Что может и чего не может Управляющий совет: стратегическое управление

Управляющий совет появляется в школе не для того, чтобы осуществлять непосредственное руководство школой, подменять директора школы или принимать решения, требующие профессиональной педагогической подготовки. Управляющий совет существует в основном для того, чтобы определять стратегические направления в деятельности школы и наблюдать за тем, как они претворяются в жизнь директором и школьным персоналом.

Стратегия - вот основное поле работы Управляющего совета. Задача школьных управляющих - коллегиально выработать в ясной и понятно форме цели, ради которых должна работать школа. Этим будет руководствоваться директор при принятии тактических и оперативных решений, касающихся повседневного управления школой.

Каждый школьный управляющий и Управляющий совет в целом не вправе давать указания учителю, как вести урок, заместителю директора школы - как составить расписание уроков на учебную четверть или как заменить заболевшего учителя.

Управляющий совет своим коллективным решением определяет целом режим работы школы в течение учебного года. Он участвует в выборе школой учебных программ, в определении содержания так называемого "школьного компонента", учебного плана. Именно Управляющий совет разрабатывает и принимает такие локальные нормативные акты школы, как "Правила взаимоотношений участников образовательного процесса", "Положение о порядке оказания дополнительных платных образовательных услуг", "Правила приема учащихся в школу и исключения из школы" и др. Управляющий совет создает школьные законы, нормы, правила, по которым работает школа, ее директор и учителя, учатся дети, участвуют в образовании своих детей родители. Он же и контролирует исполнение всем школьным сообщество» школьных законов, норм и правил, принятых им решений.

Решения Управляющего совета по вопросам, отнесенным Уставом школы к его компетенции, являются обязательными для исполнения директором, школьным персоналом, всеми участниками образовательном процесса.

Школьный управляющий в Управляющем совете не только принимает решения. Он реально влияет на функционирование и развитие школы, на качество образовательного процесса, на эффективность использования школьных ресурсов. Решения, принятые с его участием, либо продвигают школу к более эффективному и качественному образовательному процессу, либо закрывают возможные пути развития.

Особого внимания и ответственности школьных управляющих требует работа с финансовыми средствами. Направления расходования бюджетных средств (по статьям бюджетной классификации) уже определены, и изменить это не вправе ни Управляющий совет, ни директор школы. Казначейство строго следит за целевым использованием направляемых в школу бюджетных средств. Но и в этих рамках остается достаточное поле выбора. На какие нужды направить выделенные школе бюджетные деньги? Улучшить оснащение кабинета физики или химии либо укрепить материальную базу гуманитарных дисциплин? А вот привлеченные в школу внебюджетные деньги, например добровольные благотворительные пожертвования, спонсорские вложения, а также финансовые средства, заработанные школой от оказания платных дополнительных образовательных услуг, Управляющий совет и директор могут использовать на цели развития школы с большей свободой выбора вариантов решений.

Хотя отдельные школьные управляющие не отвечают за просчеты Управляющего совета, за все действия, произведенные с согласия или по решению Управляющего совета, ответственность в целом несет весь Управляющий совет.

Трудно представить себе, что избранные школьным сообществом школьные управляющие когда-либо сознательно проголосуют за решение, которое нарушает "школьную конституцию" - Устав школы. Тем более невозможно предположить, что Управляющий совет примет решение, прямо нарушающее законы страны. Но если коллективные решения Управляющего совета действительно ведут к снижению эффективности работы школы, к нерациональному использованию ресурсов, к повышению конфликтности в школьном сообществе и к другим негативным последствиям, а Управляющий совет большинством голосов своих членов продолжает на таких своих решениях упорно настаивать Управляющий совет в целом подлежит "увольнению". Учредитель школы своим решением распускает такой Управляющий совет и назначает выборы нового состава Управляющего совета. Но мы уверены, что наши школьные управляющие вряд ли смогут стать свидетелями или участниками такого сценария развития событий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: