Отличия в архитектуре

Православные храмы имеют свою отличительную историческую особенность. При их построении есть свои уставы и правила (каноны). Все православные храмы состоят из нескольких разделов: трапезная, четверик (или восьмерик), над которым воздвигнут купол, и алтарь, который обязательно направлен на восток. И для большинства православных храмов пристроена или присоединена колокольня со стороны трапезной. Каждый фрагмент в архитектуре православных храмов, совместно с образами (иконами) имеет символическое значение, граничащее с мистицизмом (особенно в народном восприятии), и играет важную роль в поклонении Богу.

Молитвенные дома баптистской церкви устроены более свободно без учета положений сторон света и строгой последовательности. Хотя есть общие черты – зал для присутствующих, место для хора, кафедра, братская комната, классы для воскресной школы, хозяйственные помещения и т.д. Определяющим фактором наших построек является не символизм, а практическая необходимость в каждой отдельной церкви и поместные возможности. И, что важно, мы не вкладываем мистического значения в церковные строения, к чему есть склонность в православии. Архитектура церковных строений, их оформление и освящение для евангельского верующего не имеют такой глубокой связи с получением благодати, необходимой для спасения, как это наблюдается в православии, а имеет лишь чисто практическое значение.

Поскольку православие с давних пор является государственной религией (задолго до появления его на Руси), православные храмы имеют более богатое устроение, пышные формы, официальный характер и древнюю архитектуру.

Наши дома молитв, соответственно, по большей части отличаются простотой и современностью. И порой, это обычный дом (или домик), не отличающийся по внешнему виду от жилого, особенно в провинции. И только небольшая надпись гласит о том, что это молитвенный дом евангельских христиан-баптистов. Правда, в современное свободное время все больше молитвенных домов приобретают более специфические культовому зданию особенности, особенно в больших городах. Некоторые отмечают это здание крестом на крыше, фронтоне или башне, если она имеется, чтобы было понятно, что это культовое здание.

Это отличие связанно не только с поместными возможностями, нуждами, практичностью и целесообразностью, но и с пониманием церкви. Для нас церковь, в первую очередь это спасенные люди, собранные для служения и поклонения Богу. А для православия это совокупность всего, что имеет отношение к христианству, и особенную роль при этом играют сформировавшиеся веками формы – образы, символы, предметы, таинства, храмы, надлежащим образом оформленные и устроенные.

Еще одно отличие в устройстве наших домов молитвы от православных храмов, это возможность сидеть во время проповедей, поскольку проповедь является центральным элементом нашего служения. И в наших домах молитвы нет башен для колоколов, хотя такая возможность не исключается, просто не было как у официального православия исторической возможности централизованного общенародного поклонения наших церквей в России, для чего, собственно, и нужна колокольня.

Но архитектурные особенности для евангельских церквей никакого отношения к канону не имеют, а несут исключительно практический характер, как, собственно это было и в первой церкви. Первая церковь собиралась везде, где была такая возможность – на берегу реки (см. Деян. 16:13), по домам (см. Деян. 2:46; 5:42; 20:20), в гостинице (Деян. 20:8-9), в учебном заведении (Деян. 19:9), в еврейском храме (Деян. 2:46), в синагогах и на площадях (см. Деян. 17:17), в катакомбах (исторические документы) и т.п… А символы в первой церкви несли лишь характер условных обозначений, чтобы указать верующим во времена гонений, где церковь собирается в тот или иной момент времени[6].

Называем мы свои церковные здания Домами молитвы, а не храмами. Связано это во-первых с тем, что Сам Иисус сделал на этом акцент, когда цитировал пророчество Исаии, записанное за 700 лет до прихода Христа: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» (Мк. 11:17; см. так же Мф. 21:13; Лук. 19:46; ср. с Ис. 56:7). А во-вторых, чтобы не было путаницы. Дело в том, что Храм Божий (место, где обитает Бог и где люди совершают поклонение) – это не здание из камня и кирпича, а души людей. Бог живет в тех, кто доверился Ему и впустил в свое сердце (см. 1 Кор. 3:16-17; 6:19; 2 Кор. 6:16; Еф. 2:21-22). А местом для поклонения Богу в новозаветное (современное) время стало не географическое расположение поклоняющегося, как это было в ветхозаветные времена, а правильное состояние сердца перед Богом (см. Ин. 4:20-24). Мы понимаем, что церковные здания – это только место, куда собирается церковь (народ Божий) для совместной молитвы и поклонения.

Но поскольку в православии фетиш (таинства, образы, символы, храм…) имеют важное, нераздельное с самой церковью значение, а церковное здание для них имеет основную концентрацию образов, символов и других элементов, которые по их пониманию передают спасающую благодать, то церковные здания неразрывно связаны с самим пониманием церкви в православии. Поэтому когда баптист слышит слово «церковь» подразумевает поместное собрание верующих людей, призванных Богом к спасению, объединенных одной верой и служением Богу. Православные же под термином «церковь» в первую очередь подразумевают церковные здания, в которых собираются верующие люди.

2. внешние отличия В богослужении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: