(май)
Психологическая диагностика осуществляется в сентябре, в декабре и в мае. При проведении диагностики необходимо использовать комплекс методик, что позволит составить целостное представление об особенностях психики ребенка. Специалисту важно оценить уровень развития восприятия, внимания, памяти, речи, мышления и воображения ребенка, обратить внимание на личностные качества, выявить характер общения ребенка (отношения в семье, со сверстниками и окружающими взрослыми).
Мы предлагаем список методик, удобных в использовании и обработке:
ð «Коробка форм» («Доски Сегена», «Почтовый ящик»).
ð «Разрезные картинки» (из 2—4 частей).
ð «10 предметов».
ð «Повторение слов и предложений» («Я очень люблю свою добрую и красивую маму»).
ð «Дополнение фраз». Ребенку последовательно предъявляется ряд предложений, в каждом из которых дается начало фразы и нужно придумать ее конец, указав либо последовательность событий, либо причинно-следственные связи. Используются предложения типа: «Девочка взяла кубик...», «Мальчик весело смеялся, потому что...», «Если пойдет дождь, то...».
|
|
Методика выявляет способность детей последовательно рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, позволяет оценить уровень речевого развития. Ее можно использовать для выяснения особенностей личности и характера общения.
ð «Нарисуй человека» (тест Гудинаф-Харриса).
ð «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
ð «Детский апперцептивный тест» (Child Apperception Test-САТ).
Описание предложенных методик и стимульного материала к ним можно найти в следующих пособиях:
1. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.
2. Панфилова М.А. Игротерапия общения. — М.: Издательство Гном и Д, 2000.
3. Степанов С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного типа. — М.: Академия, 1996.
[1] Автор знакомит с опытом работы практического психолога, не касаясь основных принципов, методов и путей изучения психики ребенка, подробно описанных в специальной литературе.