Первым говорил … 16 век - указал. говорил, что мозг явл сосредоточием психич функций.
Аристотель считал, что ощущения сосредоточены в сердце.
Потом выступили - Галлен. Впервые - теорию, натуралистич теорию мозга - мозг является общим чувствилищем. Т е все психич функции кот есть, кот видим экспрессивно и интерактивно - это было очень умно.
18 век - начало.
Интересно, что там много волокон, связей. Это была догадка. Тогда не было физиологич исследований. Соединит волокна. кот создают множество связей. Интересная догадка - назначение - когда поражается одна часть мозга, чтобы благодаря другим связям функция восстанавливалась.
В свое время эту догадку - связи, вместилище для восстановления - эту гип повторил Павлов.
Догадка была дальше развита. Потом Фриц - теория - они привлекли внимание к мыслям о локализации психич функций в отдельных частях мозга. Это проблема мозговых основ. Все время была связана с вопросами - что надо локализовать. Отдельные психич функции или всю психику.
Этот вопрос стоит и сейчас. Мы продвинулись сильно, но все равно вопрос стоит.
Искания неврологов, психиатров - занимались этой проблемой. И они поняли, что проблема возможности и невозможности восстановления связана с проблемой локализации.
Психиатры продолжали, и сошлись, что надо изучать локализацию. Они брали готовую концепцию из психологии.
Поскольку психология психич функций - они не рассматривались со связью с мозгом. Считали что психич процессы врожденные. И структуры нет. Целостные образования. Если так рассматривать, как можно локализовать. Найти мат субстрат - конкретных участков мозга для каждой психич функции, кот врожденная.
Поэтому возник период узкого локализационизма. Потому что в психологии рассматривались психич процессы вот так.
Эти исходные представления лежали в основе учения о локализации, кот прослужило с 60 годов 18 века - Брока премот афазия и Вернике - сенсорная. Весь 20 и сейчас продолжает.
Выйдите за пределы университета - многие считают, что впф локализуются
Получилось так, что из неуверенной локализации отдельных психич функций, все обрадовались, что так хорошо получается. Пошли искать центры - пошел центриз - цент памяти. мышления. центр неодушевленности. центр любви к себе. центр я, центр ты.
Если бы эти карты составляли напр Визалий, но это совр ученые. Еще в 59 году Нельсон - цент неодушевленных предметов.
Англичане, кот приглашает Микадзе. У них локализация.
Пошло много центров.
Вопрос - что и как локализуется. Локализуется целостная психич в отдельных участках мозга.
По поводу этого учения хорошо писал Ухтомский - его читать. Он критикует.
Потом эти взгляды влияют на практику. Выг - взяли узкую локализацию и получили, что восстановить ее невозможно. Если психич функция целостная ее нельзя восстановить
Англичане учат приспосабливать.
Вред, кот нанесла эта теория с одной стороны. С др стороны пользу т к любое учение приносит пользу. Если раньше считали, что есть целостный мозг, а теперь разделили - это неплохо. Тогда еще не были развиты естественные науки, неврология не отделилась. Это был правильный ход.
Центризм, узкая локализация привела ученых - Брока, Вернике - они открыли - Брока - премот афазию и место, где она локализуется. Это была узкая локализация. Все в 44 поле. Это ниж задняя лобная доля. Третья часть нижней лобной извилины.
Лурия показал, что их 2. В зону Брока он поместил только эфферентную афазию. Он нашел мот афазию, Отделил от других. Нашел локализацию
Через 10 лет Вернике Сенсорная - верх треть задней вис. Она и сейчас там. Но это продолжение узкого локализационизма.
В 60 годы Джексон -гениальный невролог. Он первый сказал, что нельзя локализовать речь, так как это сделал Брока. Там локализуются только отдельные механизмы. Выступал хорошо.
Это была английская ассамблея, на кот выступали по поводу локализации речи.
Неврологи тогда работали только по речи. Они не писали - локализация впф.
Главным предметом была афазия. Во всем мире в нейропсихологии афазиология - очень важная часть.
Выступили все против Джексона. Идея Джексон не прошла. Прошло 60 лет. Об этом пишет Бернштейн - ошибка кот произошла от совмещения понятия локализации симптома и локализации функций.
Сделал попытку исправить смещение Джексон. В 1868 году. Была решительная дискуссия с Брока. На кот победил Брока. За этим провалом пошла точечная локализация.
Что Брока сделал хорошего - нашел часть функций.
Дальше теория себя изжила, все шло как надо, но больные. кот не должны были восстанавливаться - участок мозга был или изъят, или там воспалит процесс – у них функция наруш сначала полностью, а потом восстанавливается.
Проходит время и люди нач говорить. Тогда видно. что вся речь не нарушается. Почему восстанавливается? Вопрос - если восстанавливается, значит. не вся речь там локализуется.
Они обнаружили только по речи, мы видим восстановление и других функций
На практике много спонтанно восстанавливается.
Надо решить проблему - будет или нет спонтанное восстановление.
Пришли новые умы, начинали раб над старыми воззрениями.
Возникла вторая теория - учение антилокализационизма. Считали, что в отдельных участках мозга только элементарные функции. Элементарные необходимы и они локализуются -зрение, слух обоняние. общая чувствительность. Ощущения - это не элементарный процесс. Это еще не высший. Чувствительность - это элемент и локализуется.
Сложные психич процессы - они результат работы мозга в целом. Они р части мозга как неспецифич, равноценные эквипотенциальные
Об этом писали Лешли. Гольдштейн. Бернштейн писал о нем - это очень умный чел, а потом написал. что «иногда». Они считали, что если псих функция осуществляется работой всего мозга, то восстановление зависит не от локализации, а от массы мозга.
Это 2 пути. Для этого курса это надо знать - проблему локализации. Возможно или нет восстанавливать функции - возможность зависит от того
- как мы понимаем локализацию
- и что это такое впф.
На выходе получилось - иногда пишут, что они не смогли что-то сделать. В каждом периоде развития науки - важно, как идет развитие. Это естественное развитие любого науч знания. Столкнулись 2 подхода.
- Механистич подход. Столкнулись 2 науки философия и психология. Философия не уходит от психологии. Это проблема, как связана психика чел с мозгом. Если связана, надо отрицать существование бога. Они в свое время это позволили, как психич функция сидит в мозгу и как помочь больным в религиозное время. Это механистич подход.
- Идеалистич - эквипотенциальности мозга. Психич функции равноценно и могут восстанавливаться если только повреждена небольшая часть
Интерес к локализации впф - в 17 -18 веке, поддерживается и сейчас, идут исследования в институте мозга, Анохинской школе. Это работы на др науч основе, другая философия.
Как решать вопрос о возможности восстановления. Был решен, что невозможно, а функция продолжала восстанавливаться.
Тогда решили р вопрос - что такое впф.
Мы подходим к этому вопросу. Т о подходим к концепт аппарату нейропсихологии.
В чем еще была беда. Не только в философской доктрине, не только в понимании психологов как врожденных функций, еще и психиатры делали ошибки, они тоже этим занимались.
Есть синдром пораж теменных отделов мозга. И опред синдром имеется в опред отделах префронт. Теменной - ему не придавали значения. Большую роль придавали организации психики. Все лоб - что делает лоб - он украшает движение человека. Лоб делает или не делает движение. Премот делает движение. Если лоб не работает, они буду резкими. Если лоб работает, движения будут плавные.
Передние отделы лобные тоже имеют синдромы. И совпадают опред темя и лоб.
Есть нюх у клинициста. Смотреть больного целиком. На него, как он себя ведет, как входит в задание, как выходит. Улыбается или нет, проверяет или нет.
А мот больной - переспрашивает - а как проверить.
А лобному все равно. Лобный сам исправил. Теменной не знает, как исправлять.
- У лобного нет нарушений. Он все умеет, но ничего не хочет.
- А теменной ничего не умеет, но хочет.
Помимо того, что он сделал, надо видеть. Все не напишешь.
Чтобы понять факты, надо смотреть личность. Контроль. Планирование. Регулирование. Регулирования нет, а если подрегулировать - он сделает.
У нас будут факты - это симптом. И часто симптомы одинаковы
Особенно счет у лобного и теменного очень похожи.
Она коснулась других направлений нейропсихологии, чтобы понимали, разбирались. Это направление науки, где мы впереди всей планеты, но про это знаем только мы, и то не все
Но зная это, не будем гоняться за редкой иностранной литературой. Литература доступна
Ее последние взгляды - серия психологи отечества. «Афазиология - новый подход». Чем бы ни занимались, тематика пригодится. Афазиология - не частные проблемы нейро, а общие проблемы строения психич деят, наряду с теоретич - и практич техники и технологии. Эти технологии должны далее развиваться. Другие впф недостаточно изучены.
Бизнесмену стукнули по голове. Проблемы с памятью. Надо было восстанавливать
Пространственные представления. Не только нарушение счета, но и проблема с обобщением, проблема с восприятием окр мира.
Эти проблемы выходят за пределы клиники. Поэтому наша кафедра пользуется большим спросом. Мы можем работать где угодно, в т ч и в клинике.
На этой лекции перейдем к более практич теме. Она говорила про концепт аппарат. Расскажет про впф, про фс, что они представляет, в частности про поведенческие. Даст глубину этих вопросов.
Мы начнем тему
Пути восстановления впф
Сделаем экскурс в клинику, 2 вида наруш психич процессов при очаговых пораж
Каждое пораж при травме, кровоизлиянии, опухоли имеет сложное строение. Это связано с тем, что
- часть нерв элементов полностью разрушается,
- а другая часть, кот расположена около, переходит в сост инактивации - остаются сохранными. Но на время выпадают из работы. Напр после инсульта отек мозга, или опухоль - вырабатываются токсические элементы.
При различ пораж нарушения различны.
Всем известно нарушение - контузия - поврежд мозга ударной волной. Как правило, у человека, пережившего контузию, сохраняется воспоминание об этом событии. Возникает двойное комплексное воздействие. С одной стороны ударная волна, с др стороны психич травма. В рез нервные клетки не разрушаются, но приходят в сост торможения, хотя сами по себе эти элементы сохранны.
При различ инсультах мы наблюдаем картину, кот заключается в том, когда люди попадают в острое сост, то очень тяжелое внеш впечатление. Чел не говорит, не понимает. Но когда делают томографию, то картина резко отличается от того, что видим в реальности. Видим маленький очажок в районе лобной извилины. Томография показывает реальный очаг, а мы видим картину элементов, кот окружают очаг, и нах в сост инактивности.
Т о 2 там
1. разрушение - необратимое выпадение работы участка
2. инактивность
Исходя их этих 2 видов нарушений - 2 пути восстановления:
1. путь растормаживания временно угнетенных систем гол мозга.
2. путь перестройки фс гол мозга методом восстановит обучения.
Этот путь включает 3 направления
- 1 внутрисистемная перестройка
- 2 межсистемная перестройка
- 3 перевод функции на другой уровень.
Эти 2 пути - растормаживание и перестройка - это 2 осн пути. кот были разработаны в нашей школе во время войны, во главе с Лурия. Эти технологии положили начало развитию этому направлению
Кроме этих 2 есть еще и пути. След путь:
3. путь перемещение нарушенных функций в сохранные участки мозга.
Называется викариат. Этот термин пришел из учения антилокализационизма. Они р путь викариата как путь перемещения разруш функций в др полушарие мозга
4. путь - медикаментозный путь.
5. психологический путь - или путь изменения установки личности.
Сейчас рассмотрим эти пути более по дробно
1. 1 путь растормаживания временно угнетенных систем гол мозга.
Главное, что необходимо - инактивные элементы включить в работу. Как это м сделать.
С одной стороны эти вещи, в опред степени на эти элементы м воздействовать с пом лекарств. С др стороны мы м воздействовать с пом нейропсихологич методов
Как это происходит. У больного грубое наруш речи, и мы пытаемся установить контакт - действуем напрямую. Общаясь, мы эту функцию постепенно включаем, заставляем работать, с др стороны действие лекарств.
Несомненно что со временем эти элементы сами придут в раб сост. Но воздействие ускоряет восстановление. Постепенно мы видим, что больной, даже если с ним никто не занимался, больной может начать говорить. Но он восстановится настолько, насколько у него сохранны нервные элементы. В дальнейшем необходима другая работа
И тогда след путь
2. 2 путь перестройки фс гол мозга.
Наука шла длительное время к этому пути. Ученые пытались каким-то обр эти проблемы решить. Но они пытались решить исходя из уровня науч знаний, кот они обладали. Несмотря на то, что эти знания были неправильными, они внесли свой вклад в науку.
Окончательно вопрос восстановления был решен в годы войны. Когда в госпиталь в Кисегаче поступало много раненых. Часто люди не могли говорить, ничего не помнили. И медицина возвращала их к жизни. А психология должна была вернуть их к активной социальной жизни. Необходима была работа на психологич уровне. Были брошены мощные силы, и задача была решена.
Лурия - 2 книги. Восстановление... И травма и афазия.
На эту тему писал Леонтьев, Запорожец
Этот путь включает в себя три направления
· 1 внутрисистемные перестройки.
Это напр использует афферентации наруш фс, кот имелись в онтогенезе а у взрослого чел нах в запасном фонде афферентации.
Здесь восстановит обучение строится так, чтобы наруш звено фс было заменено резервным сохранным.
Пример
Письмо изначально имеет внешне развернутый характер. И постепенно афферентации сворач - речедвиг, моторная уходят в запасной фонд
У чел останется 2 - слухомоторные. Услышать и написать. Не нужна зрительная.
Если у чел нарушается фонематич слух - 22 поле, возникает сенсорная аграфия - проблемы с письмом, связ с тем, что чел не различает звуки речи и не может их написать. Больные поступают с периферии, родственники приводят тетради, исписанные. Они могут копировать, но когда мы пишем, мы себе диктуем. Если наруш фонематич слух, чел не м диктовать
Поэтому мы должны использовать сохранные афферентации, т е с пом спец технологий эти афферентации извлечь. Какие
1. 1 зрительная афферентация. Чем она поможет - больной м смотреть на губы говорящего. Как глухонемые м понимать речь глядя на других, но в отлич от больных остатки фонематич слуха сохраняется.
2. 2 какая опора - кинестетическая афферентация. Человек, когда проговаривает, он через ощущение от органов артикуляции может четко дифференцировать звук.
В какой -то степени может помочь то, что когда они проговаривают - они что-то слышат. Т е мы подключаем все возможные афферентации. Для этого нужно четко представлять, что представляет собой фс, знать, какое звено нарушено. Берем звено и это звено замещаем.
В реальности это очень сложный и трудоемкий процесс. Потом это приведет к тому. что чел сможет писать. Мы раб не только над письмом, так как страдает фонематич анализ и синтез, работаем и над речью, и чтением.
Так мы занимаемся внутрисистемной перестройкой.
Т е раб над той же фс, только видоизменяем ее реализацию
· След направление - межсистемная перестройки -
это направление создает новые фс. На основе включения звеньев, не принимавших ранее прямого участия в реализации наруш функции.
Все психич процессы очень взаимосвязаны - мы говорим о прямом участии. Т е мы как бы заново конструируем фс. Берем другие афферентации и встраиваем.
Напр
при пораж затыл отделов лев полушария возникает нарушение чтения вследствие того что больной испытывает проблемы восприятия знаков. Это нарушение может описываться как символич агнозия. Более точное - оптическая - алексия.
Т е чел не может читать, т к он не дифференцирует буквы. Страдает восприятие буквы как знака,
Как можно помочь больному. Должны использовать другие афферентации.
Если не может распознать, надо попросить написать в воздухе. Рисуя контур рукой, он распознает контур. Или перерисовать, не задумываясь. Мы вводим моторный образ буквы. С процессом чтения эта афферентация не связана. Мы включаем это звено. Вначале больной будет обводить пальцем, потом под столом, или взглядом
Или с пом включения кинестетич анализа. Мы даем больному ощупывать букву. Дается буква, вырезанная из картона. Вводим кинестетич афферен. Постепенно будет более легко распознавать. Может остаться движение ощупывания.
Не будет идеальная фс, но будет улучшение, будет замедленное выполнение, но это интериоризируется и будет происходить быстрее, но в целом более медленно..
След направление.3 направление.
· Это перевод функции на др уровень.
Заключается том, что мы переводим функции на более низкий и менее произв уровень с целью дальнейшего восстановления более выс уровня ее протекания.
Либо наоборот, мы переводим функцию на более выс уровень ее организации, с треб включения сознания с целью дальнейшего преодоления дефекта нижележащего уровня.
Мы говорили, что нарушение психич процессов происходит исходя из наличия уровней.
Мы смотрим не только какое звено нарушено, так же и какие уровне нарушены и сохранны.
Пример
Как это происходит в реальной работе.
Леонтьев и Запорожец работали с больными с наруш движений. Задача - просили поднять руку больного. Он ее поднимал, но потом переформулировалось задание.
Во втором просили взять предмет с полки. И рука поднималась практически в 2 раза выше и в 2 раза быстрее.
Формально ничего не изменилось, но заметно изменился результат. Как это объяснить. Был с пом задания произведен перевод на другой уровень - уровень предметных действий.
Правильное понимание уровнего строения может привести к практич результату.
Как мы используем.
Напр –
перевод на более низкий уровень.
при эфферентной мот наруш произвольный уровень.
И если сделать действие речевое на непроизвольном уровне, или сосчитать до 10, то явно и четко проявится то, что процессы намного более сохранным. Нас обучают счету очень рано. У чел независимо от уровня образования это устойчиво. Но если просить считать в обратном порядке, это уже не автоматизировано.
Или напр когда просим спеть то, что больной хорошо знает. Есть наиболее известные песни. Пение осуществляется, где бы ни находились.
Что видим. С одной стороны сохранен проивольн уровень. Мы включаем в этот процесс элемент произвольности - одно слово шепотом, другое вслух. Или одно громче, другое тише. Одно про себя, два вслух. Это можно в рядах или из стихов.
Смотрим, что сохранно и на этом работаем. Вносим в непроизвольную деят элемент произвольности. Потихоньку поднимаемся. Если больной раньше чтобы сказать, какое число, должен был просчитать от 1 до 9 вслух. После обучения он быстро просчитает про себя до 9 и скажет.
Используем ритмическую сторону речи. Просим говоря что-либо отстукивать ритм. Ритм обычно более древний, поэтому более сохранный
Перевод на более высший уровень