КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ
Когнитивная психокоррекция предполагает, что проблемы у индивида вытекают главным образом из неких искажений реальности, основанных на ошибочных предпосылках и допущениях. Эти неправильные представления возникают в результате неправильного научения в процессе познавательного или когнитивного развития личности. А отсюда выводится формула воздействия: психолог помогает клиенту отыскать искажение в мышлении и научиться альтернативным, более реалистичным способам формулирования своего опыта.
Основная задача коррекции — изменения в восприятии себя и окружающей действительности, при этом пришается, что знания о себе и мире влияют на поведение, а поведение и его последствия воздействуют на представления о себе и мире.
Когнитивно-аналитическое направление
Задачей психолога Д. Келли считал выяснение неосознаваемых категорий мышления (которые являются источником негативных переживаний) и обучение клиента новым способам мышления. Для этого он создал техники непосредственной коррекции неадекватных способов мышления.
|
|
Основные этапы работы с клиентом:
1.Диагностический.
2. Активного взаимодействия.
3. Перерыв.
4. Заключительный.
1. Диагностический этап. Знакомство с проблемами клиента, глубокое изучение его биографии, совместное с клиентом формулирование его проблем.
Завершается этап передачей клиенту письма, в котором излагаются эпизоды его биографии, по мнению психолога, имеющие отношение к настоящей проблеме, раскрывается психологический смысл этих эпизодов, суммируются представления психолога о причинах проблемы, раскрывается связь ситуации, в которой возникает симптоматика, с имеющимися «невротическими способами поведения» и сильными эмоциональными переживаниями.
Письмо клиент читает вначале самостоятельно, а затем в; присутствии психолога. После прочтения уточняются формулировки и причины проблемы, обсуждаются с клиентом и принимаются цели и план коррекции. Этап составляет 3—5 встреч.
2. Активный этап. Задача данного этапа — научить клиента видеть неадаптивные формы собственного поведения. Наблюдая за собой (используя для этого различные приемы — ведение домашнего дневника, заполнение когнитивных картой др.) и обсуждая с психологом результаты наблюдений, клиент начинает понимать, какие процессы управляют его жизнью. Этот этап состоит из 9—12 встреч.
3. Перерыв. В течение 2—3 мес клиент самостоятельно (не
встречаясь с психологом) использует освоенные формы поведения в повседневной жизни.
4. Заключительный этап. Клиент и психолог обсуждают
прогресс в ситуации клиента, новые формы поведения, проблемное поведение клиента с целью доработки самых сложных его элементов. Этот этап составляет 3—4 встречи.
|
|
Целями когнитивной психокоррекции являются:
- исправления ошибочной переработки информации;
— помощь клиентам в изменении убеждений, которые поддерживают неадаптивное поведение и неадаптивные эмоции.
Позиция психолога. Позиция психолога достаточно директивная, он — учитель, наставник.