«ПОМОЩЬ ТРЕВОЖНЫМ КЛИЕНТАМ»
Для эффективной работы с тревожным клиентом повторите 8 этапов ситуационно обусловленной помощи. Такая помощь основана на организующей роли семьи и включает укрепление здоровья, обучение и сотрудничество с клиентом/семьей..
Роль социального работника в изучении окружения клиента включает:
1. получение информации,
2. обмен этой информацией;
3. выяснение возможностей клиента;
4. обеспечение ресурсов;
5. Формирование конструктивного поведения;
6. моделирование процесса решения проблем;
7. демонстрацию навыков управления и преодоления;
8. участие вместе с клиентом в выработке целей, планировании и оценке.
1. Тип проблемы (ситуации)
а. Выясните у клиента:
· что привело клиента/семью к вам, т.е. суть проблемы;
· возникла ли проблема внезапно или постепенно;
· каковы переживания клиента/семьи;
· чем вызваны эти переживания;
· чувствуют ли клиент/семья беспомощность 'и безнадежность;
• "появляются ли у клиента мысли о самоубийстве;
· каковы отношения в семье, с друзьями и коллегами;
· влияет ли возникшая проблема на жизнь клиента\ семьи;
· влияет ли проблема на отношения клиента с членами семьи и друзьями;
· влияет ли проблема на работу семьи клиента.
б. Опрашивая клиента, обратите внимание: нет ли физиологических проявлений тревоги.
в. Соберите информацию о членах семьи клиента, включая всех родственников, присутствующих во время опроса (имена, возраст, место работы или учебы, сколько лет состоят в браке).
2. Рассмотрите контекст проблемы
· Касается ли эта проблема семьи клиента?
· Влияет ли проблема на взаимоотношения клиента с семьей?
Какое влияние оказывает болезнь на семью клиента?
· Определите «сильные стороны» семьи
· Побудите членов семьи к участию в идентификации проблем и установите приоритетность этих проблем.
3. Временныe гpаницы
· Является ли проблема долговременной?
· Обсудите механизмы преодоления, свойственные клиенту/семье в прошлом и настоящем.
· Как клиент/ семья справляются со стрессом?
· Что является предметом особого их беспокойства?
· Какие специфические стрессорные факторы или жизненные события способствуют возникновению этой проблемы?
4. Анализ проблемы
Информация, полученная от клиента/семьи, поможет вам определить проблему: особенности функционирования семьи в настоящее время, в том числе модели взаимоотношений, системы поддержки, сильные стороны, навыки преодоления, ресурсы, духовные ценности, убеждения.
Используйте ваши знания и опыт.
5. Планирование
Клиент/семья осознают свои сильные стороны, в том числе готовность учиться конструктивному поведению, уровень мотивации, заинтересованность, энергию и модель обучения, для составления приемлемого плана действий.
Определите стиль преодоления трудностей клиентом/семьей, эффективность преодоления, а также способы использования 'внутренних и внешних ресурсов..
На основании полученной информации с учетом целей клиента, его потребностей, интересов и подходов к обучению составляется план действий.
6. Выполнение плана
Для тревожных людей план может предусматривать следующие действия:
· помочь клиенту изучить новые способы преодоления тревоги;
· помочь ему разработать альтернативные решения и модели поведения;
· помочь клиенту применить то, чему он научился во время лечения, в конкретной жизненной ситуации;
· обучить упражнениям на расслабление;,
· помочь семье изменить те модели поведения, которые поддерживают деструктивное поведение клиента;
7. Оценка результата
По принципу обратной связи специалист выясняет, удается ли клиенту /семье достичь целей, предусмотренных планом, и при необходимости изменяет план.
Необходимо подытоживать усилия, прилагаемые клиентом/ семьей.