Цель проигрывания ролей (role playing): в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую управленческую или социально-психологическую ситуацию и затем дать обучаемым возможность оценить поступки и поведение участников игры – исполнителей. Одной из разновидностей метода инсценировки является ролевая игра.
Суть: имеет разновидности в виде ролевой игры и деловой игры.
Ролевые игры основаны на обучающем эффекте совместных действий. С психологической точки зрения содержанием ролевой игры является не предмет, его употребление или изменение человеком, а отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами.
Ролевая игра – способ расширения опыта участников анализа посредством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль) кого-либо из участников и затем выработать способ, который позволит привести эту ситуацию к достойному завершению.
Различия между деловой и ролевой играми.
Ролевая игра | Деловая игра |
В совместной деятельности акцент делается на общение | В совместной деятельности акцент делается на обучение |
Преобладание взаимоотношений | Преобладание групповых взаимодействий |
Межличностный уровень общения с элементами внутриличностного | Межличностный уровень общения с элементами межгруппового |
Нацеленность на внутриличностные изменения | Нацеленность на поведенческие изменения |
По отношению к деловой игре выступает как часть к целому | Включает в себя ролевую игру как свою часть |
Рекомендации по использованию и специфика: Ролевая игра может использоваться в психотерапевтических и личностных тренингах; также в обучающих или организационных целях, когда ее содержанием становится управленческая ситуация; в таком случае игра принимает деловой характер и направлена на взаимодействие с другими людьми.
Специфика использования ролевой игры:
· наличие модели управляемой системы, включенной в конкретную социально-экономическую систему. Такой моделью может стать фабрика, завод, магазин, музей или отдельное подразделение какой-либо организации с достаточно подробным описанием специфики, имеющихся ресурсов (материально-технических, финансовых, кадровых, социально-психологических);
· наличие ролей;
· различие целей участников игры, исполняющих разные роли;
· взаимодействие ролей;
· наличие общей цели у всего игрового коллектива;
· многоальтернативность вариантов;
· наличие группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры;
· наличие управляемого эмоционального напряжения.
Ролевая игра не только используется в качестве самостоятельной технологии обучения, но и применяется в коммуникативных тренингах, направленных на развитие навыков межличностного взаимодействия, необходимых для успеха в таких сферах, как интервьюирование, предоставление обратной связи и оценки, переговоры, продажи, деятельность по связям с общественностью и даже проведение самих тренингов.
ВАЖНО: в приложении представлены преимущества и недостатки данного метода (табл.6).