Очень многое в этой фазе зависит от реакции родителей на побег. Надо понимать, что их поведение в такой ситуации также определяется особенностями семейных сценариев и связанных с ними защитных механизмов. Желательно подробно рассказать им о сути подростковых кризисов и удержать от преждевременного общения с сыном или дочерью.
Наилучшие результаты достигаются тогда, когда инициатива восстановления связи с семьей исходит от подростка. Однако у родителей в этой фазе часто складывается впечатление, что психолог стал для их ребенка человеком более значимым, чем они сами. В этом случае они могут обвинить психолога в том, что он разрушает семью, состоит в заговоре против них. Такая ситуация может крайне осложнить коррекционную работу, так как подросток оказывается вовлеченным в еще один конфликт. Родители могут придерживаться различной тактики во взаимоотношениях с психологом, в частности:
1.Пытаться использовать психолога для выполнения тех задач, которые ставили перед собой в процессе воспитания ребенка, но не смогли их решить.
|
|
2.Стремиться полностью исключить психологическую помощь под любыми предлогами, например утверждая, что ребенок здоров, или доказывая, что в другом месте ему окажут более квалифицированную помощь. Это может косвенно свидетельствовать, например, о попытке скрыть факты внутрисемейного насилия.
3.Пытаться вступить с психологом в конкурентные отношения, например, путем неадекватного «задаривания» ребенка.
4.Пытаться предложить психологу «дружбу семьями».
Как правило, все эти тактики используются в различных комбинациях на разных этапах терапии.
В случае, когда родители настаивают на досрочном, с точки зрения психолога, прерывании терапии, психолог должен согласиться с этим, однако следует оставить родителям и особенно подростку возможность для обратного хода, предложив обратиться при возникновении трудностей.
Любая коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей, которые понимают и принимают своего ребенка. Для этого создается семейный клуб, где работу с родителями проводят в двух направлениях:
1. Информирование (о том, что такое дезадаптированное поведение,
каковы причины его появления, чем оно опасно для ребенка и
окружающих).
2. Обучение эффективным способам общения с сыном или дочерью.
Необходимую для себя информацию родители могут получить на
лекциях, к проведению которых привлекаются авторитетные специалисты. Кроме этого, для родителей будет полезна консультация психолога. Возможно, что, получив хотя бы минимум знаний о причинах становления дезадаптированного поведения, родители сами обратятся за помощью к специалистам.
Когда мать или отец осознают необходимость коррекционной работы с сыном или дочерью, можно будет начать их обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком. В этом случае родители смогут не только слушать лекции, но и принимать участие в тренингах детско – родительских отношений, в семинарах, диспутах в рамках семейного клуба.