Профилактика панических реакций

1. Основу профилактики любых явлений, тем более пси­хологических, составляет анализ людьми особенностей возник­новения и течения различных форм индивидуальных и кол­лективных реакций страха (паники). Структуру формирова­ния знаний составляют научные исследования проблемы и до­ведение этих знаний не только до специалистов по безопас­ности, но и до руководителей предприятий и всего народа. Основу для этой деятельности составляют знания, излагаемые в период учебы в средней школе, при обучении технической специальности и т. п.

Даже в «Немецкой идеологии» отмечали значение духовного, нравственно-психологического развития людей: «Отсюда, понятно, следует, что развитие индивида обусловлено развитием других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, и что различные пополнения инди­видов, вступающих в отношения друг с другом, связаны между собой, что физическое существование позднейших поколений определяется их предшественниками, что эти позднейшие по­коления наследуют накопленные предшествовавшими поколе­ниями производственные силы и формы обучения... словом, мы видим, что история отдельного индивида отнюдь не может быть оторвана от истории предшествовавших или современ­ных ему индивидов, а определяется ею» [65].

2. Профотбор лиц для работы на опасных видах труда и особенно руководителей производственных коллективов. В Европе более двухсот лет существует деятельность по профес­сиональной ориентации лиц. К. Маркс указывал, что сущест­вуют личности с повышенным уровнем риска. Имеющийся у нас многолетний опыт позволяет утверждать положение о на­личии лиц (психопатия, нервность), склонных к созданию не­счастных случаев и к неадекватным действиям в угрожающей ситуации.

3. Обучение проблемам обеспечения безопасности и вос­питательная работа по формированию в сознании людей ос­торожности, предупреждению и разумному поведению в ава­рийных и чрезвычайных ситуациях. Человек, работающий на опасных производствах, должен:

- знать свои обязанности по профилактике ЧС и нести ответственность не только за возникновение несчастных слу­чаев, но и за характер своих действий при руководстве массами при пожарах и других ЧС;

- иметь психологическую готовность к действиям и ЧС, в сознании людей должно быть понятие, что взрыв, пожар или другие явления – это реальная опасность, и быть готовым не только для профилактики, остановки катастрофического процесса, но и для руководства массой людей;

- знать графики работы и схемы действий в критических ситуациях;

- участвовать не только в деловых играх, но и в аварий­ных играх, что будет способствовать познанию проблемы и формированию автоматизма действий в устрашающей ситуа­ции.

4. Основной задачей в ЧС и во время катастрофы явля­ется сохранение спокойствия людей и быстрая разумная деятельность. Это достигается информационными средствами и примером действий окружающих лиц. Люди должны знать и получать напоминание о том, что народ в условиях давки гибнет.

5. Руководство массой составляет основу профилактики паники. Паническая реакция – это всегда индукция страха, утрата степени сознательного руководства и случайный захват «руководства» действиями людей, находящихся в состоянии страхаи действующих бессознательно, автоматически. Эти лица яркостью поступков и речи (крик) возбуждают окружающих и фактически увлекают за собой лиц, находящихся в связи со страхом в состоянии суженного сознания и действующих автоматически, без должной оценки ситуации.

В состоянии страха люди легко поддаются управлению и могут быть привлечены в условия объективной и безопасной деятельности. Если руководство массой осуществляется сознательной личностью, то люди сохраняют способность разумных действий и зашиты своей жизни.

В 1988 г. в Ленинграде в Доме учителя на совещании, проводимом на втором этаже, находилось 450 человек. В это время в месте выхода из помещения (в гардеробе) начался пожар. Единицы из учителей, бросившиеся к центральному выходу, погибли. Один случайный человек остановил сотни людей и вывел их другим ходом на чердак здания и они были спасены прибывшими пожарными машинами.

6. Необходимо знать, что особую роль по профилактике страха осуществляет деловая занятость (должность) человека и демонстрация организованности действий окружающих лиц. Антуан де Сент-Экзюпери фактически касался этой проблемы: «Действие спасает от смерти. Оно спасает и от страха, и от слабостей, даже от холода и болезней». Летчик, управляя са­молетом, отвлекается от страха, также меньше испытывает страх человек, выполняющий служебные и технические обя­занности, в процессе труда личность фиксируется на нем, и страх им владеет в ограниченной степени. Солдаты, призван­ные спасать детей при повторных толчках землетрясения, не испытывали страха, как ничем не занятые люди.

7. В острой ситуации или угрожающей обстановке необ­ходимо убирать (фиксировать) людей, способных индуциро­вать страх и вовлечь людей в опасную деятельность. Их влия­ние на окружающих должно быть приостановлено. Иначе может произойти индукция (передача) их действий в массу людей.

8. В структуре руководства массой людей большую роль играет техническое оснащение (мегафон), световые и звуковые сигналы, указатели выходов, направления движения и т. п. средства. В музее в случае ЧС включается звуковая информация (радио), которая успокаивает людей и руководит их действиями в зависимости от места нахождения посетителей и направления выхода. Отсутствие на улице передатчика звука у пожарной команды, осуществляющей мероприятия по спасению людей при крупном пожаре в Ленинградской гостинице, не предупредило выпрыгивание людей в окна с 6 – 8 этажа и их гибели. Наблюдается и обратная деятельность людей в состоянии страха. В случае пожара ставится предохранительная сетка, на которую может выпрыгнуть человек с различной высоты. Но были случаи, когда люди сгорали, но не совершали из-за боязни безопасного прыжка. В этой обстановке также нужна система звукового руководства массами и личностями при ЧС различного происхождения.

Радиотехническое руководство позволяет обеспечить безопасность поступков лиц, находящихся в кризисной (катастрофической) ситуации. Людям необходимо осведомление, как себя вести и где находиться. Сообщается предупреждение об опасности пользования лифтом (остановка и невозможность покинуть) и дается указание основных действий по защите и уходу из опасных участков и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: