Сегодня отношение к возможностям образования стало более трезвым. Экономисты отмечают ряд недостатков теории «человеческого капитала»:
• умаление культурной ценности образования;
• низведение человека до уровня машины;
• излишне технократический подход к человеку.
На современном этапе экономического развития образование перестали воспринимать как панацею почти от всех социальных зол. В образовательной политике установка на чисто количественный рост сменилась установкой на совершенствование обучения.
Советская экономика образования
Несколько другой научный подход к экономике образования, чем у теоретиков «человеческого капитала», был у советских экономистов. Дело в том, что теорию «человеческого капитала» достаточно сложно применить к советской и российской действительности, особенно в части разработки вопросов «внутренней отдачи», т.е. влияния образования на повышение заработной платы. Исторически в нашей стране сложилась экономическая система, при которой разница между квалифицированным и неквалифицированным трудом была не такой большой, как в странах Запада. Тем более не такой существенной была разница в заработках людей, занятых интеллектуальным и физическим трудом. Советская идеология воспевала физический труд рабочего у станка или крестьянина в поле как самый важный, лучший и почетный труд. Интеллектуальный же труд «по качеству» был ниже физического, соответственно и оплачивался в лучшем случае так же, как и физический. Но несмотря на это, в обществе устойчиво жило стремление к повышению образования. О чем свидетельствует неуклонно растущее количество людей, стремящихся в высшие и средне-специальные учебные заведения (с 1950 по 1964 гг. ежегодный прирост численности студентов вузов составлял 14%) [3, с. 293].
Анализируя экономическую мысль советского периода, необходимо учитывать тот факт, что исследователи исходили из реалий существовавшего социально-политического строя; в их трудах паргийно-государствен- ное руководство рассматривалось как решающее условие, обеспечивающее современный уровень развития всей системы образования и подготовки специалистов. В свою очередь, при освещении блока социально-экономических проблем они руководствовались изначально заданными концептуальными положениями о характере действия экономических законов при