Основные принципы деятельности прокуратуры

Законность

В своей деятельности прокурор руководствуется Конституцией Республики Беларусь и соответствующими ей актами законодательства.

Прокурор принимает предусмотренные законодательными актами меры по пресечению нарушений законодательства, от кого бы эти нарушения ни исходили, привлечению к ответственности лиц, их совершивших, восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций.

Равенство всех граждан перед законом

Прокурор осуществляет надзор за соблюдением гарантированных государством прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, законодательных актах и предусмотренных международными обязательствами Республики Беларусь, независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения, гражданства, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и другим общественным объединениям, а также от иных обстоятельств.

Независимость прокурора, подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам

Прокурор при осуществлении своих полномочий независим. Какое-либо вмешательство в его деятельность недопустимо и влечет за собой установленную законодательными актами ответственность.

Деятельность прокуратуры осуществляется на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, в том числе Генеральному прокурору Республики Беларусь.

Прокурорские работники не могут быть членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

Гласность в деятельности прокуратуры

Прокурорский работник действует гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства о защите прав и законных интересов граждан и организаций, а также законодательства о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны.

Не допускается разглашение прокурорским работником сведений, относящихся к личной жизни гражданина, унижающих его честь и достоинство или способных причинять вред его правам, законным интересам или деловой репутации, а равно разглашение сведений, относящихся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, могущих причинить вред их правам, законным интересам или деловой репутации, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Обязательность исполнения требований прокурора

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий и предъявленные в соответствии с законодательными актами, подлежат исполнению в установленный срок всеми организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

Должностные лица и иные граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения об обстоятельствах, связанных с проверкой соблюдения законодательства. В случае уклонения от явки должностное лицо и иной гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, по постановлению прокурора доставляются органами внутренних дел в принудительном порядке.

Участие прокурора в заседаниях государственных органов и иных государственных организаций

Генеральный прокурор и его заместители вправе принимать участие в заседаниях Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания и образуемых ими комиссий и иных органов, Конституционного Суда, Пленума и Президиума Верховного Суда, Пленума и Президиума Высшего Хозяйственного Суда, Совета Министров и его Президиума, коллегии Комитета государственного контроля.

Генеральный прокурор, его заместители вправе в установленном порядке участвовать в заседаниях республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров, органов Комитета государственного контроля, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов и иных государственных организаций.

Координация деятельности по борьбе с преступностью

Генеральный прокурор, нижестоящие прокуроры территориальных и специализированных прокуратур координируют правоохранительную деятельность органов внутренних дел, органов государственной безопасности, других государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью. С этой целью образуется возглавляемое прокурором координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией (далее – координационное совещание), в состав которого входят руководители государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, и иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью. Порядок работы координационного совещания и полномочия его председателя определяются Положением о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией, утверждаемым Президентом Республики Беларусь.

Участие в нормотворческой деятельности и совершенствовании практики применения законодательства

Генеральный прокурор вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в форме приказов, в том числе утверждающих положения и инструкции. Он вправе вносить на рассмотрение Пленумов Верховного и Высшего Хозяйственного Судов предложения о даче судам разъяснений по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении дел и исполнении судебных постановлений.

Генеральная прокуратура Республики Беларусь принимает участие в подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов.

Генеральный прокурор, его заместители, нижестоящие прокуроры территориальных и специализированных прокуратур и их заместители вправе направлять предложения в нормотворческий орган (должностному лицу) о принятии (издании), изменении, дополнении, толковании или признании утратившими силу нормативных правовых актов.

Рассмотрение в органах прокуратуры обращений граждан и организаций

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями рассматриваются обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, содержащие сведения о нарушении законодательства, в порядке и сроки, установленные законодательными актами.

Прокурор ведет личный прием граждан, осуществляет надзор за исполнением требований законодательства, регулирующего порядок рассмотрения должностными лицами обращений граждан и организаций.

Международное сотрудничество

Генеральная прокуратура Республики Беларусь, прокуратуры областей, г. Минска и приравненные к ним Белорусская транспортная и Белорусская военная прокуратуры (далее – приравненные к ним специализированные прокуратуры) в пределах своей компетенции осуществляют сотрудничество с органами прокуратуры и иными правоохранительными органами иностранных государств и международными организациями.

Генеральная прокуратура Республики Беларусь в пределах своей компетенции участвует в заключении международных договоров Республики Беларусь.

24.2. Система и структура органов прокуратуры

Единую и централизованную систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура Республики Беларусь, прокуратуры областей, г. Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры, являющиеся юридическими лицами, прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним специализированные транспортные и межгарнизонные военные прокуратуры, а также иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь.

Генеральную прокуратуру Республики Беларусь возглавляет Генеральный прокурор Республики Беларусь, который имеет заместителей, в том числе одного первого.

Генеральная прокуратура Республики Беларусь:

- контролирует работу органов прокуратуры, обеспечивает координацию и согласованность действий органов прокуратуры по основным направлениям их деятельности;

- анализирует практику прокурорского надзора и состояние законности в Республике Беларусь;

- взаимодействует с другими государственными органами в обеспечении законности и правопорядка;

- организует и проводит повышение квалификации прокурорских работников;

- представляет органы прокуратуры в международных отношениях;

- выполняет иные функции, предусмотренные законодательными актами.

Генеральный прокурор назначается на должность Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания.
В своей деятельности он подотчетен Президенту Республики Беларусь.

Генеральный прокурор может быть освобожден от должности Президентом Республики Беларусь с уведомлением Совета Республики Национального собрания в случае совершения им преступления, установленного вступившим в силу приговором суда, в связи с невозможностью исполнения им своих обязанностей по состоянию здоровья, по собственному желанию и по иным основаниям, установленным законодательными актами.

Прокуроры областей, г. Минска назначаются и освобождаются от должности Генеральным прокурором по согласованию с Президентом. Остальные прокуроры назначаются и освобождаются Генеральным прокурором.

Коллегии органов прокуратуры

Коллегии органов прокуратуры являются совещательными органами.

В Генеральной прокуратуре образуется коллегия в составе Генерального прокурора (председатель), первого заместителя и заместителей Генерального прокурора и иных прокурорских работников. Персональный состав коллегии Генеральной прокуратуры утверждается Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора. Положение о коллегии Генеральной прокуратуры утверждается Президентом Республики Беларусь.

В прокуратурах областей, г. Минска и приравненных к ним специализированных прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора, возглавляющего соответствующую прокуратуру (председатель), его заместителей и иных прокурорских работников. Персональный состав коллегий утверждается Генеральным прокурором по представлению соответствующего прокурора.

На заседаниях коллегий:

- рассматриваются наиболее важные вопросы деятельности прокуратуры, требующие коллективного обсуждения и выработки решений;

- обсуждаются проекты важнейших приказов, распоряжений и указаний прокурора;

- заслушиваются отчеты и сообщения руководителей структурных подразделений прокуратуры, нижестоящих прокуроров и иных прокурорских работников, а также руководителей и иных работников государственных организаций, созданных в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь;

- заслушиваются сообщения и объяснения руководителей и иных должностных лиц государственных органов, иных организаций и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, по вопросам исполнения законодательства.

Следственный аппарат прокуратуры

Следственный аппарат создается в качестве структурных подразделений во всех органах прокуратуры. В их состав входят следователи и следователи-криминалисты.

24.3. Основные направления прокурорского надзора


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: