Проблемы адаптационного периода

П

оступление ребенка в ясли, как и любое другое изменение социальной среды, сказывается на его психическом и фи­зическом состоянии. Переход из семьи в дошкольное учреж­дение часто протекает с большими трудностями. Ранний воз-


раст является особенно уязвимым для адаптации, поскольку именно в этот период ребенок менее всего приспособлен к от­рыву от родных, более слаб и раним. В этот период происхо­дит интенсивное физическое развитие, быстрыми темпами совершенствуются психические функции. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колеба­ниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходи­мость выработки новых форм поведения требуют от ребенка больших усилий.

Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния, для которого харак­терны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к физи­ческому контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников. Особенности поведения его в этот период во многом связаны с особенностя­ми темперамента. Дети с флегматическим темпераментом будут вести себя скорее заторможенно, с холерическим — на­оборот, будут излишне возбуждаться. Эмоциональное небла­гополучие сказывается на сне и аппетите ребенка. Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно, экзальти­рованно: малыш не отпускает от себя родителей, долго пла­чет после их ухода, а приход вновь встречает слезами.

Меняется активность ребенка по отношению к пред­метному миру. Игрушки оставляют его безучастным, инте­рес к окрузкающему снижается, падает уровень речевой ак­тивности, сокращается словарный запас.

Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоя­тельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования вирусной флорой, наруша­ет реактивность организма, приводит к частым болезням.

Различаются три степени адаптации: легкая, средняя и тяжелая. Основными показателями их являются сроки нор­мализации эмоционального самоощущения малыша, появ­ление положительного отношения к воспитателям и сверст­никам, интереса к предметному миру, частота и длитель­ность острых заболеваний.

Период легкой адаптации длится 1—2 недели. У ребенка довольно быстро нормализуются сон и аппетит, эмоциональ­ное состояние, взаимоотношения с новыми людьми, восста­навливается активная деятельность. Отношения с близкими


142 NI. Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА ________________________________

людьми не нарушаются. Острых заболеваний не возникает, снижение защитных сил организма выражено незначитель­но, к концу второй-третьей недели они приходят в норму.

Во время адаптации средней тяжести нарушения в пове­дении и общем состоянии ребенка выражены ярче, привыка­ние к яслям длится дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 15—40 дней; настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность малыша. Он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, не пользуется речью. Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это могут быть функциональное нарушение стула, бледность, потливость, тени под глазами, могут усилиться проявления экссудативного диатеза. Особенно ярко эти прояв­ления отмечаются перед началом заболевания, которое проте­кает, как правило, в форме острой респираторной инфекции.

Особую тревогу родителей и воспитателей вызывает состо­яние тяжелой адаптации. Ребенок начинает длительно и тя­жело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое. Защитные силы организма подорваны и уже не вы­полняют свою роль — не предохраняют его от инфекций. В некоторых случаях неадекватное поведение малыша настолько ярко выражено, что граничит с невротическим со­стоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может воз­никнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребенка. Он плохо засыпает, вскрикива­ет и плачет во сне, просыпается со слезами; сон чуткий и короткий. Во время бодрствования ребенок подавлен, не ин­тересуется окружающим, избегает других детей, ведет себя агрессивно.

Тихо плачущий и безучастный, равнодушный к еде, к мокрым штанишкам, постоянно прижимающий к себе свою любимую игрушку, равнодушный к воспитателям и сверст­никам или, наоборот, бурно выражающий протест против новых условий криком, капризами, истериками, разбрасы­вающий предлагаемые ему игрушки, агрессивный — таким может быть ребенок в период тяжелой адаптации. Улучше­ние его состояния происходит очень медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы развития замедляются по всем направлениям.


2. Педагогическая работа с детьми в период 143
_______ адаптации к детскому учреждению __________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: