социализме. Тем не менее при наличии известной идейной заданности указанный блок исследований содержит исключительно ценный фактический материал, помогает яснее представить реальные проблемы и трудности, встречавшиеся в процессе материального обеспечения учебно-воспитательной деятельности.
Истоки зарождения экономики образования как науки просматриваются в трудах академика С.Г. Струмилина1. Исследования этого видного ученого были посвящены изучению влияния образования на производительность рабочего. С.Г. Струмилин первым в истории мировой экономической мысли рассчитал окупаемость образования и расходы на приобретение квалификации в 20-е годы прошлого века. Сопоставляя зарплату и производительность труда рабочих с образованием, он пришел к выводу, что «простая грамотность, достигаемая за один год обучения, повышает продуктивность рабочего на 30%. В среднем за ряд лет год школьного образования давал примерно в 2,6 раза большую прибавку квалификации, чем год заводской выучки» [4, с. 266]. По мысли С.Г. Струмилина, эффект затрат сказывается в увеличении заработной платы у работников более высокого образовательного уровня. Сравнивая заработную плату инженеров, техников, квалифицированных рабочих с зарплатой необученных рабочих, С.Г. Струмилин выявил ее прирост за счет повышения образования. Так, зарплата необученного рабочего в 1924-1925 гг. составляла 141 руб. в год. Простая грамотность повышала ее на 42 руб. (т.е. на 30%). Начальное образование увеличивало заработок почти на 80% - на 112 руб. в год.
На материале, включающем около 50 тыс. профессиональных карточек ленинградских рабочих, 2800 карточек-формуляров по двум крупным московским учреждениям - Наркомпроду и Московскому почтамту, а также данные всесоюзных и республиканских переписей населения, С.Г. Струмилин изучил уровень школьного образования рабочих и служащих в 1924 г., условия и характер труда учителей, учебную нагрузку и зарплату и т.д. Он подходил к теме исследования широко, что явствует даже из названия его работы «Хозяйственное значение народного образования». Используя
' Струмилин (Струмилло-Петрашкевич) Станислав Густавович (1877-1974) - советский экономист, статистик, историк, социолог, академик АН СССР (1931 г.). После Октябрьской революции - заведующий отделом статистики Петроградского областного комиссариата труда, затем заведующий отделом статистики Наркомата труда и ВЦСПС. С 1951 г. работал в Госплане СССР, занимая различные ответственные посты (заместитель председателя, член президиума, член совета научно-технической экспертизы и др.). Одновременно он йел большую научную работу. Его перу принадлежит более 700 трудов по экономике, статистике, управлению производством, политической экономии, социологии, философии и планированию народного хозяйства.