Обучение по выбору

В 17 веке великий педагог-классик Ян-Амос Коменский выдвинул и реализовал ключевую для того времени задачу: он хотел создать школу, которая смогла бы "учить всех всему", то есть одинаково как по содержанию, так и по методу. Еще привычная для многих нас модель советской школы строилась по логике Коменского - обучение было в высшей степени единообразно. Одна программа, один учебник, единый учебный план, фронтальная (то есть единая для всего класса) методика преподавания. Конечно, Коменский понимал, что все дети разные, но для него было важно в методе обучения как раз нивелировать эти индивидуальные различия и построить универсальную (унифицированную) "дидактическую машину". Для ученика в такой машине", заметим, сознательно не оставлялось никакого места для выбора.

Но сейчас время иное, и все более важной для педагогики становится обратная задача - не как нивелировать индивидуальные способности и интересы детей, но, наоборот, как их учесть, и по возможности максимально. В наибольшей мере индивидуальные различия детей проявляются и становятся значимы в старшем школьном возрасте. Именно на индивидуализацию образования и должна работать вводимая ныне в стране система профильного обучения старшеклассников.

Опыт и основы профильного обучения закладывались и в советской школе, - вспомним всем известную модель спецшколы (например, математической или языковой). Однако вводимое ныне профильное обучение несколькими очень важными признаками отличается от тогдашней спецшколы.

Во-первых, профильное обучение должно стать массовым, а спецшколы, равно как и сегодняшние лицеи и гимназии, охватывали не более 5-7% детей. Это были элитарные школы. В профильном же обучении речь идет о массовости. Не о стопроцентном охвате ребят, но хотя бы о 50-70-процентном, - а это уже на порядок шире. Путь поступления в престижную гимназию или лицей довольно сложен. Вашего ребенка могут тестировать, ему придется пройти через трудный конкурс. А массовая профильная школа вполне доступна.

Во-вторых, при профильном обучении ребенок получает возможность не только увеличить объем и содержание обучения по выбранным им предметам, но и уменьшить свою нагрузку по невыбранным. Например ученики, решившие специализироваться на филологическом профиле получают возможность изучать по упрощенным программам сложные и не очень-то нужные для них разделы математики или химии. Таким образом единое ядро общеобразовательной программы сохраняется, но в несколько сокращенном виде, а освободившееся время предоставляется для углубленного изучения предметов по выбору.

Стандарт и учебный план

Сейчас утвержден двухуровневый стандарт для старшей школ по всем предметам для базового уровня, несколько разгруженного, и для профильного уровня, углубленного и расширенного. Это касается и содержания, и времени, отведенного на изучение того или иного предмета. (Например, история базовая, сжатая, и история профильная расширенная. Точно так же - биология, математика, физика и так далее)

Федеральный базисный учебный план для профильного обучения был утвержден относительно недавно, в марте 2004 г. Согласно этому учебному плану, инвариантная, одинаковая для всех детей учебная составляющая уменьшена (возможный минимум - всего 8 учебных предметов, см. Приложение №4) по сравнению с традиционным учебным планом. Сейчас этот учебный план реализуется отдельными школами и муниципалитетами как экспериментальный.

Помимо базисного плана также были утверждены примерные учебные планы различных профилей: физико-математического, химико-биологического, социально-экономического, филологического, художественно-эстетического и т.д., в том числе разновидности технологического профиля (индустриально-технологический, агро-технологический, информационно-технологический и др.).

Однако это не более чем примеры, вовсе не нормативные профили. Уже сегодня практика выявила и другие возможные профили. Возникли педагогические, медицинские, морские, аграрные профили. Мы не должны ограничивать потребности детей, региона, которые идут от самой жизни. Может быть, ни к чему создавать морской профиль в степном городке, где-нибудь под Оренбургом. Но почему бы не открыть такую школу или такой класс в портовом городе? Ведь это создает дополнительные перспективы для будущего ребят12

Самое важное - это исходить из принципа максимальной широты и индивидуализации образования учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: