Упражнения выполняются на листе белой нелинованной бумаги (достаточно половины стандартного листа А4) и имеют четыре варианта сложности, которые сменяют друг друга по мере развития кинестетической зрелости детей.
А. На листе слева вверху написан образец элемента буквы, например i.
Дети сначала воспроизводят его один раз, зрительно контролируя свою работу. При этом полезно, чтобы они комментировали движения пальцев и кисти. Затем они пишут его еще раз, уже глядя на образец. Таким образом объект письма оказывается в области бокового зрения. Внимание учеников сконцентрировано на ощущении движения пальцев и кисти. Конфигурация написанного элемента сравнивается с образцом.
Учитель предлагает ученикам написать его, глядя на образец, столько раз, сколько потребуется для прочного запоминания двигательного образа элемента.
— Пишите, пока не запомните, как двигается ваша рука.
Удостоверившись в том, что дети хорошо подготовились, учитель предлагает им закрыть глаза и написать этот же элемент, опираясь лишь на двигательную память.
|
|
Сделав это, дети открывают глаза и сверяют написанное с образцом в углу листа. Если есть ошибка, они характеризуют ее, снова пишут элемент, закрыв глаза, и опять проверяют, исправлена ошибка или нет.
При написании элементов букв дети могут соблюдать некое подобие строки, т.е. писать слева направо, но могут располагать их на листе произвольно, как удобно. В процессе работы оценивался только графический рисунок самого элемента, его величина и наклон остаются без комментариев.
Б. Образец, подлежащий воспроизведению, написан не на листе бумаги, а на доске. Сначала дети дают его словесное описание, затем пишут его на листе, глядя на то, что пишут, и сверяют написанное с образцом.
Затем они еще раз пишут этот элемент, но уже глядя на доску соотнося образец со своими двигательными ощущениями. Основное внимание учащихся направлено на движения кисти и пальцев руки.
В. Образец написан на листе бумаги. Ученики выполняют упражнение по варианту А, с той разницей, что пишут элемент два раза подряд, стараясь сохранить одинаковый наклон. Усложнение происходит за счет включения в область контроля уже двух параметров - конфигурации и наклона. Размер написанных элементов, ровность строки (если она есть) и другие параметры не учитываются.
Г. Таким же образом (т.е. два раза и с учетом конфигурации наклона) дети пишут элемент, образец, которого дан не на листе бумаги, а на доске.