Горохов Александр Валерьевич

(председатель профкома ФГУП

«Ярославское автотранспортное предприятие»)

Выпускная работа на тему:

«Роль соглашений и коллективных договоров в решении проблемы охраны труда в условиях рыночной экономики»

Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Имеющийся комплекс проблем в организации и охране труда на крупных предприятиях, особенно на предприятиях среднего и малого бизнеса, а также самозанятого населения приводит к серьезным системным недостаткам в сфере охраны труда практически для одной трети трудоспособного населения страны, которое фактически находится вне каких-либо организационных и надзорно-контрольных форм управления охраной труда.

Решить эти проблемы могут согласованные и скоординированные действия органов управления федерального центра, субъектов федерации и местного самоуправления. В качестве принципиальных положений проекта доктрины управления охраной труда на предприятиях среднего и малого бизнеса целесообразно предложить следующие подходы:

1) законодательно определить полномочия и закрепить ответственность органов субъектов федерации за организацию работы по охране груда, при этом передать часть полномочий местным органам самоуправления;

2) разработать нормативный документ (на основе рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально- трудовых отношений и работы профильных комитетов Государственной думы и Совета Федерации) по организации деятельности в области охраны труда объединений работодателей и работников среднего и малого бизнеса;

3) законодательно ввести механизм обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для малого и среднего бизнеса, а также самозанятого населения, включая в страховые случаи производственный травматизм и профессиональные заболевания с тяжелым и летальным исходом. В качестве страховщика было бы целесообразно определить 5-10 частных страховщиков с длительным опытом работы на страховом рынке, в обязанность которых ввести, помимо страховых выплат, организацию лечения и оказание услуг малым предприятиям.

Говорить о сиюминутном снижении уровня производственного травматизма и профзаболеваемости в результате проведенной работы по финансированию превентивных мероприятий не приходится. Профессиональные заболевания выявляются, как правило, после 5-10 лет работы во вредных условиях. Несчастный случай сам по себе является событием непредсказуемым. Трудно ожидать, что за счет данного финансирования будут решены все вопросы страхователей в области охраны труда, но в то же время по данным, представленным страхователями, можно судить о том, что превентивные мероприятия проводятся и в значительной части – за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

С переходом России на рыночные отношения роль коллективного договора и соглашений в области решения проблем охраны труда резко возрастает, так как акцент правового регулирования социально-трудовых отношений перемещается с централизованного (законодательного) на локальное (коллективно-договорное) регулирование.

Коллективно-договорное регулирование охватывает более широкий круг конкретных вопросов, связанных со спецификой труда в определенной организации, способствует юридическому закреплению дополнительных льгот и гарантий для работников, расширяет возможности организации в условиях развития и становления рыночных отношений максимально защитить своих работников от негативных воздействий этого периода. Это помогает развивать социально-партнерские отношения между работниками и работодателем, обеспечить благоприятную социальную атмосферу в организации, сгладить угрозу социальных конфликтов, устранить конфронтации и установить социальный мир.

Коллективный договор является инструментом регулирования социально-трудовых отношений, помогает профсоюзам реализовать свои функции по защите прав и интересов наемных работников на уровне организации.

Надо отметить, что весь многоаспектный потенциал территориальных соглашений остается почти не реализованным, поскольку очевидно их скромное количество. Необходимо активизировать процессы заключения соглашений при решении проблем охраны труда. Муниципальное управление в сфере труда и его охраны также может осуществляться с помощью неправовых форм – совещаний, проверок, разработки методических рекомендаций.

Управление охраной труда на муниципальном уровне находится на этапе становления. Для увеличения его эффективности необходимо:

1) более четкое разграничение полномочий в области охраны труда между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

2) приведение в согласованное и гармоничное состояние административного законодательства и законодательства о местном самоуправлении;

3) принятие субъектами Российской Федерации законов об охране труда и о передаче отдельных государственных полномочий в ведение органов местного самоуправления;

4) решение вопросов финансирования муниципальных образований для осуществления органами местного самоуправления полномочий в области охраны труда, как отнесенных к вопросам местного значения, так переданных органами государственной власти субъекта Российской Федерации;

5) подготовка квалифицированных кадров муниципальных служащих, обладающих специальными знаниями в области трудового и муниципального права.

Как уже отмечалось, важная роль в системе социального партнерства отводится соглашениям всех видов, поскольку они законодательно регулируют социально-трудовые отношения между работниками и работодателями, заключаемые на уровне РФ, субъекта РФ, территории, отрасли, профессии. Вопросам охраны труда в соглашениях отводится поройзначительное место, которые объединяются в отдельный блок. Однако необходимо выделить некоторые «узкие места» и проблемы, присущие соглашениям в настоящее время в РФ.

– сфера действия соглашений распространяется не везде достаточно эффективно;

– практика реализации генеральных соглашений показала, что они пока ещё воспринимаются как трехсторонние декларации о намерениях сторон, а не как юридически обязательные акты и слабо выполняются;

– остаются неохваченными региональными соглашениями малые частные предприятия и мелкие хозяйственные организации;

– довольно значительная часть работодателей не участвует в заключении региональных соглашений, что соответственно сужает сферу их действия по отраслям экономики;

– территориальные соглашения как вид социального партнерства развиты крайне недостаточно;

– соглашения на уровне регионов и территорий нередко превращаются в инструмент перераспределения средств местного бюджета для решения социально-экономических нужд, а не в согласованную сторонами программу действий по формированию доходов, обеспечению занятости, социальной защиты, охраны труда, профессионального обучения.

На мой взгляд, в связи с вышеуказанными проблемами необходимо сосредоточить внимание, выполнить и провести следующие мероприятия:

· в целях обеспечения своевременной и полной реализации договоренностей, достигнутых в ходе переговоров между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством РФ, отраженных в генеральном соглашении, необходимо всегда разрабатывать единый и четкий план мероприятий по его реализации. В частности, необходимо обеспечить совместный контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда, особенно женщин и несовершеннолетних;

· работодателей необходимо активнее привлекать к заключению региональных соглашений;

· ряду городов и областей, в частности Ярославской области, можно позаимствовать и перенять положительный опыт работы по заключению трехсторонних и региональных соглашений, который накоплен в Москве, в республике Татарстан, Московской, Саратовской, Екатеринбургской областях, Алтайском крае.

В настоящее время, в период становления рыночной экономики, достаточно серьезное значение и большая роль отводятся коллективным договорам. Только коллективный договор обеспечивает устойчивые отношения между коллективом работников и работодателем (администрацией) организации, конкретно обозначая права и обязанности обеих сторон. Можно заключить, что если коллективный договор не заключен, то работники практически оказываются в полной социально-экономической зависимости от воли и поведения работодателя.

Вопросам охраны труда в коллективных договорах отводится, как правило, отдельный блок, что само по себе повышает уровень производственной защищенности работников, а также дает им конкретные гарантии в области охраны труда.

Таким образом, практику коллективных договоров необходимо сделать повсеместной на каждом предприятии, чтобы сам договор был содержательно качественным и реальным.

В связи с вышеуказанным необходимо, по возможности, «сузить» либо устранить причины, сдерживающие заключение коллективных договоров:

· неустойчивое финансовое положение предприятий;

· нежелание работодателей в условиях экономической и финансовой нестабильности брать на себя конкретные обязательства;

· отсутствие профорганизаций на многих предприятиях;

· противостояние работодателей-собственников объединению работников;

· социальная пассивность работников;

· недооценка работниками роли и значения коллективных договоров, использования его как инструмента защиты их прав.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: