Охарактеризуйте подходы к определению содержания и организации урока музыки

Урок музыки как основная форма общего муз. образования призвана:

· реализовать цели и задачи муз. образования;

· обеспечить освоение учащимися обязательного минимума содержания основных образ. программ по музыке;

· подготовить учащихся к выполнению основных требований, предъяв. к оканчивающим нач. и основн. школу.

Ориентиром при определении содержания урока и его организации служат учебные программы по музыке, в кот. за редким исключением предлагается такие тематич. линии как:

· специф. муз. деят-ти как триединства исполнителя, слушателя и композитора;

· интонац.-жанровая природа муз. искусства;

· интонац.-стилевое многообразие муз. искусства;

· муз.-языковые средства и их выразит. возможности;

· особ-ти муз. культуры своего народа и народов др. стран;

· творческие портреты отеч. и заруб. композит.;

· возможности музыки в преобразовании дух. мира чел-ка, в развитии его творч. спос-тей.

Продуманность и импровизационность - две взаимосвязанные грани урока:

· построение урока муз., наличие плана-конспекта или методич. разработки;

· импровизационность урока муз., урок как «живой творч. процесс».

Целостность урока муз., кот. достигается наличием темы, кот., как общей закономерности, подчиняется все (Д.Б.Кабалевский). Целостность урока муз., кот. достигается выстраиванием последовательности отдельн. видов муз.деят-ти как цельной и динамичной композиции (Н.А.Терентьева).

Образ-замысел урока (это обобщенное худ.-педагогич. представление об уроке, возник. в воображении учителя/ исходный материал) и его образ-воплощение (отбор методич. приемов, муз. материала, соотношен. форм и видов дея-ти).

Урок как:

1. учебный предмет (специфика урока музыки как урока искусства);

2. «муз.-педагогич. произведение» учителя (М.Н.Скаткин); такое произведение - это результат его творчества не только как педагога, но и как музыканта широкого профиля;

3. «жанр» (Б.С.Рачина, А.В.Копылова); жанр урока музыки может быть представлен в виде обобщенной характеристики содержания и организации урока как муз.-педагогич. произведения, отраж. ту или иную характерную для него образно-эмоц. сферу и совокупность муз.-педагогич. средств; урок муз. в жанре муз.-педагогич. поэмы, оды, сказания, фрески;

4. муз. форма (организация и содержание урока муз. в виде отдельн. муз. форм);

Архитектоника урока (композиция).

Эмоциональная драматургия урока (его кульминации, контрасты в характере звучащ. муз., разнообраз. форм и видов дея-ти, характера общения учит. и учащ-ся).


Планирование и анализ урока музыки.

Планирование это конкретное воплощение учителем своего творч. видения того, как реализовать цели и выполнить те задачи, кот. призвана решать система общего муз-го образования, как целенаправленно и последовательно подготовить своих учеников к творч.-му, живому общению с музыкой, вовлечь в мир муз-го иск-ва, подготовить к муз. самообразованию.

Необходимым условием планирования урока музыки явл-ся знание будущим учителем учебных программ по муз. и его организацию в соответствии с концептуальными установками той или иной из них.

Планирование муз. занятий разделяется на два уровня:

· Планирование занятий учителем;

· Планирование, осуществляемое студентом в период пед. практики.

Вариантов планирования урока м.б. великое множество. Каждый методист, учитель следует выбранной им схеме. Урок может быть построен в форме «сонатного аллегро» (Н.Л.Гродзенска), в форме рондо, в 2 ч. форме с репризой, по принципу эмоц-го контраста и др. при этом в пед. практике широкое применение находят такие новые подходы к планированию, как разработка «драматургии урока», «сценария урока». Метод эмоциональной драматургии.

Планирование связано и с поведенческой стороной деят-ти уч-ля муз.: как реализовать замысел урока в исполнит-ом плане. Здесь учитель выступает в роли актера, продумывая до деталей всю линию поведения на уроке (выразительность речи, жестов, мимики, пантомимики); смысловые паузы; перевоплощение в зависимости от конкретного «образа» урока, ситуации.

Огромную роль играют контрасты – как необходимое условие практически каждого успешно проведенного урока. Важную роль играют и связки между фрагментами урока. Они должны быть направлены не только на органичный переход от одного эпизода занятия к другому, но и служить важнейшей функции установления целостности всего урока.

Обдумывание идеи, темы, логики урока и стремление реализовать их в самых разных видах муз. д-ти. Индивидуальн. подход в составлении и реализовании программы учителем. Творческая импровизация учителя во время проведения урока

Существуют разные подходы к планированию урока муз. Н-р, планирование предусматривает разработку планов отдельного урока, четверти, года. Основную рабочую нагрузку несет план на учебную четверть, который определяет систему уроков. В плане отдельного урока намечаются его примерный ход, «дозировка» тех или иных видов деятельности, заданий.

Планы уроков могут отличаться по степени полноты их изложения. Обязательным для них явл.-ся:

· Обозначение цели, темы, идеи урока, его основных задач;

· Определение образа урока и муз-педагогич. жанра, в котором он будет решен;

· Выстраивание порядка следования муз. и другого учебного материала на уроке в соответствии с драматургическим замыслом (включающим форму проведения урока, его составные части и характер взаимосвязи между ними; виды и формы муз-ой деят-ти);

· Определение способов и приемов достижения поставленных задач;

· Примерное время, отводимое на отдельные фрагменты урока;

· Перечисление необх-го оборудования.

В плане урока должны быть раскрыты след.-ие задачи:

Воспитательные, направленные на развитие приоритетных для муз-ых занятий качеств личности, опыта эмоц-но-ценностных отношений, опыта муз-творч. деят-ти и худ. вкуса;

Обучающие, предусматривающие усвоение знаний музыки и знаний о музыке, ее связь с другими иск.-вами; формирование муз-ых умений, навыков исполнения м-ки, особенно в хоровом пении, а также в процессе игры на муз-ых инструм-ах и муз-пластического интонирования и на этой основе – развитие муз. способностей уч-ся.

II .Анализ.

Существ. две разновидности анализа урока – 1ая – анализировать урок «другого», 2ая – анализировать свой урок.

Анализ урока муз. «другого» и анализ своего урока – процессы многослойные. При этом нужно выделить след.-ие направления анализа.

Первое направление предполагает анализ:

· Целей, задач, содержания урока и методов его проведения;

· Профессиональной деят-ти уч-ля муз. и его личностных качеств (д-ть музыканта и д-ть музыканта-педагога - речь, грамотность, организация д-ти).

2ое направление предполагает: рассмотрение деят-ти учащихся и их личностных качеств, кот-ые проявл-ся в разнообразном опыте их муз.-тв-ой деят-ти.

В процессе анализа муз занятия в центре внимания находятся:

· Активность уч-ся, интерес, кот-ый они проявл-ют к тем или иным муз. произв-ям, видам муз. деят-ти;

· Процесс усвоения муз-ых знаний, эффективность методов, применяемых с этой целью;

· Процесс развития муз. умени й, формир-ия исполнительских навыков и целесообразность применяемых для этого приемов и способов;

· Процесс творч-ого муз. развития уч-ся в различных формах и видах деят-ти и адекватность профессиональных действий студента-практиканта.

В завершение анализа урока выделяются след. показатели:

1. Общая гуманистическая характеристика деятельности учителя:

· Создание позитивного эмоц-го климата на уроке;

· Оказание поддержки учащимся;

· Создании атмосферы доверительных отношений;

· Этика и эстетика отношений уч-ся с учителем;

· Культура общения с учителем.

2. Общеметодическая подготовленность уч-ля:

· Структурная целостность урока;

· Результативность педагогич-их действий;

· Оригинальность, нестандартность урока в целом;

· Культура речи;

· Активность уч-ся на уроке;

· Эффективность контроля знаний, умений и навыков;

· Создание ситуации сотрудничества уч-ля с уч-ся;

· Создание ситуации сотрудничества учеников класса.

3. Психолого-педагогич-ий анализ урока:

· Создание положительной мотивации;

· Организ-ия внимания;

· Организ-ия восприятия учебного материала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: