ТЕМА 1
«Юридическая психология как прикладная отрасль психологии»
План лекции:
1. Отношения психологии и права.
2. Место юридической психологии в системе наук.
3. Предмет и методы юридической психологии.
4. Структура юридической психологии как отраслевой науки.
1. Вопрос определения места и роли юридической психологии в системе права и правоотношений до сих пор остается дискуссионным. Среди специалистов, работающих в этой области, представлен ряд подходов к данному вопросу, но все они связаны с проблематикой юридической психологии в части решения таких вопросов, как определение границ науки, определение ее предмета.
Так, профессор А. М. Столяренко связывает право и психологию через понятия законность и правопорядок. Законность, будучи одной из ведущих идей общественного обустройства, выражается в уровне гуманистичности и демократичности правовой идеологии, ее нацеленности на обеспечение и охрану прав личности…[1] Психология, в данном контексте, обеспечивает эффективность работы механизмов правового регулирования. Столяренко также отмечает тот факт, что на взаимосвязь законности и правопорядка значительно влияют психологические факторы. Особое место приобретают психологические знания, когда речь идет о правовой реальности жизни. Тут психология конкретных людей и групп имеет непосредственное значение как с точки зрения обеспечения правопорядка, так и с позиций борьбы с произволом и бесправием, с преступностью и халатностью.
|
|
Взаимоотношения права и психологии определяются мэтрами юридической психологии А. Р. Ратиновым и Г. Х. Ефремовой с позиций понятия «правовая культура», под которым они понимают «исторически сложившуюся систему общественных и идеальных явлений в сфере действия права и их отражения в сознании и поведении людей»[2]. В систему правовой культуры авторы включают:
- право как систему норм;
- правоотношения как систему общественных отношений, регулируемых нормами права;
- правовые учреждения как систему государственных и общественных организаций;
- правовое поведение как правомерное, так и противоправное;
- правосознание как систему духовного отражения правовой действительности.
Существует подход, который пытается оценить границы науки через ее прикладное значение. Поэтому очерчивает пределы компетенции науки через элементы структуры: правовую, криминальную, пенитенциарную, психологию профессиональной деятельности.
Каждое из направлений имеет свой предмет, поэтому границы науки следует рассматривать в комплексе, как систему психологических знаний, сопровождающих функционирование права и правоотношений с целью эффективности и продуктивности правовой системы и доступности права для любого человека, вступающего в правоотношения.
|
|
Такой подход использует профессор В. Л. Васильев, что собственно и определяет структуру его учебника, предназначенного для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»[3].
Определяя границы науки через задачи и цели, стоящие перед юридической психологией, профессор М. И. Еникеев также считает последнюю прикладной областью знаний, что определяет и ее структуру[4].
Несмотря на то что на сегодняшний день нет четкого представления о границах научного исследования, мы будем исходить из того факта, что юридическая психология существует благодаря заказу, который в зависимости от социальных, политических и правовых факторов возникает в юридической сфере деятельности, в материальном, процессуальном праве и в непосредственной работе практиков.
2. Место юридической психологии в системе наук. Нет никакого сомнения, что прикладная область знаний предполагает теоретическую базу. А это значит, что юридическая психология имеет конкретное место в области психологического знания. Если базовыми психологическими направлениями являются общая и социальная психологии, психология личности, место юридической психологии можно представить следующим образом:
Теоретические отрасли 1.Общая психология 2.Социальная психология 3.Психология личности | Прикладные отрасли Юридическая психология |
Место психологии среди юридических наук можно назвать вспомогательным.
Соответственно той области, которая имеет конкретный психологический вопрос, мы говорим о психологии определенных общественных отношений, регулируемых нормами права. Отрасли права, в которых психология имеет определенный удельный вес и значение, можно ранжировать следующим образом:
1. Уголовное право.
2. Конституционное право.
3. Гражданское право.
4. Административное право.
Характеризуя отношения психологии с процессуальными нормами, которые обеспечивают реализацию отраслей материального права, мы говорим о поведении и деятельности субъектов правоотношений. Поэтому юридическая психология осуществляет сопровождение уголовного, гражданского и административного процессов. В рамках этих взаимоотношений зарождаются такие области юридической психологии, как судебная психология и судебно-психологическая экспертиза.
Завершая разговор о месте психологии в системе наук, хотелось бы отметить отношения юридической психологии со смежными науками, а именно, с теорией государства и права, философией, социологией, культурологией и историей. Каждая из этих областей познания задает определенную основу для современных представлений ученых о психологических явлениях в сфере права и правоотношений. Так, история фиксирует определенные вехи в развитии человечества, давая объяснения уровню развития общества, и науки. Философия становится в истории человеческих знаний базой ключевых и идеологических принципов и позиций, которые дают ученым-психологам основное направление для интерпретации феноменов и фактов, имеющих психологическую природу. Культурология объясняет тот культурно-исторический контекст, в котором рождаются те или иные психологические теории. Теория государства и права дает толчок к образованию определенной системы права, объясняет существование институтов права и правовых систем в том или ином государстве. Для юридической психологии это ориентир для формирования исследовательского заказа со стороны всех правоохранительных органов.
