Эта программа исходит из музыки и на музыку опирается.
Руководящий принцип муз. развития школьников, предложенн. в этой программе - постепенное раскрытие связей между музыкой и жизнью.
Цель – сформировать у школьников муз-ую культуру на основе целостного представления о музыкальном искусстве, его общественной роли и социальном назначении; мировоззрение.
Задачи – «ввести уч-ся в мир большого муз. иск-ва, научить их любить и понимать муз. во всем богатстве ее форм и жанров, воспитать в уч-ся муз-ую культуру как часть всей их духовной культуры»; развивать у уч-ся интерес к муз. занятиям, эстетический вкус.
Категория восприятия музыки рассматривается как психологический механизм воспитания муз. культуры, как условие развития способности размышлять о музыке.
Особенность программы – ее тематическое построение, кот-ое характеризуется системностью – как путь восхождения к муз-ой культуре.
Большое значение в программе придается импровизационности как одному из методических принципов работы с 6-летними детьми, кот-ый получает реализацию во всех формах общения уч-ля и детей с музыкой. В программе К. сущ-ет 7 этапов пути восхождения к муз. культуре.
|
|
1-ый этап (2 класс) – познание жанровой основы муз. иск-ва – песни, танца и марша. Начиная с этого класса осущ-ся изучение средств муз. выраз-ти (темп, динамика, тембр и др.), а изучение тематического материала осущ-ся во всех разновидностях муз-ой деят-ти (слушание муз., вокально-хоровая работа, пластическое интонирование, игра на муз. инстр. и др.). В программе формир-ся умения исполнять муз. в процессе хорового пения.
2-ой этап (3 класс) – раскрытие интонационной природы муз. иск-ва. Она раскрывается через связь разговорной и муз-ой речи, через «зерна»-интонации, выраз-ой и изобр-ой интонации, ее тембровой, ритмической, звуковысотной функций. Начин-ся изучение нотной грамоты, импровизации и сочинение муз. детьми. Особое внимание уделяется средствам развития музыки и ее простых форм.
3-ий этап (4 класс) – изучение народной муз и муз. других народов, тв-во композиторов, рожденное на основе народной муз. Знакомство с национальным стилем в муз. и стилем отдельных ведущих русск. и зарубежных композиторов. Выявление общего и особенного.
4-ый этап (5 класс) - изучение муз. иск-ва во взаимосвязи с лит-рой и изобраз-ым иск-вом. Выявл-ся различия и сходства между иск-вами. В кач-ве сходства выступают: связи иск-ва с жизнью, эстетичес-ая природа иск-ва, наличие худ-го образа, родство ряда средств выраз-ти и др. В кач-ве различия выступает большинство элементов языка того или иного иск-ва.
5-ый этап (6 класс) – изучение возможностей муз-го иск-ва в его воздействии на личность чел-ка, его эмоц-ый, психол-ий, духовный мир. «Музыка способна выпрямлять душу человека».
|
|
6-ой этап (7 класс) – погружение уч-ся в самые различные по характеру и направленности муз. образы, осмысление их взаимосвязей на уровне драматургического развития. Происходит постижение развитых муз. форм, отражающих глубокие жизненные переживания, потрясения.
7-ой этап (8 класс) – изучение традиций и новаторства в муз. иск-ве; осмысление величия духа и таланта творцов гениальных творений в музыке; познание сущности понятия «современность в музыке». Здесь происходит знакомство с современным языком музыки в самых разных жанрах.
Методы Кабалевского:
Забегания вперед и возращения к пройденному на новом уровне, направленный на установление самых разнообразных связей между темами программы, конкретными муз. произв., формирующимися муз. умениями и навыками, опыта муз-тв-ой деят-ти и т.д.
Эмоциональной драматургии (Э.Б.Абдуллин), получивший свое воплощение в поурочных разработках; в каждой из кот-ых прослеживается построение композиции, органически сочетающей контрасты и сходство различных по хар-ру муз. пр.-ий, видов муз-ой деят-ти, форм работы; наличие кульминации и т.д.
Метод размышления (Л.А.Баренбойм), предусматривающий определенную логику построения учебного процесса: четко сформулированную учителем худ-педагогич-ую задачу; постепенное, совместное с уч-ся решение этой задачи, окончательный вывод, к кот-му должны прийти сами уч-ся.