем сознании. Смоделировав предмет, явление, процесс, человек воплощает задуманное в реальность. Этот процесс называется «экстериоризацией». Процесс формирования внутренних структур психики, который обусловлен усвоением структур внешней социальной деятельности, называется «интериоризацией». Так человек формирует в себе личность. Простой пример интериоризации: сначала родители при помощи слов влияют на ребенка, потом ребенок при помощи тех же слов влияет на родителей. И лишь на завершающем этапе ребенок при помощи этих же слов влияет на себя.

Профессор Столяренко выделяет на уровне методологии и специальные методологические принципы юридической психологии:

- принцип психологической специфичности, который обязывает вскрывать и интерпретировать в юридических феноменах «психологическую составляющую». Речь идет о том, чтобы не происходила подмена психологических интерпретаций криминологическими, криминалистическими, медицинскими (психиатрическими). В юридической психологии существует несколько подходов к объяснению «психологической составляющей»: иллюстративный, комментаторский, объяснительный и феноменологический [5];

- принцип юридической специфичности. Следует помнить, что психологические феномены нельзя подтасовывать к юридическому факту. Любая причина или закономерность будет принята в качестве доказательства только тогда, когда юридически значимое явление будет в полной мере изучено. Ни одно заключение эксперта или специалиста не будет принято в качестве единственного аргумента в системе судопроизводства;

- принцип конструктивности означает, что описательного подхода в юридической психологии быть не может, практика требует экспериментально подтвержденных, обоснованных аргументов, имеющих значение для правосудия. Юридическая психология приобретет авторитет в глазах правоприменителя в том случае, если эффективность привлечения юридических психологов к решению ряда судебных вопросов или раскрытию преступлений будет максимально полезна и продуктивна;

- принцип законности и гуманизма исходит из самой сущности права и правовой системы. Создание правового государства и его совершенствование требует от юридической психологии, чтобы все исследования, которые проводятся в ее рамках, в первую очередь базировались на данном принципе. Это означает, что как бы не менялись политические, экономические реалии, приоритет личности над любыми социальными институтами неоспорим.

Уровень общих и вспомогательных методов. На этой ступени, как и во всей психологии, общими методами являются наблюдение и эксперимент. К вспомогательным методам относятся:

- методы опроса: анкетирование, интервьюирование, беседа

- методы тестирования: вербальные и проективные

- методы анализа продуктов деятельности: биографический, графологический, лонгитюдный.

Уровень специальных методов. Это уровень, который объединяет все прикладные методики, используемые в практике применения юридической психологии. Пример тестовых методик приведен в следующей таблице:

Методы тестирования Специальные методики
Вербальный Методика многофакторного исследования личности Р. Кетелла
Проективный Зонди
Вербальный Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки
Вербальный Тест-опросник Г. Айзенка
Проективный Дом, дерево, человек
Проективный Несуществующее животное
Вербальный САН

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: