Вопросы теории

социализме. Тем не менее при наличии известной идейной заданности ука­занный блок исследований содержит исключительно ценный фактический материал, помогает яснее представить реальные проблемы и трудности, встречавшиеся в процессе материального обеспечения учебно-воспита­тельной деятельности.

Истоки зарождения экономики образования как науки просматрива­ются в трудах академика С.Г. Струмилина1. Исследования этого видного ученого были посвящены изучению влияния образования на производи­тельность рабочего. С.Г. Струмилин первым в истории мировой экономи­ческой мысли рассчитал окупаемость образования и расходы на приобре­тение квалификации в 20-е годы прошлого века. Сопоставляя зарплату и производительность труда рабочих с образованием, он пришел к выводу, что «простая грамотность, достигаемая за один год обучения, повышает продуктивность рабочего на 30%. В среднем за ряд лет год школьного об­разования давал примерно в 2,6 раза большую прибавку квалификации, чем год заводской выучки» [4, с. 266]. По мысли С.Г. Струмилина, эффект затрат сказывается в увеличении заработной платы у работников более вы­сокого образовательного уровня. Сравнивая заработную плату инженеров, техников, квалифицированных рабочих с зарплатой необученных рабочих, С.Г. Струмилин выявил ее прирост за счет повышения образования. Так, зарплата необученного рабочего в 1924-1925 гг. составляла 141 руб. в год. Простая грамотность повышала ее на 42 руб. (т.е. на 30%). Начальное обра­зование увеличивало заработок почти на 80% - на 112 руб. в год.

На материале, включающем около 50 тыс. профессиональных карточек ленинградских рабочих, 2800 карточек-формуляров по двум крупным мос­ковским учреждениям - Наркомпроду и Московскому почтамту, а также данные всесоюзных и республиканских переписей населения, С.Г. Струми­лин изучил уровень школьного образования рабочих и служащих в 1924 г., условия и характер труда учителей, учебную нагрузку и зарплату и т.д. Он подходил к теме исследования широко, что явствует даже из названия его работы «Хозяйственное значение народного образования». Используя

' Струмилин (Струмилло-Петрашкевич) Станислав Густавович (1877-1974) - со­ветский экономист, статистик, историк, социолог, академик АН СССР (1931 г.). После Октябрьской революции - заведующий отделом статистики Петроградского областного комиссариата труда, затем заведующий отделом статистики Наркомата труда и ВЦСПС. С 1951 г. работал в Госплане СССР, занимая различные ответственные посты (замести­тель председателя, член президиума, член совета научно-технической экспертизы и др.). Одновременно он йел большую научную работу. Его перу принадлежит более 700 трудов по экономике, статистике, управлению производством, политической экономии, социо­логии, философии и планированию народного хозяйства.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: