Введение. События уходящего года, связанные с запуском широкомасштабного проекта под названием «Реформа РАН», в буквальном смысле слова взбудоражили научную

Павлов Р.Н.

к.э.н., с.н.с. ЦЭМИ РАН

РЕФОРМА РАН ГЛАЗАМИ МОЛОДОГО УЧЕНОГО: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Введение

События уходящего года, связанные с запуском широкомасштабного проекта под названием «Реформа РАН», в буквальном смысле слова взбудоражили научную общественность. Процессы проведения реформ по методу шоковой терапии, конечно же, знакомы подавляющему большинству населения, начиная с периода так называемых «гайдаровских» реформ», и те социальные потрясения, с которыми ассоциировался данный период, до сих пор оцениваются большинством исследователей крайне негативно, и поэтому попытка проведения реформы РАН по такому же сценарию может привести к деградации фундаментальной науки в России. Возможные решения о реорганизации научных учреждений и фактическое отчуждение права собственности на имущественный комплекс РАН в пользу некого федерального агентства с перспективой дальнейшей приватизации, согласно пункту 7.5 «Положения о Федеральном агентстве по управлению научными организациями»[1] (далее ФАНО), говорят о том, что стиль проведения реформ в России не изменился, несмотря на многочисленные примеры, связанные с неудачными попытками либерализации экономики в начале 90-х годов, а, стало быть, применение той же парадигмы проведения реформ вряд ли гарантирует успех. На это, в частности, указывает академик В.М. Полтерович, когда говорит о необходимости разработки так называемой теории реформ, предполагающей проведение институционального эксперимента и выработки своеобразной линейки промежуточных институтов[2].

Собственно говоря, если рассматривать процесс реализации данной реформы с точки зрения его продвижения в среде молодых ученых, то он, безусловно, начался не в июне 2013 года, а несколько раньше: в ноябре 2011 года, когда перед собравшимися председателями молодых ученых академических институтов в Президиуме РАН выступил бывший в то время министром образования РФ А.А. Фурсенко, который заявил о том, что все научные институты проходят в своем развитии такие стадии, как рождение, становление, зрелость и упадок, и это абсолютно нормальное явление. Однако, выразив такую типично марксистскую позицию, которую обычно применяет для характеристики развития общественно-экономических формаций, он сослался не на К. Маркса, а на академика А.Иоффе. По сути дела, адептом именно этой идеи оказалась председатель Совета молодых ученых РАН В.А. Мысина, которая в своем выступлении также обратила внимание на факт якобы чрезмерно разросшейся структуры РАН, которую следовало бы сократить до четырех отделений. Впоследствии путем различных увещеваний, в том числе и с заведомо ложными обещаниями об успешном решении вопросов, связанных с обеспечением молодых ученых жильем, ей удалось, в конечном счете, убедить большинство собравшихся на съезд молодых ученых принять резолюцию об оптимизации количества отделений РАН, запрете на появление новых действительных членов РАН, о моратории на создание новых отделений и введении возрастного ценза для руководящего состава. Не удивительно, что такая резолюция вызвала положительную реакцию со стороны идеолога нынешней реформы А.А. Фурсенко и, видимо, предоставила ему своеобразный карт-бланш на инициирование подобной реформы «сверху», поскольку таким довольно коварным путем ему фактически была обеспечена формальная легитимность со стороны научной молодежи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: