Когнитивно-аналитическое направление

КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ

Когнитивная психокоррекция предполагает, что проблемы у индивида вытекают главным образом из неких искажений реальности, основанных на ошибоч­ных предпосылках и допущениях. Эти неправильные представления возникают в результате неправильного науче­ния в процессе познавательного или когнитивного разви­тия личности. А отсюда выводится формула воздействия: психолог помогает клиенту отыскать искажение в мышле­нии и научиться альтернативным, более реалистичным спо­собам формулирования своего опыта.

Основная задача коррекции — изменения в восприя­тии себя и окружающей действительности, при этом пришается, что знания о себе и мире влияют на поведение, а поведение и его последствия воздействуют на представле­ния о себе и мире.

Когнитивно-аналитическое направление

Задачей психолога Д. Келли считал выяснение неосозна­ваемых категорий мышления (которые являются источни­ком негативных переживаний) и обучение клиента новым способам мышления. Для этого он создал техники непосред­ственной коррекции неадекватных способов мышления.

Основные этапы работы с клиентом:

1.Диагностический.

2. Активного взаимодействия.

3. Перерыв.

4. Заключительный.

1. Диагностический этап. Знакомство с проблемами кли­ента, глубокое изучение его биографии, совместное с кли­ентом формулирование его проблем.

Завершается этап передачей клиенту письма, в котором излагаются эпизоды его биографии, по мнению психолога, имеющие отношение к настоящей проблеме, раскрывается психологический смысл этих эпизодов, суммируются пред­ставления психолога о причинах проблемы, раскрывается связь ситуации, в которой возникает симптоматика, с име­ющимися «невротическими способами поведения» и силь­ными эмоциональными переживаниями.

Письмо клиент читает вначале самостоятельно, а затем в; присутствии психолога. После прочтения уточняются фор­мулировки и причины проблемы, обсуждаются с клиентом и принимаются цели и план коррекции. Этап составляет 3—5 встреч.

2. Активный этап. Задача данного этапа — научить кли­ента видеть неадаптивные формы собственного поведения. Наблюдая за собой (используя для этого различные при­емы — ведение домашнего дневника, заполнение когнитив­ных картой др.) и обсуждая с психологом результаты на­блюдений, клиент начинает понимать, какие процессы уп­равляют его жизнью. Этот этап состоит из 9—12 встреч.

3. Перерыв. В течение 2—3 мес клиент самостоятельно (не
встречаясь с психологом) использует освоенные формы поведения в повседневной жизни.

4. Заключительный этап. Клиент и психолог обсуждают
прогресс в ситуации клиента, новые формы поведения, проблемное поведение клиента с целью доработки самых сложных его элементов. Этот этап составляет 3—4 встречи.

Целями когнитивной психокоррекции являются:

- исправления ошибочной переработки информации;

— помощь клиентам в изменении убеждений, которые поддерживают неадаптивное поведение и неадаптивные эмоции.

Позиция психолога. Позиция психолога достаточно ди­рективная, он — учитель, наставник.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: