1. Основу профилактики любых явлений, тем более психологических, составляет анализ людьми особенностей возникновения и течения различных форм индивидуальных и коллективных реакций страха (паники). Структуру формирования знаний составляют научные исследования проблемы и доведение этих знаний не только до специалистов по безопасности, но и до руководителей предприятий и всего народа. Основу для этой деятельности составляют знания, излагаемые в период учебы в средней школе, при обучении технической специальности и т. п.
Даже в «Немецкой идеологии» отмечали значение духовного, нравственно-психологического развития людей: «Отсюда, понятно, следует, что развитие индивида обусловлено развитием других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, и что различные пополнения индивидов, вступающих в отношения друг с другом, связаны между собой, что физическое существование позднейших поколений определяется их предшественниками, что эти позднейшие поколения наследуют накопленные предшествовавшими поколениями производственные силы и формы обучения... словом, мы видим, что история отдельного индивида отнюдь не может быть оторвана от истории предшествовавших или современных ему индивидов, а определяется ею» [65].
2. Профотбор лиц для работы на опасных видах труда и особенно руководителей производственных коллективов. В Европе более двухсот лет существует деятельность по профессиональной ориентации лиц. К. Маркс указывал, что существуют личности с повышенным уровнем риска. Имеющийся у нас многолетний опыт позволяет утверждать положение о наличии лиц (психопатия, нервность), склонных к созданию несчастных случаев и к неадекватным действиям в угрожающей ситуации.
3. Обучение проблемам обеспечения безопасности и воспитательная работа по формированию в сознании людей осторожности, предупреждению и разумному поведению в аварийных и чрезвычайных ситуациях. Человек, работающий на опасных производствах, должен:
- знать свои обязанности по профилактике ЧС и нести ответственность не только за возникновение несчастных случаев, но и за характер своих действий при руководстве массами при пожарах и других ЧС;
- иметь психологическую готовность к действиям и ЧС, в сознании людей должно быть понятие, что взрыв, пожар или другие явления – это реальная опасность, и быть готовым не только для профилактики, остановки катастрофического процесса, но и для руководства массой людей;
- знать графики работы и схемы действий в критических ситуациях;
- участвовать не только в деловых играх, но и в аварийных играх, что будет способствовать познанию проблемы и формированию автоматизма действий в устрашающей ситуации.
4. Основной задачей в ЧС и во время катастрофы является сохранение спокойствия людей и быстрая разумная деятельность. Это достигается информационными средствами и примером действий окружающих лиц. Люди должны знать и получать напоминание о том, что народ в условиях давки гибнет.
5. Руководство массой составляет основу профилактики паники. Паническая реакция – это всегда индукция страха, утрата степени сознательного руководства и случайный захват «руководства» действиями людей, находящихся в состоянии страхаи действующих бессознательно, автоматически. Эти лица яркостью поступков и речи (крик) возбуждают окружающих и фактически увлекают за собой лиц, находящихся в связи со страхом в состоянии суженного сознания и действующих автоматически, без должной оценки ситуации.
В состоянии страха люди легко поддаются управлению и могут быть привлечены в условия объективной и безопасной деятельности. Если руководство массой осуществляется сознательной личностью, то люди сохраняют способность разумных действий и зашиты своей жизни.
В 1988 г. в Ленинграде в Доме учителя на совещании, проводимом на втором этаже, находилось 450 человек. В это время в месте выхода из помещения (в гардеробе) начался пожар. Единицы из учителей, бросившиеся к центральному выходу, погибли. Один случайный человек остановил сотни людей и вывел их другим ходом на чердак здания и они были спасены прибывшими пожарными машинами.
6. Необходимо знать, что особую роль по профилактике страха осуществляет деловая занятость (должность) человека и демонстрация организованности действий окружающих лиц. Антуан де Сент-Экзюпери фактически касался этой проблемы: «Действие спасает от смерти. Оно спасает и от страха, и от слабостей, даже от холода и болезней». Летчик, управляя самолетом, отвлекается от страха, также меньше испытывает страх человек, выполняющий служебные и технические обязанности, в процессе труда личность фиксируется на нем, и страх им владеет в ограниченной степени. Солдаты, призванные спасать детей при повторных толчках землетрясения, не испытывали страха, как ничем не занятые люди.
7. В острой ситуации или угрожающей обстановке необходимо убирать (фиксировать) людей, способных индуцировать страх и вовлечь людей в опасную деятельность. Их влияние на окружающих должно быть приостановлено. Иначе может произойти индукция (передача) их действий в массу людей.
8. В структуре руководства массой людей большую роль играет техническое оснащение (мегафон), световые и звуковые сигналы, указатели выходов, направления движения и т. п. средства. В музее в случае ЧС включается звуковая информация (радио), которая успокаивает людей и руководит их действиями в зависимости от места нахождения посетителей и направления выхода. Отсутствие на улице передатчика звука у пожарной команды, осуществляющей мероприятия по спасению людей при крупном пожаре в Ленинградской гостинице, не предупредило выпрыгивание людей в окна с 6 – 8 этажа и их гибели. Наблюдается и обратная деятельность людей в состоянии страха. В случае пожара ставится предохранительная сетка, на которую может выпрыгнуть человек с различной высоты. Но были случаи, когда люди сгорали, но не совершали из-за боязни безопасного прыжка. В этой обстановке также нужна система звукового руководства массами и личностями при ЧС различного происхождения.
Радиотехническое руководство позволяет обеспечить безопасность поступков лиц, находящихся в кризисной (катастрофической) ситуации. Людям необходимо осведомление, как себя вести и где находиться. Сообщается предупреждение об опасности пользования лифтом (остановка и невозможность покинуть) и дается указание основных действий по защите и уходу из опасных участков и т. п.