ТГП |
Предмет и методы юридической психологии
|
|
Разные позиции и взгляды на определение границ науки у современных авторов определяют и некоторые отличия в определении предмета науки. Учитывая отличие интерпретаций, найдем то общее, что определяет предмет юридической психологии. Это психические и социально-психологические явления, которые возникают в сфере права и правоотношений. Такое понимание предмета определяет и структуру юридической психологии, используемые методы четко определяют уровень и характер специальных психологических познаний. Всю систему методов можно условно подразделить на три уровня:
- методология науки;
- общие и вспомогательные методы;
- специальные методы.
Методология науки базируется как на общенаучных, так и на юридических и психологических принципах, а именно:
1. Принцип объективности. Наука должна отражать те особенности и закономерности, которые есть в реальности. Научная интерпретация не терпит субъективизма, не допустимо влияние на результаты научных исследования установок, предубеждений, личных амбиций, некомпетентности.
2. Принцип системности. Все природные явления представляют собой системы взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Любое явление в психической жизни человека, его поведение и поступки есть результат действия системы факторов: биологических, психологических, социальных, культурных и т. д.
3. Принцип развития. Все психические, психологические и социально-психологические явления рассматриваются в динамике, подвластны изменениям. Любой феномен психической жизни человека не статичен, всегда находится в развитии. Так, человек с годами приобретает жизненный опыт. Формируется мудрость. Непосредственные эмоциональные реакции постепенно аккумулируются в устойчивые чувства. Влечение может перерасти в страсть. А может стать влюбленностью, которая в свою очередь может либо пройти, либо перерасти в любовь. Любовь в каждый возрастной период также имеет свои особенности и отличительные черты.
4. Принцип детерминизма. Причинная обусловленность всех явлений и процессов. Определяющая обусловленность их функционирования. Так, согласно современным отечественным наработкам, человек, изменяя мир своей предметной деятельностью, меняется сам.
|
|
5. Принцип единства сознания и деятельности. Констатирует факт неразрывной связи человеческой деятельности и такого уровня психического отражения, как сознание. Человек создает окружающий его предметный мир. Прежде чем он станет реальностью, человек рисует его в своем сознании. Смоделировав предмет, явление, процесс, человек воплощает задуманное в реальность. Этот процесс называется «экстериоризацией». Процесс формирования внутренних структур психики, который обусловлен усвоением структур внешней социальной деятельности, называется «интериоризацией». Так человек формирует в себе личность. Простой пример интериоризации: сначала родители при помощи слов влияют на ребенка, потом ребенок при помощи тех же слов влияет на родителей. И лишь на завершающем этапе ребенок при помощи этих же слов влияет на себя.
Профессор Столяренко выделяет на уровне методологии и специальные методологические принципы юридической психологии:
- принцип психологической специфичности, который обязывает вскрывать и интерпретировать в юридических феноменах «психологическую составляющую». Речь идет о том, чтобы не происходила подмена психологических интерпретаций криминологическими, криминалистическими, медицинскими (психиатрическими). В юридической психологии существует несколько подходов к объяснению «психологической составляющей»: иллюстративный, комментаторский, объяснительный и феноменологический [5];
- принцип юридической специфичности. Следует помнить, что психологические феномены нельзя подтасовывать к юридическому факту. Любая причина или закономерность будет принята в качестве доказательства только тогда, когда юридически значимое явление будет в полной мере изучено. Ни одно заключение эксперта или специалиста не будет принято в качестве единственного аргумента в системе судопроизводства;
- принцип конструктивности означает, что описательного подхода в юридической психологии быть не может, практика требует экспериментально подтвержденных, обоснованных аргументов, имеющих значение для правосудия. Юридическая психология приобретет авторитет в глазах правоприменителя в том случае, если эффективность привлечения юридических психологов к решению ряда судебных вопросов или раскрытию преступлений будет максимально полезна и продуктивна;
- принцип законности и гуманизма исходит из самой сущности права и правовой системы. Создание правового государства и его совершенствование требует от юридической психологии, чтобы все исследования, которые проводятся в ее рамках, в первую очередь базировались на данном принципе. Это означает, что как бы не менялись политические, экономические реалии, приоритет личности над любыми социальными институтами неоспорим.
Уровень общих и вспомогательных методов. На этой ступени, как и во всей психологии, общими методами являются наблюдение и эксперимент. К вспомогательным методам относятся:
- методы опроса: анкетирование, интервьюирование, беседа
- методы тестирования: вербальные и проективные
- методы анализа продуктов деятельности: биографический, графологический, лонгитюдный.
Уровень специальных методов. Это уровень, который объединяет все прикладные методики, используемые в практике применения юридической психологии. Пример тестовых методик приведен в следующей таблице:
Методы тестирования | Специальные методики |
Вербальный | Методика многофакторного исследования личности Р. Кетелла |
Проективный | Зонди |
Вербальный | Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки |
Вербальный | Тест-опросник Г. Айзенка |
Проективный | Дом, дерево, человек |
Проективный | Несуществующее животное |
Вербальный | САН |