Семантич афазия

Проблемы понимания различ грамматич конструкций – «брат отца. отец брата». Люди не понимают очевидных вещей. Необходима сохранность понимания прост отношений. У них наруш зона тпо. У них наруш понимания левого - правого. верх - низ. Проблемы понимания различ грамматич конструкций. Надо поместить - в пространстве для понимания грамматич конструкций - не происходит совмещения элементов. Брат отца - для больного это отдельные слова.

Мы можем включить высший уровень - осознанного анализа. Рассуждая с больным, рисуя схему, подводим к осознанию больным.

То же самое понимание прост отношений. У больных сложности перерисовывания фигур - если дадим схему, научим как надо рассуждать - видим, что может перерисовать. Но не быстро, а 1-2 минуты. Это говорит. что при перерисовывании использует элементы осознанного анализа.

Или даем задание на серийный счет. Бывает, что не делает ошибок. Но очень большое время. Это сложный произвольный процесс, поэтому замедленный.

Об этом будем говорить весь курс. Поняв эти принципы, сможем работать с психич процессами. Надо знать строение процесса и какой уровень пострадал. И надо знать, что сохранно. Поэтому когда проводится нейрообследование. оно отличается от обычного. Кроме наруш мы должны знать, что у больного сохранно.

Решаем 2 задачи

1. выяснить нарушения

2. выяснить на что можно опереться.

Если напр страдает и эффер и аффер и сенс компонент - зная, что осталось мало сохранного, можно делать вывод, что хуже прогноз обучения. Но обучение в любом случае необходимо. В любом случае принесет пользу

3 путь. Путь перемещения наруш функций в сохранные участки мозга.

Или в сохранное правое полушарие при поражении левого.

Мы уже касались вопроса. Направление было предложено в рамках критики конц узкого локализационизма. кот считали. что происходит перенос наруш функции из лев полуш в правое. На практике это не наблюдалось.

При новых методах исследования было обнаружено, что при работе левого полушария в правом возникают локальные участки возбуждения. Это говорит о том, что прав полушарие также участвует в реализации речевых функций. Но участвует на особых ролях, в наст время как показ совр технологии прав полуш не приходит на помощь к левому. Важную роль играет латеральная организация. Задействованы оба полушария.

Науч факты все равно явл положит. Скорее всего, можно будет что-то сделать в будущем, т к работают два полушария. Но пока этого нет.

В целом возможности переноса наруш функций речевых в правое полушарие многие отеч психологи относятся отрицательно. Вся надежда только на левое.

Лекция 3

Для восстановления - амбидекстрия или левшество – тогда лучше прогноз

Симптоматика будет уходить, наша задача ускорить

1. 1 путь восстановления растормаживание

Мы впрямую включаем функцию в деятельность

Если больной страдает наруш речи, стараемся включить в речь

Это должно сопровождаться и мед терапией - все д б в комплексе

Т о начало восстановления приведет к тому. что функция станет работать более эффективно, но часть элементов все равно выпадает. И нужен особый подход - мы должны перестроить работу фс, кот пострадала.

Этот путь был разработан в годы вов. Тогда впервые было показано, что восстановление функций мозга возможно.

Это базировалось на правильном понимании работы мозга - узкий локализационизм - не давал такой возможности.

Это направление включает пути

- внутрисистемные

- Межсистемные

- Перевод функции на др вариант реализации

Эти походы кас работы с любыми психич процессами - наруш двиг функций - все эти вещи универсальны - общий подход.

Мы можем работать и с больными. И со здоровыми функциями - перестраивать психич процессы в норме- быстрое чтение. Мы включаем другое звено. Опора не на внутр проговаривание, а на внеш узнавание.

Методики улучшения памяти.

«Маленькая книга о большой памяти» - фс памяти этого чел работала по другому - в нее были включены процессы образности. Сложное межанализат взаимодействие - не только голос - он вызывал вкусовые ощущения, обонятельные. В норме тоже включены эти компоненты. Но в меньше степени

Опираясь на эти компоненты можно развить память и обыч человеку. Но изменения будут сказываться на всех психич сфере. У Шалишевского - личностные проблемы

Четко представляя, как мы м работать с психич функциями, можем сами разрабатывать технологии.

Курс будет посвящен технологиям восстановления впф. Главное усвоить общие подходы.

Это кас любой функции. Ц описала технологи восстановления речи. Наша задача не просто механич запоминать, а понять принципы, с какой целью делаются те или иные действия.

2. Перевод на др уровень

Мы остановились на 3

3. 3 путь - перевод наруш функции в сохранные участки мозга или в сохранное прав полушарие - называется викариат.

Подход был описан в трудах антилокализационистов. Они считали. что функция м перемещаться из одного полушария в другое. Их понимание психич процессов - частично было верно. Этот путь имеет науч подтверждение, что это возможно. Когда это возможно:

Для нежестко дифференц процессов - напр при пораж лобных долей - возможность компенсации.

Что кас более жестко связ функций - напр речь - прав не берет на себя функции левого. Но если функция распределена - восстановление идет легче - передача функции.

Еще важный момент - было выяснено, что в любом случае в прав полуш возникают участки с повыш активностью, когда раб левое полуш, прав тоже включено в работу.

Это дискусс вопрос. Пока не удается разработать технологии восстановления речи с использованием правого полуш, но тот факт, что есть возбуждение в правом - это обнадеживает. Но вопрос дискуссионный.

Робертс и Пенфильд изучали больных, у кот восстановилась речь - повторные пораж левого полушария - снова приводят к афазиям. Пораж прав полуш у этих больных не приводит к афазиям.

Отриц относился и Лурия. Но исследования ведутся.

4. 4 путь - медикаментозный путь восстановления.

Этот путь широко применяется. Мы с одной стороны наблюдаем. что наруш работа какой-либо зоны, и эту зону мы можем лечить с одной стороны. с другой стороны - перестраивать.

Мед - воздействие на уровне психофизиологии.

Этот способ показал результаты в перв очередь при восстановлении двиг функций.

Были накоплены большие наблюдения, что если ввести препараты улуч синаптич проводимость. Это описано у Лурии «восст мозга» и «афазии». Приводит факты - после препарата хорошо восстановилось движение. Но потом принял дозу алкоголя - очень мало - и после этого функция пришла в старое сост, и длительное время не восстанавливалась. Алкоголь действовал угнетающе. 20 г алкоголя.

Специфика медик терапии - наилуч результаты при воздействии на двиг сферу, для гнозиса - более скромные результаты

Цветкова описывает свои исследования медикаментов. кот пытались воздействовать на наруш речевую сферу. Было улучшение - растормаживание речи, усиление непроизвольного уровня.

Сейчас много препаратов, действующих на мозг - ноотропы - они в целом улуч деят мозга, способствуют усилению работы всех психич функций. Но есть и побоч эффекты, не все пишут в инструкциях. Они не всегда достат глубоко исследуются.

Еще важный момент - нейропсихологич исследование - главный инструмент при изучении воздействия лекарств. Можно увидеть насколько препарат влияет на психич деятельность.

След путь


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: