Методы познания худож. образа и произведения и его содержания в целом:
1. метод осознания интонируемого смысла;
2. метод осознания личностного смысла муз. сочинения.
Применение данных методов требует неоднократного прослушивания одного и того же произведения.
Указывал на содействие учителя школьникам в раскрытии худож. ценности и соц. значимости академич. музыки.
В.Г.Ражников. Словарь признаков характера звучания как действенное средство обогащения словарного запаса детей в соответствии с изучаемыми ими муз. произведениями.
Э.И.Плотица.
Метод жанрово-стилевых аналогий. Принцип сравнения муз. произведений, принадлежащих к одной стилевой системе, к родственным и даже контрастным.
+ устанавливается многогранное общение слушателя с «героем», осуществляется попытка постичь богатейший мир в его худож. неповторимости и целостности.
С.Л.Старобинский. Метод стиле-слухового анализа муз. произведений. Принцип сравнения стилевых признаков муз. произведений.
+ выявление стилевых признаков национального стиля (мелодико-тематические и метроритмические особенности); определение индивидуального композиторского стиля.
|
|
Анализ особенностей и элементов муз. языка, выделение стилевых признаков, пропевание и закрепление характерных интонационных оборотов.
Возрождение русской религиозно-духовной культуры в ее культурологическом значении (И.В.Кошмина, В.В.Медушевский). Музыка в худож. ансамбле православного культа, дух. образы в религ.-дух. и светском муз. искусстве, дух. образы в религ.-дух. муз. и нар. муз. творчестве, муз. в диалоге христианских культур, религ.-дух. муз. в творчестве композиторов.
Виды работы учителя по подготовке и организации муз.-слушат. дея-ти учащихся.
Определенная последовательность работы:
Подготовка учащихся к слушанию музыки.
Создание благоприятной атмосферы, вступительное слово учителя, формулировка вопроса, требующая внимания на всем протяжении звучания произведения (- концентрация внимания на отдельной грани сочинения сужает рамки целостного восприятия муз., нарушает естественное внимание учащ. к произведению в целом); отсутствие направленности, свободное, целостное восприятие муз. (- +).