Вопросы теории
Теория «человеческого капитала»
С середины XX века доля сложного (интеллектуального) труда по сравнению с простым (традиционным) неустанно растет, что приводит к появлению новых экономических теорий, занимающихся изучением экономики труда и, в частности, экономики образования. Особое место в этих исследованиях занимает теория «человеческого капитала». Базовая модель этой теории была разработана в книге Г. Беккера «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ» (Human capital: A theoretical and empirical analysis), впервые опубликованная в 1964 г.1 Эта книга стала основой для всех последующих исследований в данной области и была признана классикой современной экономической науки. Сегодня теории «человеческого капитала» посвящено большое количество исследований.
Сторонники теории «человеческого капитала» большое внимание уделяют проблеме «выхода». Они рассматривают расходы на образование в качестве затрат инвестиционного типа, инвестиций в «человеческий капитал». Оценка эффекта от образования при таком подходе может быть выражена в денежной форме. При этом встает вопрос об окупаемости (норме отдачи). Применительно к образованию принято выделять «внутреннюю» и «внешнюю» отдачу.
• в первом случае речь идет о той пользе, которую получают сами обучающиеся;
• во втором - об эффекте, который оказывает более образованная рабочая сила на макроуровне, в частности, на экономический рост.
«Внутренняя» отдача выражается в том, что образованный человек, как правило, получает более высокую заработную плату, более интересную работу, имеет возможность лучше приспосабливаться к изменениям экономической среды. Так как все косвенные и неденежные выгоды с трудом поддаются количественному измерению, то главные усилия экономистов были направлены на оценку прямого денежного эффекта от более высокого уровня образования.
Существуют два основных подхода к расчету нормы отдачи. Первый основан на прямом измерении выгод и издержек. Например, доход от высшего образования можно представить как разность в пожизненных заработках тех, кто окончил колледж, и тех, кто не пошел дальше средней школы. В состав издержек, помимо прямых расходов, включаются потерянные заработки, т.е. доход, недополученный учащимися за годы учебы.
1 На русском языке с произведениями этого автора можно ознакомиться в книге [2].
Экономика образования. 2010. № 1
14
(По существу, они измеряют ценность времени учащихся, затраченного на формирование человеческого капитала.) На потерянные заработки приходится до двух третей суммарных издержек обучения. Внутренняя норма отдачи будет представлять собой такую ставку дисконта, при которой приведенные величины выгод и издержек образования окажутся равны.
Второй подход исходит из оценки параметров так называемой «производственной функции заработков», которая описывает зависимость заработков человека (точнее, их логарифма) от уровня его образования, трудового стажа, продолжительности отработанного времени и других факторов.
Установлено: нормы отдачи для различных категорий работников неодинаковы. Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что эффективность высшего образования у мужчин выше, чем у женщин. Взаимосвязь между уровнем экономического развития и нормами отдачи образования имеет сложную зависимость. В самом простейшем виде она имеет U-образную форму.
В теории «человеческого капитала» исходят из того, что заработная плата имеет своего рода слоистую структуру, где каждый «слой» связан с определенным уровнем образования. Тот «пласт» заработков, который соответствует данному уровню образования, и есть денежный доход от него. В этом случае экономический эффект от высшего образования равен единице пожизненных заработков двух лиц: одного, окончившего колледж, и другого, получившего среднее образование. Заработную плату работника с определенным уровнем подготовки можно представить как состоящую из двух основных частей: это то, что он получал бы, имея базовый уровень образования; доход на образовательные инвестиции.
Благодаря теории «человеческого капитала» вложения в человека стали рассматриваться как источник экономического роста, причем не менее важный, чем «обычные» капиталовложения. Т. Шульц, Э. Денисон, Дж. Кендрик и другие ученые количественно оценили вклад образования в экономический рост. Было установлено, что на протяжении XX века накопление «человеческого капитала» опережало темпы накопления физического капитала. По расчетам Э. Денисона, прирост душевого дохода в США в течение послевоенного периода был на 15-30% обусловлен повышением образовательного уровня рабочей силы. Опыт таких стран, как Гонконг, Сингапур, Южная Корея подтверждает, что ставка на инвестиции в образование и здравоохранение является наиболее эффективной стратегией экономического развития.