Под обучением и развитием сотрудников понимают планирование и действия организации по обучению работников связанным с выполнением рабочих заданий азцам поведения 12. Некоторые авторы отмечают, что термин обучение как ило, относится к освоению работниками низшего звена или техническими диалистами текущих должностных обязанностей, тогда как под развитием одразумевается обучение руководителей и профессионалов навыкам, которые по--ся им как в ближайшем, так и в отдаленном будущем. Для простоты мы оудем пользоваться одним термином — обучение.
Ежегодно американские организации расходуют на обучение работников около
*лрд. В соответствии с отчетом ШМза 1987 г. компания направила на обуче-
= сотрудников более $ 750 млн, что превышает бюджет Гарвардского универси-
е может происходить в самых разнообразных формах. Наиболее
:енным является обучение на рабочем месте, когда опытного работника
пъ под крыло» новичка и на реальных примерах продемонстрировать
[едует выполнять рабочие задания. Данная форма обучения имеет много
|
|
гств, среди которых - небольшие затраты на обучение и материалы, про-
редачи знаний о процессе труда. Место обучения - это место работы
другим часто используемым методам обучения относятся:
}бУче»™ ориентации, когда новичков компании посвящают в ее «культуру», нормы, знакомят с целями организации;
Обучение в классе, включая лекции, фильмы, моделирование ситуаций; программированное обучение с использованием компьютера, когда работник самостоя-^ ельно изучает материал, решает учебные задачи и выполняет упражнения-
РУЮтТГ4*" " СеМиШры' на КОТ°РЫХ их Участники с помощью инструктора анализи-
РУ нкретные ситуации и обсуждают профессиональные темы.
обучеенС„°ТР/ДНИКИ компании Motorola обязаны ежегодно проходить 40-часовой курс • Компания придерживается концепции «пожизненного» обучения и нами-
Часть 4. Организация
Глава 13. Управление человеческими ресурсами
ная с 2000 г. планирует вчетверо увеличить количество отведенных на него часов. В компании Great Plains Software (штат Северная Дакота) на смену однодневной программе ориентации новичков пришел трехмесячный курс интенсивного обучения. За каждым новым работником закрепляется собственный «тренер», сотрудник посещает множество занятий по разнообразным темам — от принципов системы оплаты труда до обучения используемым в компании технологиям.
Американские компании не только увеличивают расходы на обучение, но и проводят постоянные эксперименты с новейшими методиками образования. Одним из наиболее популярных является метод перекрестного обучения, в процессе которого индивид одновременно осваивает несколько специальностей, чем обеспечивается его профессиональная разносторонность, а компания получает возможность быстро реагировать на новые потребности в кадровых изменениях. Другой распространенный метод — «объединяющее обучение» преследует цель формирования и развития навыков командной работы.
|
|
ВЫДВИЖЕНИЕ ИЗНУТРИ. Продвижение по служебной лестнице собственных работников позволяет компании готовить и удерживать необходимых ей специалистов. Сотрудники организации знают, что у них есть перспектива профессионального роста, что стимулирует повышение квалификации.
Один из подходов к выдвижению изнутри — объявление о замещении вакантной должности, когда все сотрудники компании получают информацию о возможностях продвижения по службе или переводах работников. Заинтересованные в той или иной должности сотрудники обращаются в отдел ЧР, специалисты которого выбирают наиболее подходящую кандидатуру.
Еще один подход, так называемая «схема замещения вакансий сотрудниками», предполагает предварительное определение вероятных будущих претендентов на каждую из руководящих должностей. Имеется в виду организационная схема, в которой рядом с ключевыми должностями указаны фамилии кандидатов, которые в случае необходимости могут заместить ее. Кандидатам присваиваются номера от 1 до 5 в зависимости от того, готовы ли они немедленно занять должность или должны приобрести дополнительный опыт. Такие схемы отражают вероятное продвижение сотрудников по служебной лестнице и поддерживают их мотивацию.