Вопросы теории. тысячи дипломированных врачей и инженеров, но сейчас, в трудном 1924 г., ощущалось известное «перепроизводство» лиц «интеллигентного труда»

тысячи дипломированных врачей и инженеров, но сейчас, в трудном 1924 г., ощущалось известное «перепроизводство» лиц «интеллигентного труда». Правда, это перепроизводство было очень относительное. В нашей деревне миллионы больных лишены были какой-либо медицинской помощи, но платить врачам не было средств, и врачи тысячами оставались без дела в крупных городах и столичных центрах. В нашей стране около 70% населе­ния было неграмотно, но учителям платить было нечем, и они десятками тысяч пополняли армию безработных. Но, если платежеспособный спрос на «интеллигентный труд» в эти годы значительно падал, то производс­тво новых кадров интеллигенции в вузах заметно расширилось. В 1913 г. числилось около 90 тыс. студентов, в 1923 г. - почти 200 тыс., т.е. на 120% больше. В то время как подготовка специалистов с высшим образованием увеличилась, оплата их труда по сравнению с дореволюционным временем упала в 2,5 раза. В 1913 г. рабочий получал (в переводе на цены 1924 г.) 300 руб. в месяц, профессор и госслужащий - 3 тыс., директор департамента - 8 тыс. руб. Таким образом, образование позволяло человеку увеличить свой доход в 10-15 раз.

На основе многочисленных расчетов С.Г. Струмилин установил два эмпирических закона: закон убывающей продуктивности школьного обу­чения; закон убывания продуктивности каждого последующего года слу­жебного стажа.

Первый гласил, что каждый последующий год обучения дает меньший прирост квалификации, чем предыдущий. Иными словами, начальное образование позволяет надеяться на более высокий прирост квалифика­ции, чем среднее и высшее. Второй закон утверждал, что темпы прироста квалификации служащего с увеличением его производственного стажа падают. Эти законы напоминали известный в экономике закон убывающей предельной полезности: каждая новая дополнительная единица потребляе­мого товара добавляет к совокупной полезности меньше, чем предыдущая. Квалификация работника, т.е. его уменье работать, его хозяйственная про­дуктивность, повышается, судя по расценкам рынка, медленнее, чем число лет, затраченных на его школьную выучку. А если это верно, то высокая рентабельность начального обучения, а также средней школы по сравнению с высшей получает в этом законе убывающей продуктивности школьной выучки вполне достаточное объяснение. Если даже наименее продуктив­ный по своим результатам последний год школы по законам рынка должен в оплате труда работника окупить полностью школьные издержки обуче­ния за этот год, то более продуктивные в этом отношении школьные годы,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: