Методы социальной работы - комплекс специфических приемов, способов достижения целей и задач в социальной работе. Владение методами как основа технологической компетентности социального работника.
По отношению к социальной работе можно говорить о двух группах методов: методы социальной работы как научного знания и как практической деятельности.
Методы СР как научного знания (теоретические):
- общефилософские: Гносеологический способ познания, Диалектический способ познания
-общенаучные методы:
-Теоретические методы научного познания: Индукции (от частного к общему), Дедукции (от общего к частному), Исторические (анализ и учет статистики прошлых лет, т.к. соц. Работа всегда в динамике)
Единство количественного и качественного анализа.
Методы практической СР:
- методы из конкретных областей знания и практики, используемые в социальной работе (экономические, правовые, организационно-распорядительные, педагогические, психологические, медицинские, социологические, информационные и др).
|
|
1. социологические: Опросы
2. психологические: Методы психодиагностики, Психологическая консультация, Методы коррекции поведения, Активные.
3. социально-педагогические: Формирования сознания, Формирования деятельности (кнут и пряник), Стимулирования: наставления, порицания, запрещения, приказа, совета, комплимента, намека, категорического требования, Сократа (не дать клиенту сказать «нет»), взрыва.
4. социально-экономические: Бытовое обслуживание, Натуральная и денежная помощь, Установление льгот.
Можно выделить классификации методов СР по разным основаниям:
1). По целевой функции (цели):
- методы социальной диагностики,
- методы терапии,
- методы профилактики.
2). По содержанию социальных проблем и специфике сфер жизнедеятельности:
- методы, используемые в социальной работе в сфере занятости, образовании, семье, в связи с проблемами наркомании, качества жизни пожилых и т.д..
3 ). По уровню решения социальных проблем:
- общество в целом,
- территория,
- группа,
- отдельный клиент.
5) - прямые (помощь оказывается здесь и теперь конкретному человеку)
- непрямые (координация усилий, использование СМИ)
6) по степени директивности:
- директивные (содержащие прямое воздействие на клиента)
- недирективные (к гуманистическому подходу)