Билет. Методы социальной работы и их классификация

Методы социальной работы - комплекс специфических приемов, способов достижения целей и задач в социальной работе. Владение методами как основа технологической компетентности социального работника.

По отношению к социальной работе можно говорить о двух группах методов: методы социальной работы как научного знания и как практической деятельности.

Методы СР как научного знания (теоретические):

- общефилософские: Гносеологический способ познания, Диалектический способ познания

-общенаучные методы:

-Теоретические методы научного познания: Индукции (от частного к общему), Дедукции (от общего к частному), Исторические (анализ и учет статистики прошлых лет, т.к. соц. Работа всегда в динамике)

Единство количественного и качественного анализа.

Методы практической СР:

- методы из конкретных областей знания и практики, используемые в социальной работе (экономические, правовые, организационно-распорядительные, педагогические, психологические, медицинские, социологические, информационные и др).

1. социологические: Опросы

2. психологические: Методы психодиагностики, Психологическая консультация, Методы коррекции поведения, Активные.

3. социально-педагогические: Формирования сознания, Формирования деятельности (кнут и пряник), Стимулирования: наставления, порицания, запрещения, приказа, совета, комплимента, намека, категорического требования, Сократа (не дать клиенту сказать «нет»), взрыва.

4. социально-экономические: Бытовое обслуживание, Натуральная и денежная помощь, Установление льгот.

Можно выделить классификации методов СР по разным основаниям:

1). По целевой функции (цели):

- методы социальной диагностики,

- методы терапии,

- методы профилактики.

2). По содержанию социальных проблем и специфике сфер жизнедеятельности:

- методы, используемые в социальной работе в сфере занятости, образовании, семье, в связи с проблемами наркомании, качества жизни пожилых и т.д..

3 ). По уровню решения социальных проблем:

- общество в целом,

- территория,

- группа,

- отдельный клиент.

5) - прямые (помощь оказывается здесь и теперь конкретному человеку)

- непрямые (координация усилий, использование СМИ)

6) по степени директивности:

- директивные (содержащие прямое воздействие на клиента)

- недирективные (к гуманистическому подходу)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: